Меню

«Раз — и ваша машина прописана на Кавказе, а полис ОСАГО становится бесполезной бумажкой»

Иллюстрация: личный архив Ивана Косьмина

Почему от обязательного страхования страдают не только потребители, но и страховщики, и за сохранность чего сегодня переживает бизнес — в интервью на DK.RU.

«Вы вкладываете последние деньги в запуск бизнеса и не готовы потратить несколько тысяч на страхование своего имущества. А откуда тогда вы возьмете миллион, если вас затопит сосед сверху, и ваш бизнес встанет?» Директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Иван Косьмин уверен: в экономически нестабильные времена владельцы малого и среднего бизнеса все чаще будут обращаться в страховые компании, чтобы уберечь себя от убытков при пожарах, затоплениях и грабежах. 

Как за последние пять лет изменился рынок страхования в Свердловской области? Что на нем происходит сейчас?

 В течение многих лет локомотивом рынка было ОСАГО: страховые компании активно продавали эту услугу и охотились за клиентом. Но с ужесточением тарифов и ограничением лимитов со стороны государства этот вид страхования начал приносить в лучшем случае нулевую прибыль, а чаще всего он теперь убыточен. Поэтому в последнее время в приоритете у страховщиков  продвижение добровольных видов страхования: КАСКО, страхование имущества физлиц и юрлиц, страхование здоровья и жизни. Дело в том, что, в отличие от ОСАГО, эти виды страхования компании могут регулировать самостоятельно в соответствии с рыночными условиями. Страховщики могут просчитать, какие тарифы они должны выставить конечному клиенту, чтобы потом с гарантией и без всякого лукавства покрыть его убытки, нормально работать и развиваться, платить налоги и зарплату своим сотрудникам. Компания может, например, поднять тариф на страховку определенных моделей автомобилей, если у злоумышленников вошло в моду угонять именно эту марку, но зато клиент получит выплату своевременно и без длительных тяжб в суде. Поскольку это добровольное страхование, и клиент, и страховщик идут на эту сделку, осознавая свои обязательства. 

А что происходит с ОСАГО?

 ОСАГО, являясь обязательным видом страхования, дает массу возможностей для личностей, которые хотят нажиться на автолюбителях. Владельцы автомобилей сталкиваются со сложностями при оформлении полиса, доверяют мошенникам, которые регистрируют полисы с измененными данными, платят деньги автоюристам, когда попадают в аварии. Смотрите: вы доверили каким-то специалистам оформить вам электронный полис, они его оформляют  только ваш джип превращается в транспортное средство мощностью 70 лошадиных сил и зарегистрировано оно не в Свердловской области, а на Кавказе. Вам высылают дубликат, исправленный в фотошопе, и к этому полису никто не придерется до тех пор, пока не настанет страховой случай. Но когда он наступил, выплаты вы получить, понятно, не сможете. 

На протяжении многих лет страховщики говорили о том, что люди не готовы страховать свое имущество, риски, жизнь  у нас просто нет этой культуры, теперь вы говорите о том, что страховщики начали активно продвигать добровольные виды страхования. Что-то изменилось?

 Конечно, пока большинство граждан продолжает полагаться на русский авось, и основной проблемой на рынке страхования по-прежнему остается низкая информированность населения. Но постепенно отношение к страхованию меняется, и мы  компании, работающие на этом рынке, прикладываем к этому большие усилия. Я очень надеюсь, что этому будет способствовать активизация работы союза страховщиков Уральского региона (ССУР) «Белый соболь». Это одно из старейших профессиональных союзов региона, и мы планируем с его помощью усилить работу с населением. 

В последнее время о нем практически ничего не было слышно…

 Союз создавался как площадка для взаимодействия местных страховых компаний, но позже большую часть рынка заняли федеральные страховщики. Они скептически относились к развитию регионального объединения: у каждой компании есть собственная политика, которую диктуют из центра, свой бизнес-план. Но в последнее время даже федералам стало понятно: без подготовленного, «теплого» рынка мы все будем биться в закрытые ворота, поэтому без объединения усилий нам не обойтись. Мы каждый боремся с одними и теми же проблемами, но по одиночке, и, естественно, решить их не можем. Нам нужно донести до клиента, в чем заключается выгода страхования, что это — не страшно, что получить выплаты по страховым случаем можно без проблем. Кроме того, совместно проще бороться с мошенниками на этом рынке, можно договориться об общих правилах игры  например, как должны работать аварийные комиссары.

Мы уже начали работать в этом направлении  «Белый соболь» собирает секции юристов, безопасников, к нам начали прислушиваться в судах. Ведь одно дело, когда со своей проблемой обращается конкретная компания (считается, что это ее личная проблема, и решать она должна ее сама), а другое дело, когда об общей проблеме заявляют представители профобъединения: это уже получается не проблема конкретного юрлица, а рыночная тенденция. И мы рассчитываем, что в наш союз будут входить не только страховщики, но и представители органов госбезопасности, областной администрации, чтобы можно было эффективно выстраивать взаимодействие в рамках правового поля. 

А как к добровольному страхованию относится бизнес? Насколько активно юрлица пользуются возможностью застраховать имущество, товары, ответственность?

 Бизнес постепенно начинает приходить к тому, что в наше непростое время дешевле отдать деньги за страховку, чем потом искать крупные суммы на возмещение ущерба. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. Крупные производства, как правило, обладают некоей финансовой подушкой безопасности, им проще локализовать и ликвидировать последствия какого-либо форс-мажора. Владельцы же небольших магазинов, парикмахерских, кафе, которые вложили в свой бизнес собственные средства, вряд ли смогут оперативно найти, условно, миллион рублей на то, чтобы спасти свое помещение, затопленное соседями сверху. Поэтому юрлица все чаще страхуют свое имущество, товары  при перевозке или остатки на складе, ответственность перед третьими лицами, простой из-за непредвиденных обстоятельств. При правильно подобранной защите страховая возместит ущерб за пожар, залив помещения, сбой в системе работы оборудования и т.д. Кроме того, ответственные работодатели могут страховать своих сотрудников — от несчастных случаев, травм, приобретать программу ДМС. 

Велика ли доля юридических лиц в структуре клиентов страховых компаний?

 У нас (я имею в виду филиал СПАО «РЕСО-Гарантия») доля юрлиц в сборах занимает 20%, но с каждым годом этот показатель увеличивается. У аудитории бизнес-клиентов  большой потенциал, и динамика есть из года в год — как у отдельно взятой компании, так и по рынку в целом.