Меню

«Соединяем блендер, орехи и баночки и получаем самый быстрорастущий рынок Урала»

Как два экономиста менее чем за год создали в Екатеринбурге с нуля прибыльное производство редкого деликатеса. Секреты уральской компании «Король орех».

В 2014 г. Мария Мальцева сидела в декрете, в который ушла из страхового бизнеса, ее муж  Ян работал в банке. Обладая интересом к кулинарии, Мария с удовольствием пробовала повторять на домашней кухне некоторые блюда, например, случайно попробованную арахисовую пасту. Как рассказала ныне совладелица бренда «Король орех» в интервью DK.RU, именно с этой небольшой баночки началось дело, доходы от которого довольно быстро позволили чете Мальцевых уволиться с основных мест работы и полностью посвятить себя быстрорастущему бизнесу. 
 
Расскажите, как появился сам бренд, и почему именно арахисовая паста? 
 
—  Поводом к созданию бизнеса, я думаю, как и у многих, послужило то, что продукт, который я делала для себя, стал пользоваться большой популярностью не только в пределах моей семьи, но и среди друзей и знакомых. Идея производства возникла в 2014 г., тогда же были сделаны первые домашние заготовки, а реализована в виде бизнеса эта идея оказалась летом 2015 г.
 
То, что продукт будет востребован, мне было понятно сразу. Нельзя не заметить набирающий популярность тренд на здоровый образ жизни, увлечение правильным питанием и спортом людей, которые лет пять назад и не задумывались об этом.
 
На какие средства запускали проект?
 
Только на собственные. Объем стартовых вложений составил 110 тыс. руб. Это расходы на покупку трех мощных блендеров, запуск первого сайта, покупку на месяц ингредиентов и тары, плюс немного рекламных материалов. В ходе разработки этого проекта у нас получился этакий подряд для большой семьи. Мы вместе разрабатывали логотип, придумали название (тут нам помог мой двоюродный брат), оформили сайт и интернет-магазин (двоюродная сестра —  дизайнер) и т.д. В первое время оборот был очень маленьким, мы много экспериментировали, выслушивали пожелания каждого клиента, использовали кустарные, еще не герметичные баночки, мой муж сам отвозил заказы покупателям на дом.
 
Потом, после запуска Инстаграма и раскрутки сайта заказов стало больше, начался резкий рост. Тогда мы уже стали налаживать контакты с поставщиками сырья и производителями тары. Дальше немаловажную роль сыграли соцсети, это было основным рекламным каналом.
 
Что было основными проблемами на старте?
 
Главная проблема, конечно, то, что ресурсы требовались быстро. Например, нет помещения — надо найти и снять, нет оборудования  ищем и покупаем. Но и проблемами это все не назовешь, это скорее задачи, которые ставит перед тобой бизнес и которые нужно решать.
 
Еще сложности были связаны с тем, что ни у меня, ни у мужа нет профильного образования. У нас у обоих экономическое образование, и мы вовсе были не знакомы с технологиями пищевой промышленности. Поэтому приходилось все вопросы, связанные с этим, решать интуитивно, советуясь со знакомыми-коллегами, роясь в интернете. 
 
Однако уже сейчас, спустя менее года с момента старта, наш продукт стали узнавать в городе и за его пределами, все больше и больше заказов приходит из разных уголков страны. Ну и самое главное — это отзывы клиентов, которые, попробовав раз, возвращаются к нам снова. 
 
Вы пользовались какими-то инструментами поддержки малого бизнеса? 
 
—  Сразу же осенью 2015 г. и я, и мой муж подали документы на программу от Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Хотя у нас обоих экономическое образование, и для подачи заявки на грант обучение от Фонда мы могли не проходить, но все же прослушали курсы по маркетингу и продажам. Составили специальный бизнес-план проекта по требованиям Фонда. Однако, к сожалению, финансирования не получили. Как я поняла, немного не дотянули. 
 
Практически сразу после этого мы вышли на Фонд «Агат», при поддержке которого получили кредит на покупку оборудования. Тогда перед нами остро стояла проблема расширения производства. Мы в кредит взяли 600 тыс. руб., арендовали площадку, купили необходимую технику (холодильное, смесильное, маркировочное оборудование). Кроме того, удачно удалось воспользоваться консультациями экспертов Фонда – опытных предпринимателей. 
 
Орехи для пасты предприниматели закупают у московских и питерских оптовиков, а те, в свою очередь, везут их из Аргентины, Бразилии и Парагвая
 
Арахисовая паста для местного рынка  продукт довольно экзотический. Откуда такой спрос? 
 
— Да, продукт редкий, но его популярность растет просто бешеными темпами. Главное преимущество это полностью натуральный состав, понятный любому человеку. Мы не используем никаких усилителей вкуса, консервантов, сахара, загустителей и прочих добавок. И очень показательно, что у нас практически нет конкурентов. Были в магазинах арахисовые пасты из Америки, со сроком годности два года, в итоге, по известным, причинам, их там сейчас не осталось. А наш типичный клиент, напротив, становится все более массовым. Это человек, ведущий здоровый образ жизни, следящий за тем, что он ест, придерживающийся принципов правильного питания. Отдельная категория клиентов —  это спортсмены, в арахисе на 100 гр продукта 26 гр белка, и для них это один из главных источников натурального протеина, так необходимого для набора и укрепления мышечной массы. 
 
У нас в регионе нет ни одного производителя, есть небольшие производства в Питере и Москве и это все, на всю страну. 
 
К нам еще в прошлом году даже обращались компании, поставляющие продукты в Ашан, но мы тогда были не готовы соответствовать их требованиям. 
 
Вы как-то специально пропагандируете идею полезностии ценности вашего продукта? 
 
— Мы активно используем для информирования аудитории наш сайт, плюс есть информационное письмо, которое отправляется всем интересующимся. Там расписаны особенности продукта, дана информация о пользе, о составе, как и с чем едят и т.п. И, конечно, сами много рассказываем по возможности. 
 
Через какие каналы идут основные продажи?
 
—  Первоначально, еще осенью 2015 г., рост шел за счет нашего сайта и Инстаграма. Мы потихоньку стали расширять рекламную аудиторию, проводили дегустации в спортзалах. Сейчас основными покупателями (порядка 70% объема) являются оптовики, которые берут от 25 банок за раз, и выходят они на нас через Яндекс-Директ по России с ориентацией именно на оптовые закупки. Так, у нас берут пасту магазины здорового питания, организаторы коллективных закупок, небольшие продуктовые магазины. 
 
Чтобы создать линейку востребованных продуктов из арахисовой пасты, основателям компании «Король орех» пришлось немало поэкспериментировать со вкусами
 
Все запускалось как небольшое хобби. В какой момент вы поняли, что оно стало самодостаточным? 
 
— К концу 2015 г. доходы от нашего проекта уже в разы превышали, например, зарплату моего мужа. Сейчас у нас месячный оборот примерно 600-700 тыс. руб., муж уволился с работы и занимается вместе со мной только нашим бизнесом. 
 
Наш проект еще в стадии становления, до сих пор в работу вносятся какие-то поправки, изменения, дополнения. Мы пока очень гибкие и нам легко прислушиваться к пожеланиям клиентов в плане вкусовых пожеланий, упаковки, способов доставки и пр. Вот когда мы станем настоящей большой фабрикой по производству арахисовой пасты, с четко прописанными процессами, наверное, и можно будет говорить о том, что это готовый бизнес. У нас сейчас есть цех, оборудование и пара сотрудников, мы готовы к большим объемам и сейчас набираем партнеров — нужно найти рынок сбыта. 
 
Перспектив много, мы идем в торговые сети, ведем предварительные переговоры со «Звездным», готовим заявку в «Елисей». Также у нас есть представитель в Перми, на себя она взяла функции по работе с Пермским краем, участвует в городских ярмарках, работает по налаживанию новых контактов. Но пока у нас еще не полностью охвачен екатеринбургский рынок. В будущем мы хотим, чтобы нашу компанию узнавали многие, и чтобы при упоминании арахисовой пасты возникала ассоциация с брендом «Король Орех». 
 
От редакции: Если у вы открыли новый бизнес, добились успехов и готовы подробно рассказать о своем проекте деловому сообществу, предложите нам тему, напишите на popov@ek.apress.ru.