Развязное строительство
Стихийная логистика Рынок и дорожная пробка - понятия-синонимы, считает главный специалист комитета по транспорту и связи городской администрации АЛЕКСАНДР САБАЕВ. Пробки становятся непременным спу
Стихийная логистика
Рынок и дорожная пробка - понятия-синонимы, считает главный специалист комитета по транспорту и связи городской администрации АЛЕКСАНДР САБАЕВ. Пробки становятся непременным спутником рынка - как экономической модели общества, из-за возросших транспортных потоков, так и площадки для торговли продуктами и ширпотребом - по той же причине. В Екатеринбурге самая затяжная пробка появлялась сначала по дороге на Шувакиш, а позже - на улице Малышева, перемещаясь вслед за наиболее посещаемыми центрами розничной торговли. В 1995 г. крупнейший в городе вещевой рынок -"Таганский ряд" - прописался в районе улиц Технической, Бебеля и Ольховской. Туда же "переехала" основная пробка. Сейчас на нее приходится каждый третий сорванный автобусный маршрут в Екатеринбурге.
"Таганский ряд" давно перестал быть торговой площадкой городского и даже областного уровня. Коммерсанты утверждают, что ближайший оптовый рынок масштабов "Таганского" расположен в Новосибирске. За партиями товара в Екатеринбург на улицу Бебеля приезжают предприниматели со всего Большого Урала. Был даже зарегистрирован случай, когда за детскими колясками прибыла "газель" из Владивостока. Эдакий стихийный транспортно-логистический центр. Неудивительно, что сейчас рынок - один из виновников дорожной пробки. Но и страдает от нее он больше других.
Руководство "Таганского ряда" пытается доступными средствами если не уничтожить, то хотя бы уменьшить автомобильные заторы в окрестностях рынка. Основной способ борьбы - строительство автостоянок. Сегодня вдоль Теплоходного проезда работают две крытые стоянки на 450 мест. Вскоре откроется третья. Возле кафе "Иверия" действуют две парковки - на 770 и на 100 машин.
Помимо близкого соседства рынка, проезд через перекресток улиц Бебеля и Технической затруднен из-за "горбатого" моста над железнодорожными путями. Он был построен еще в 1958 г. и не рассчитан на современную интенсивность движения. Усложняет ситуацию и то, что через развязку проходит три крупных транспортных потока. Во-первых, внешний транзит - сообщение между Серовским, Московским, Полевским трактами. Во-вторых, это единственная трасса для машин, которые идут с Уралмаша в Заречный и Юго-Западный районы. Кроме того, здесь же пролегает путь тех, кто едет с Сортировки в центр.
Но, как говорится, нет худа без добра: злополучная пробка оказалась на пути среднего объездного кольца. Поэтому Управление благоустройства города заказало "Уралгипротрансу" проект двухуровневой развязки на пересечении улиц Бебеля - Технической - Черепанова - Ольховской, чтобы развести перпендикулярные транспортные потоки: внешний транзит и Сортировка - центр.
Работы над проектом были завершены в 2000 г., и тогда же сам проект получил первую премию на международном конкурсе, проходившем в рамках конференции "Современные технологии обработки инженерных изысканий и проектирования объектов промышленного, гражданского и транспортного строительства". Разработка уральских инженеров оставила позади даже проект отрезка МКАД, также представленный на конкурс.
Самый крутой в регионе
Транспортная развязка на Бебеля будет построена в две очереди. Первая состоит из двух параллельных эстакад длиной по 569 м и шириной по 15 метров, включая тротуары. Машины смогут двигаться в три ряда. Эстакады фактически станут частью улиц Бебеля и Халтурина, пройдя над перекрестками Бебеля - Техническая и Бебеля - Ольховская. Двигаясь с Уралмаша, автомобили через эстакаду попадут на улицу Халтурина, которая станет частью среднего объездного кольца. Первая очередь развязки должна разгрузить "горбатый" мост от транзитного транспорта. Улицей Бебеля будут пользоваться для проезда внутри микрорайона. Одну из эстакад, официально именуемую правым проездом, планируется достроить в нынешнем году.
Кроме эстакад, в первую очередь развязки войдут два проезда и несколько съездов1 . По первому проезду можно будет попасть с улицы Черепанова (под горбатым мостом и новыми эстакадами) на Толедова, по второму - с Ольховской на Техническую. Съезды соединят эстакады с прилегающими улицами.
Впрочем, не только обилие съездов и маршрутов движения по развязке стало особенностью проекта. Его изюминкой можно считать эстакадный (то есть поднятый над землей на колоннах) съезд №2, по которому можно будет спуститься с Халтурина на Ольховскую. Впервые в регионе конструкция выполняется не из сборного, а из монолитного железобетона: она отливается на месте, в специально изготовленной опалубке, смонтированной на опорах. Это позволило сделать съезд достаточно компактным, хотя для автомобилистов поворот может показаться довольно крутым - его радиус всего 40 метров. Однако, по мнению специалистов, скорость движения по этому участку может достигать 30 км/ч. Это вполне нормально для съезда с эстакады. При этом он хорошо вписывается в существующую застройку и расположение улиц.
КАРЛ МИЛЬШТЕЙН, главный инженер проектов отдела мостов ОАО "Уралгипротранс": Раньше, при проектировании транспортных развязок, дорожники приспосабливались к возможностям мостовиков. Сегодня наоборот. Размеры и форма эстакад и путепроводов подгоняются под существующую дорожную сеть. Тем более, сейчас уже не существует диктата Минтрансстроя. Наше отраслевое министерство, будучи типичным советским учреждением, заботилось об объемах и, следовательно, предпочитало более дорогие проекты. Сборные железобетонные конструкции, как правило, дороже монолитных. Соответственно до недавнего времени проектировщики ориентировались в основном на сборный железобетон. Теперь же монолитные конструкции начинают применяться все чаще.
Главный специалист отдела мостов ОАО "Уралгипротранс" ЛАРИСА ЯКИМЕНКО подчеркнула, что современные строительные нормы позволяют делать достаточно крутые изгибы эстакад, если это обусловлено привязкой к существующей застройке.
Закончить строительство первой очереди планируется в 2003 г. - при должном, разумеется, финансировании.
Правый будет первым
Финансирует стройку Областной территориальный дорожный фонд - за счет своих неплановых доходов. В текущем году на строительство развязки на Бебеля предусмотрено выделить 320 млн руб. Как сообщил начальник Управления благоустройства города ВАЛЕРИЙ КАТКОВ, за прошедшие девять месяцев дорожный фонд оплатил только 190 млн. Причем, по данным на 1 октября, строители выполнили работ уже на 312 млн рублей. Недостаток средств сказывается на темпах строительства. На некоторых участках работы останавливаются из-за отсутствия кабеля или металлоконструкций. Долг по зарплате в подрядных организациях достиг двух месяцев.
Основных подрядчиков четыре: Мостоотряд № 72 - филиал ЗАО "Уралмостострой" (г. Челябинск), ЕМУП "Гордормостострой", ООО "Дорстрой" и СУ № 21 треста "Уралтрансспецстрой". ЮРИЙ КОВАЛЕВ, начальник Мостоотряда № 72: Мы, с нашими мощностями и технологиями, начав строительство в 2000-ом, могли сдать первую очередь уже в этом году. Но недостаток финансирования отодвигает сроки. Впрочем, проект рассчитан на 4 года.
Между тем на сегодняшний день рабочая комиссия уже приняла несколько элементов развязки. Готов участок улицы Технической, соединяющий ее с Бебеля без излишних поворотов, перенесен отрезок трамвайных путей, сдан проезд Ольховская-Техническая, а также два съезда: № 3 и № 6. Практически ни у кого нет сомнений, что в нынешнем году удастся запустить правый проезд по эстакаде. Но возникают разночтения по срокам ввода эстакадного съезда № 1 на улицу Техническую. Юрий Ковалев считает, что до нового года достроить его не удастся.
Потому что у кольца есть начало. Нет конца
Автомобилистов такие прогнозы не радуют. Екатеринбург, как и большинство российских городов, неизлечимо болен тромбозом. Избавиться от автомобильных пробок вряд ли получится, даже если транспортные развязки будут строиться непрерывно. По крайней мере, еще несколько десятилетий число автомобилей в Екатеринбурге будет увеличиваться. Все эти годы пробки будут кочевать с места на место, но не исчезнут. После запуска в эксплуатацию развязки на Бебеля - Технической движение начнет тормозиться на месте перехода Бебеля в Донбасскую. Этот участок не рассчитан на большой поток автомобилей. Частично проблема решится, когда замкнется среднее объездное кольцо, и транзитники смогут проехать к любому выезду из города, минуя центр. Развязке на Бебеля в этих планах также отводится немаловажная роль. Вторая очередь напрямую соединит улицу Черепанова с Технической. А в дальнейшем предусмотрен выход с Черепанова на проектируемую улицу Европейская, которая свяжет развязку с Центром управления перевозками и железнодорожным вокзалом. Впрочем, как сообщили в "Уралгипротрансе", сейчас проектирование Европейской приостановлено. Пока не понятно, на каких условиях собственники объектов, расположенных на пути улицы, согласятся поделиться землей. Кроме того, проект предусматривает сооружение двух подземных пешеходных переходов под улицей Челюскинцев и под самой Европейской. Их строительство должна вести Свердловская железная дорога, но у нее на это нет средств.
Еще одной трассой, привязанной к транспортному узлу на Бебеля, станет улица Таватуйская, параллельная улице Технической. По ней транспортные потоки от среднего кольца пойдут на Билимбаевскую и далее на Серовский тракт. Как сообщили в Управлении благоустройства города, проектная документация на Таватуйскую уже существует.
Следующим (после окончания возведения развязки на Бебеля) серьезным шагом по интеграции Екатеринбурга в мировую автодорожную сеть должно стать строительство транспортного узла на пересечении переулка Базового и Сибирского тракта. "Уралгипротранс" уже ведет проектирование развязки, которая будет состоять из двух эстакад: слева и справа от существующего путепровода через станцию Шарташ. По ним пойдет транзитный транспорт, местные же перевозки будут осуществляться по нижнему ярусу, то есть по нынешней Комсомольской. Эта развязка также станет элементом среднего объездного кольца. Но и после того как малое и среднее объездные кольца опояшут Екатеринбург, эпоха крупных дорожных строек не закончится. Городу еще предстоит обзавестись внешней объездной и массой других дорожных объектов, а горожанам - составить свое мнение по поводу высказывания знаменитого французского архитектора ЛЕ КОРБЮЗЬЕ: Город не может развиваться быстрее, чем его транспорт.
Обратная связь: dk@apress.ru
1 Маршруты движения по съездам. № 1: Техническая - Халтурина, № 2: Халтурина - Ольховская (Техническая), № 3: Бебеля - Техническая (Ольховская), № 4: Черепанова - Бебеля, № 5: Черепанова - Халтурина, № 6: Черепанова - Ольховская, № 7: Ольховская - Бебеля, № 8: Техническая - Ольховская.