Меню

Российские министры летают в командировки бизнес-джетами и тратят на это сотни миллионов

Высокопоставленные федеральные чиновники в России нередко летают в служебные командировки бизнес-классом за счет бюджета, даже если им не положено это по статусу. Причем процедура вполне законна.

Об этом говорится в расследовании центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». Некоторые лица даже пользуются частными бизнес-джетами.

Авиаперевозками президента и высших должностных лиц занимается специальный летный отряд «Россия», а остальные летают регулярными рейсами. По действующим нормам первый класс доступен высшим должностям гражданской службы категории «руководители», бизнес-класс — «помощникам» (советникам, «специалистам»), а остальные пользуются эконом-классом. Нарушать нормы можно с разрешения вышестоящего руководства, но такие решения принимаются туманно и непублично.  

Так, только перелет двух сотрудниц Минфина по маршруту Москва — Франкфурт-на-Майне — Буэнос-Айрес — Париж — Москва обошелся бюджету в 1,6 млн руб.

Кроме того, что некоторые члены предыдущего правительства пользовались в командировках частной авиацией. Так, глава Минпромторга Денис Мантуров не раз пользовался частными бортами: Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89053 и Tу-204 (его бортовой номер — RA-64014). Оказалось, что маршруты публичных командировок министра совпадают с полетами данных бортов, зафиксированных трекинговым сервисом Flightradar. 

Точной информации о стоимости аренды самолетов, которыми летает Мантуров, нет. Но, по расчетам агрегаторов PRIVATEFLY и JetVIP, перелет частного Ту-204 по маршруту Москва – Владивосток – Норильск – Москва будет стоить приблизительно 26 млн руб. Всего за 9 месяцев 2019 г. общая стоимость перелетов бизнес-джетами по маршрутам Мантурова превышает 200 млн руб. Кроме того, несколько раз оба судна приземлялись в Геленджике, где находится пансионат «Приморье», семейный актив Мантуровых, причем зачастую самолет совершал обратный рейс в Москву утром в понедельник. То есть расследователи предполагают, что министр использует самолет не только в служебных, но и в личных целях.

В Минпромторге «Трансперенси» сообщили, что для перемещения руководства не арендуют какие-либо отдельные борты, а билеты на рейсы приобретаются на общих основаниях. 

Еще одна немалая статья командировочных расходов за счет бюджета — оплата залов официальных делегаций в ряде российских аэропортов. Такие залы позволяют провести все предполетные процедуры в приоритетном порядке, отдельно от остальных пассажиров, и затем подождать рейс в бизнес-зале, который недоступен даже для пассажиров бизнес-класса. Такими залами могут пользоваться представители 380 должностей, в том числе различные советники и помощники депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. В 2019 г. органы власти и госкомпании в России потратили на них 146,9 млн рублей.

Минфин в апреле 2016 г. пытался сократить перечень должностных лиц, которые имеют привилегии в командировках, оставив их только для высшего руководящего состава. По предварительным оценкам, это помогло бы экономить 3,9 млрд руб. в год. Но с тех пор документ так и не приняли.