Меню

Simфонический бизнес-драйв

С топливом вместо крови Автомобиль в понимании Александра Доросинского — существо живое. А если это Subaru, то еще и женского рода. Г-н Доросинский уверен: человек, хоть раз в жизни си

Президент сети сотовой связи «SimФония» Александр Доросинский из тех людей, которые идут только вперед. Если вдруг весь его бизнес, оборот которого превышает $200 млн в год, разрушат до основания, как это сделало государство с ЮКОСом, он готов заново создать то, что будет приносить ему деньги. Хотя это для Доросинского — отнюдь не самоцель. Такие слова, как рентабельность, EBITDA1 или ARPU2, не несут для него сакрального смысла — в отличие от других, выдрессированных в западных бизнес-школах коммерсантов. Он зарабатывает лишь для того, чтобы спокойно заниматься одним из главных увлечений жизни — гонкой. Драйв в ралли дает ему драйв в жизни и бизнесе. 1 EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) — показатель прибыли компании до вычета налога на прибыль, начисленных процентов по кредитам и амортизации. 2 ARPU — средний доход от одного абонента.

С топливом вместо крови

Автомобиль в понимании Александра Доросинского — существо живое. А если это Subaru, то еще и женского рода. Г-н Доросинский уверен: человек, хоть раз в жизни сидевший за рулем Subaru, не променяет ее ни на какую другую марку. В «автоконюшне» Александра машин много, но самая любимая — все та же Subaru, модель Impreza WRC, под капот которой втиснуто 320 лошадиных сил. Своей страстью к машинам Доросинский заражает и своих подчиненных. В приемной — плакат с гоночным болидом, в комнате переговоров — сине-звездный флаг Subaru, на полках — кубки с гонок.

— На свое хобби вы много тратите?

— Очень. Даже не пытался считать. Автоспорт — удовольствие не из дешевых. Но у меня весь бизнес нацелен именно на то, чтобы беспрепятственно заниматься гонками. Кстати, вряд ли автоспорт можно считать хобби. Для меня это часть жизни. Я живу в машине, бизнес там делаю, информацию анализирую, решения принимаю.

— Молниеносное принятие решений на дороге как-то сказывается на скорости решений, принимаемых в бизнесе?

— Принимать решения — категория философская. Самое верное решение — не то, которое человек вымучивает, выдавливает из себя по капле, принимает после многодневного анализа. Оно может быть очень близким к правильному, я не спорю. Но идеальное — то, что возникает ниоткуда. Некоторые называют это инсайтом, некоторые — интуицией. Для меня это сравнимо с управлением автомобилем на гоночной трассе. Порой ты делаешь движение рулем и не знаешь, почему так сделал, а в итоге это движение оказывается правильным и спасает твою жизнь. Поэтому и в жизни и в бизнесе я принимаю решения на основе интуиции. Да, при этом я могу всех слушать, совещаться много, но основываюсь все же на том необъяснимом, что есть внутри меня.

Интуиция — вообще интересная вещь. Ведь что такое знание? Это длинная и порой очень извилистая дорога от точки А к точке Б. Интуиция же соединяет эти точки по кратчайшему пути — по прямой. Многие знания потом оказываются ненужными. Человеческий мозг — это помойка. Умный человек постарается туда как можно больше свалить. А задача головы — разложить все по ячейкам. Вот когда мозг научится быстро выбирать из разрозненных данных, он будет быстро соединять две точки.

— С чего началось увлечение автогонками?

— С моего отца. Мы много ездили по стране: побывали в Казахстане, Сухуми, Батуми. Всю Россию обколесили на своем ВАЗе. Он у нас был самой первой сборки, еще фиатовской. В этом советском клоне итальянской машины были все фирменные запчасти. Абсолютно неубиваемое авто, оно до сих пор в строю.

Мне было девять, когда отец впервые посадил меня за руль. А в 12-ть я уже абсолютно свободно управлял машиной, начал ходить в секцию картинга. Потом был перерыв. Чтобы заниматься автоспортом, надо было иметь богатых родителей или спонсора. У меня не было ни того ни другого. Я четко отдавал себе отчет, что должен сам себя финансировать, зарабатывать, чтобы заниматься тем, что мне нравится.

В автоспорт меня привлек Владимир Таланов — бывший гонщик, чемпион Рос 

сии. Я спросил его однажды: «Дядя Вова, как считаете, я бы мог участвовать в ралли?» Он предложил проехаться по одной трассе — вдоль озера рядом с Первоуральском. «Прокатись как считаешь нужным», — сказал он мне. После испытаний его резолюция была такой: «Парень, тебе срочно нужно идти в автоспорт». И вот уже три года я занимаюсь этим без перерыва. С любителя поднялся до профессионала: совсем недавно получил звание мастера спорта международного класса.

 

Николай Лантух,

руководитель строительного департамента «СКМ-Холдинга»:

— Мы с Александром познакомились в 2002 г. на трофи. Нас сделало друзьями увлечение машинами. У Александра есть удивительное качество— максимализм. Он на гонки едет с желанием быть первым, а не просто покататься. Или все — или ничего. Это очень хорошее качество и для спортсмена и для бизнесмена — стремление достичь максимального результата, упорство.

Мне кажется, он больше бизнесмен, чем менеджер. Я хочу сказать, что этот человек больше расположен к стратегическому управлению, чем к скучной, рутинной административной работе. Он может легко быть генератором каких-то идей, но руководить текущим процессом, стоять, что называется, над конвейером — это не его стихия. У него просто другая энергетика.

Моей первой машиной была «заряженная» ВАЗ-2108. Ее специально для меня собрал близкий друг, известный гонщик Александр Никоненко. У «восьмерки» была одна проблема — она часто ломалась. Я не хочу делать антирекламу российскому автопрому, но против фактов, что называется, не попрешь. Те, кто покупает отечественные машины, сами себя обманывают. Бесконечные поломки мне начали надоедать, а тут как раз на одной гонке в Карелии я встретил Кирилла Кипяни — он обслуживал гоночную команду газовой компании «Итера». Этот человек и открыл для меня Subaru. С тех пор на другие машины я не сажусь.

 

Не царское это дело

Александр Доросинский никогда не стремился попасть в список богатейших людей мира из журнала Forbes. Однако это не мешает ему создавать все новые бизнесы. Причем делает это он не для себя, а чтобы найти применение талантливым людям, переросшим «SimФонию». Сегодня группа компаний, где г-н Доросинский выступает акционером, работает в восьми отраслях. Не исключено, что их будет больше. По словам президента «SimФонии», лучше иметь 10 бизнесов по $10 млн, чем один на $100. Чеболь, как показала практика, очень уязвим.

— Как вы совмещаете профессиональный автоспорт и бизнес?

— Мое понимание бизнеса предельно простое. Это инструмент. Он существует для человека, а не наоборот. Хотя я знаю массу людей, которые страсть как любят «позаниматься бизнесом». Такой маниакальности я не понимаю. Конечно, бизнес требует забот, но во всей этой суете нельзя забывать, кто ты есть. Сними дорогой костюм, очки в золотой оправе, выложи из кармана телефон Vertu — и ты ничем не будешь отличаться от миллионов других. За исключением внутреннего содержания. Вот его-то и следует развивать. А большинство об этом забывают. Жажда денег и власти затмевают им глаза. Я живу по другому принципу. Для меня не столь важна политика или финансовые показатели компании. Ну заработаю я в этом году чуть меньше, чем в прошлом, — какая разница по большому счету. А люди хапают больше и больше, потом идут в политику. Эта схема банальна, неинтересна и скучна. Если я не крал денег, не обманывал людей, зачем мне идти в политику?! Что мне там защищать?

— Обычно бизнесмены в политике защищают свои деньги.

— Проведите такой эксперимент: соберите все свои сбережения, запритесь в четырех стенах и взгромоздитесь на свой капитал. Ощущение того, что вы охраняете его, принесет вам счастье? С помощью политики бизнесмены совсем не то пытаются защитить. Олигархам не нужно отстаивать деньги с пеной у рта.

— Это вы о ЮКОСе?

— Думаю, вместе с Ходорковским средств лишатся и другие люди. Мы же все прекрасно понимаем, что происходит в стране, просто молчим почему-то. Правильно государство поступило с Ходорковским или нет — не нам судить. Не понятен только подход: почему Ходорковский при Ельцине не был вором, а при Путине — стал им? Это довольно странно.

— Вы говорите, что для вас неважно, насколько рентабельна компания. Сотрудники «SimФонии» рассуждают столь же либерально: какая разница, на $5 млн больше или меньше мы получим в этом году?

— Моя компания работает на «дворовом принципе» — я его так называю. Уровень самореализации людей в «SimФонии» не ограничен ничем. Хочешь расти — пожалуйста, хочешь больше зарабатывать — нет вопросов. Одна из моих главных задач — сделать бизнес интересным для своих сотрудников. Поясню мысль. Многие уже не могут себя реализовать в рамках «SimФонии», так как дошли до верхней ступеньки карьерной лестницы. Чтобы не потерять их талант, я придумываю новые направления бизнеса и тем самым диверсифицируюсь. Хороших людей очень жалко отпускать.

Понимаете, у нас нет какого-то царя, который правит единолично и определяет круг обязанностей. Я предоставляю людям полную свободу, чему удивляются многие мои знакомые. Они говорят: «Как же? Они же будут воровать!» Каждый раз в таких случаях я отвечаю: украдешь один раз, а отмываться придется всю оставшуюся жизнь. Не вопрос укради. Я поймаю, ну уволю. Но как дальше этот человек будет жить? Проблема в том, что он преступил черту. Любой чиновник, однажды получивший взятку, не сможет в дальнейшем от них отказаться, и выполнять свой основной долг — улучшать быт людей — он не станет. Потому что он почувствовал вкус легких денег. Не должен абсолютно убогий человек управлять людьми.

— Карьера Андрея Стародубцева, сумевшего за короткий промежуток времени подняться с должности обычного менеджера по продажам в сети «SimФония» до генерального директора, — это тот рост, о котором вы говорили?

— Андрей уникальный человек, сильный и перспективный. Я думаю, он на своем посту не остановится. Мы познакомились с ним, когда он работал в «Уралтеле». Я со своими компаньонами поставлял этому сотовому оператору трубки. Объем продаж нас не устраивал, и я спросил у Андрея:

— А можно продавать еще больше?

— Можно, — лаконично ответил он.

— А как?

— Вам какая разница: я продам больше.

Он действительно сделал это. А потом продал еще больше и еще. Меня до сих пор мучает вопрос: куда он девал эти мобильники?

Тогда я пообещал ему, что, если он выполнит план, который мы перед ним поставили, мы подарим ему «восьмерку». Он перевыполнил план в два раза! Машину мы ему подарили.

Спустя какое-то время Андрей сказал, что хочет работать в нашей компании, несмотря на всю перспективность «Уралтела». Я, естественно, взял его к себе. Вместе с ним мы открыли первый магазин «SimФония». Сегодня он мой компаньон по сотовому бизнесу.

А изначально бизнес со мной начинали еще два человека — Евгений Трофимов и Володя Медюшка. Точнее — я с ними.

 

Мальчики-мажоры

Золотая медаль в школе, красный диплом в университете, регалии и награды — это не об Александре Доросинском. Он не понимает тех, кому удается жить по такой «абсолютно четкой траектории». Жизненная кривая бросала Доросинского в разные стороны — от уличного хулигана до студента мединститута. Чтобы стать человеком, по словам Александра, нужно пройти определенные этапы. Главное — на них не застрять.

— Я не из белых воротничков, не мажор, и никогда им не был. Наверное, поэтому занимался всякой ерундой, искал, где заработать деньги. Очень хотелось быть независимым от родителей.

— С чего начинался ваш бизнес?

— С торговли на рынках. Пиво, шоколад, водка — чего мы только ни продавали! Тогда у нас был очень простой принцип: покупай дешевле, продавай втридорога. Я помню, когда только-только появились импортные шоколадные батончики, мы с Женей и Володей уехали в Москву торговать «марсом» и «сникерсом». Маржа была колоссальной! На Лужниковском рынке машина шоколадок продавалась за две минуты. Огромные деньги, но и уходили они у нас так же быстро, как зарабатывались.

Ребята были больше заняты в бизнесе, я же, по сути, разгильдяйничал. Мне хотелось романтики, в Москву поехать, в Ленинград слетать. Было интересно, чем там живут, что происходит за пределами родного города. Трофимов и Медюшка всегда были более разумны: начали подкапливать капитал, нанимать людей. Но конъюнктура сложилась так, что торговать водкой-пивом-шоколадом становилось все менее выгодно, снижалась рентабельность, появлялись крупные оптовые компании, возникали сложности с таможней. Всем ведь понятно, что 99% ввозимого тогда товара — а мы поставляли пиво из-за рубежа — через таможню проходило весьма своеобразно… Но правила ужесточились. Парни оказались на распутье — чем заняться дальше? Тут-то и пригодились мои знания: бродя по стране, я увидел, что сотовая связь набирает обороты. Шел 1995 г. — никаких «Евросетей» тогда еще в помине не было. Мне пришлось убеждать ребят, что это перспективное направление. Мы пришли в «Уралтел». В маленькой комнатке сидели Орлова и Вербицкий. Мы с ними познакомились, подружились и начали поставлять им телефоны.

— Из-за этого «SimФонию» часто связывают с «Уралтел»?

— Нас не нужно ни с кем связывать. Мы самостоятельная компания. Просто наш бизнес начинался с «Уралтела», но тогда и не было никого на рынке, выбирать не приходилось. Я не скрываю того, что мы много сделали для развития компании «Уралтел» в Свердловской области. Имея связи, помогали им проходить согласования. А как иначе? Ведь наши бизнесы зависят друг от друга — у нас один потребитель.

— Где брали свои первые телефоны?

— В Питере. Причем объем был малюсеньким, несколько коробок, — весь груз помещался в багажнике «восьмерки». Перед Новым годом неискушенные екатеринбуржцы выстраивались в очередь, чтобы только подключиться и получить трубку. Потом пришла мысль о строительстве своих магазинов. К тому же капитал для этого появился. Ведь наша сеть отличается от любой московской тем, что мы развиваемся не иллюзионным способом. То есть не берем заемные деньги для развития, а вкладываем только собственные ресурсы.

— Вы изначально планировали сетевое развитие для своего бизнеса?

— Сетевая компания — это огромная проблема. Что такое сеть? Это клонирование, выход в тираж. Идея же нашей сети была отличной — сделать каждый магазин уникальным, не похожим на массу других «SimФоний». И в этом сброде сетевых компаний мы выделяемся, потому что у нас нет тупого тиражирования. Открыть 100 или 500 точек у нас денег хватит. Но для чего? Ради галочки на карте?

Сейчас почему-то единственный способ привлечения абонента — цена на телефон. Москвичи любят демпинг, поскольку у них больший запас прочности. Задам простой вопрос: а в чем тогда бизнес, если никто не зарабатывает? Сейчас демпинг стал вдвойне тяжелее —наш рынок далеко не на подъеме. Конкуренция огромна, рентабельность снижается очень быстро.

 

20 000 шагов к цели

Несмотря на то что Александр Доросинский уже не занимается оперативным управлением «SimФонией», он ни на секунду не сомневается в ее будущем. Конечно, от губительных ошибок в бизнесе никто не застрахован, но, по мнению президента «SimФонии», не ошибаясь, ты никогда не сдвинешься с места. Ошибка — это не поражение, а способ найти правильное решение. Стоять нельзя — только двигаться вперед. Это же гласит одна старая японская мудрость. Следуя ей, Доросинский старается делать 20 000 шагов каждый день. Говорит, они приближают его к цели.

— От москвичей предложения о продаже сети «SimФония» не поступали?

— Нет.

— Как думаете, почему?

— Меня этот вопрос тоже интересовал. Для себя я на него ответил так. Столичным сетям просто не нужна такая компания, как наша. Это ведь балласт, обремененный недвижимостью, менеджерами. У нас все свое. К тому же у нас разные подходы к бизнесу — я уже об этом говорил.

— Вы отдаете в своей работе предпочтения каким-то конкретным операторам?

— Я не имею права этого делать. Мы — альтернативная структура, не лоббирующая ни одного сотовика. Как только мы прогнемся под кого-то, мы потеряем самое ценное — доверие клиента.

— Вам, сидя в кресле президента, легко говорить об идеальных моделях, но на низшем уровне операторы мотивируют конкретных продавцов к продаже именно его контрактов. Это объективно существует, и не только в вашем бизнесе…

— Не буду отрицать, что такое случается. Если подобные факты выявляются, мы наказываем продавцов. Но вымуштровать всех при таком количестве людей просто невозможно. Вы сами сказали, что идеальной модели не бывает.

— Олег Семечкин, президент и один из собственников сети Dixis, в интервью московской газете заявил, что у региональных игроков больше преимуществ, чем у московских сетей, — связи в администрациях, выгодные условия аренды недвижимости. Вы разделяете его взгляд?

— Ни в коем случае. Москвичи могут найти помещение за те же деньги, могут даже и подешевле. Они просто ищут площади по другому принципу, назначая, скажем, не 1 000 руб. за квадрат, как недвижимость стоит на рынке, а 3 000 руб. и более. Столичные компании провоцируют ценовой всплеск на аренду. А ведь недвижимость — это уже гораздо шире сотовой связи, она касается всех.

— Вы не обучались в известных бизнес-школах. Как без специальных знаний вам удалось не допустить при ведении бизнеса ошибок, близких к фатальным?

— Я сейчас учусь в СИНХе, хочу этой осенью пойти на МВА в УСИБ. Кроме того, увлекаюсь тарасовскими поединками, которые дают реальный опыт управления. Расскажу вам одну историю. Однажды у нас чуть не случилась «бархатная революция». Мы всего лишь хотели провести корпоративную вечеринку. На ней я желал выделить людей, много сделавших для развития компании. Эта вечеринка была только для них. Но когда мы это обсуждали, менеджеры меня поняли неправильно и разослали приглашения всем сотрудникам наших магазинов. А для всех мы просто не могли устроить праздник. Я попытался объяснить, что приглашение касается только определенного круга лиц. Что я получил в ответ от директоров некоторых салонов? «Мы или все едем, или никто», — говорилось в письме почти в ультимативной форме. В тот момент я понял, что ощущало свергнутое большевиками правительство. Первое желание было сказать: все уволены. Но это очень неразумный вариант, так сеть парализовало бы на некоторое время. Я нашел другой путь. Собрал руководителей магазинов и постарался объяснить свое видение этой вечеринки. Те же, кто на нее не пошел, получили компенсацию. Конфликт погас, почти не разгоревшись.

 

Денис Шейбаль,
региональный директор компании «Максус» (сеть «Связной»):

— Мне не очень понятны заявления местных игроков о том, что мы взвинчиваем цены на недвижимость в Екатеринбурге. Те цены на аренду, которые установились в городе, нас вполне устраивают. Мешков с деньгами мы сюда не привозили. Мы знаем, сколько стоит недвижимость в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге. Мы не какие-то безумные люди, чтобы вбухивать огромные деньги в аренду ради того, чтобы просто всех умыть. В бизнесе с «SimФонией» мы еще не пересекались. На мой взгляд, это очень интересная компания. У нее есть сформировавшийся за короткое время бренд и вес на рынке. В целом мы рассматриваем эту сеть как одного из своих конкурентов и относимся к ней с должным уважением. Но приобретать ее не собираемся — скупать сети не совсем в наших правилах. Почему? Ответ простой: нам интересны не все места, где есть салоны, а владельцам дробить бизнес невыгодно.

Все сетевые компании, занимающиеся продажей сотовых телефонов, похожи тем, что продают один и тот же товар. Если копнуть любую компанию чуть глубже, то на поверку окажется, что у них разные подходы, стратегии, девизы, задачи. То, что у нас в сети 400 магазинов похожи друг на друга, — замечательно.

Обратная связь: ivanov@apress.ru