Меню

Стрит-ритейл помещения разведут по классам в 2014 г.

Российский совет торговых центров готовит классификацию стрит-ритейл помещений. Олег Войцеховский, управляющий директор совета, убежден: без этого ТЦ оттянут арендаторов и клиентов у стрит-магазинов.

Вплотную заняться сегментом стрит-ритейла РСТЦ решил в сентябре 2012 г. – при совете создали специальную секцию, чтобы участники рынка могли разработать единые критерии, подходы и классификации для стрит-ритейловских помещений. Как говорит Олег Войцеховский, площадка появилась благодаря профсообществу - инициатором был Денис Колокольников, председатель совета директоров ГК RRG, который озвучил главную проблему рынка: он чрезвычайно размыт, нет четких терминов, критериев ценообразования – в итоге собственники помещений и их клиенты говорят на разных языках.

«Получается, что в стране есть рынок арендных площадей под ритейл, и он разделен чисто механически: на площади в торговых центрах и вне ТЦ. Мы решили, что пора заняться стрит-ритейлом комплексно, выделить его в отдельный сегмент коммерческой недвижимости, дать возможность участникам рынка обсудить и выработать единые критерии. Сейчас эта работа идет. И довольно успешно», - поясняет г-н Войцеховский.

Секция стрит-ритейла собирается ежеквартально. За год девелоперы, брокеры, ритейлеры, инвесторы и консультанты разработали предварительный проект классификации.

Когда участникам рынка стоит ожидать появления итоговой классификации? И что в ней будет главным?

- Сейчас участники сессии разрабатывают ряд критериев и стандартов. Все это в процессе обсуждения, потому что разночтений много, буквально по каждому вопросу. Но я думаю, к середине следующего года мы уже сможем представить участникам рынка внятный вариант классификации, с которым согласится большинство на рынке стрит-ритейла.

Что изменится с этого момента для собственников «уличных» помещений?

- По большому счету, ничего. Но владельцы площадей будут более четко понимать плюсы и минусы своих объектов, смогут грамотнее выстраивать политику, каким именно арендаторам и на какие сроки выгоднее сдавать помещения. Будут понимать, какие изменения они могут внести, чтобы объект соответствовал современным требованиям, стоил дороже. Допустим, собственник посмотрел на стандарты, понял, что если немного поменять планировку, поставить стеклянную стену – то эти вложения в итоге дадут эффект в виде стабильной и более высокой аренды.

Классификация должна стать неким движущим ориентиром для рынка, чтобы он перешел на новую стадию развития. Причем это ведь будет не теоретизирование, которое мы придумали, а участники рынка обязаны подстраиваться. У нас практическая цель, классификация должна быть полезна собственникам помещений.

Пользоваться этой классификацией или нет, каждый будет решать сам? Его не смогут обязать что-то менять в своем объекте?

- Это дело сугубо добровольное. Но почему бы не использовать наработки? Если они дадут готовые решения, как улучшить параметры объекта и добиться большей прибыли.

Будет ли в классификации учтена региональная специфика?

- Да, она учитывается, но, в основном, это касается чисто финансовых параметров. Допустим, при определенном качестве помещения в Москве собственник может рассчитывать на одну арендную ставку, при иных – на другую. В регионах цена аренды на такие же помещения, естественно, будет ниже – вот эти моменты мы и зафиксируем. Больше никакой разницы для объектов в столице и за ее пределами не предусматривается.

Нет ли опасности, что торговые центры рано или поздно оттянут арендаторов у стрит-ритейловских точек? И все старания собственников осовременить объекты будут напрасными.

- Если владельцы стрит-магазинов будут подходить к оценке своего бизнеса так же, как сейчас, то и арендаторы, и посетители совершенно точно перекочуют в ТЦ. Покупатели уже сейчас переориентируются на торговые центры – едут туда почти на целый день, потому что там тепло, светло, можно и покупки сделать, и развлечься, и поесть. Причем в Екатеринбурге рынок торговых центров до конца еще не раскрыт – есть возможность строить новые, расставлять их равномерно в районах, в том числе на окраинах. Именно поэтому мы и хотим приподнять планку рынка стрит-ритейла и донести до собственников: если вы и дальше хотите благополучно зарабатывать на аренде своих помещений, нужно эволюционировать.

Если говорить о стрит-ритейле в новых районах (например, Академическом), собственникам таких площадей обновлять их не нужно: они спроектированы по современным стандартам. Значит ли это, что объекты в новостройках по востребованности могут конкурировать с помещениями в центре города?

- Сейчас трудно прогнозировать, насколько эффективным в плане стрит-ритейла будет Академический. Результат станет ясен, только когда район полностью построят, обживут, когда там сформируются пешеходные потоки. Возможно, там появятся какие-то свои точки притяжения, где стрит-ритейл будет расти. Но, на мой взгляд, в центре города этот сегмент все равно более стабилен.

Вообще, говоря о перспективах стрит-ритейла в России и особенно на Урале, нужно не забывать о том, что климат здесь жесткий. Поэтому у формата гораздо больше ограничений для развития по сравнению со странами с более теплой погодой. Ну невозможно на Урале десять месяцев в году спокойно гулять по улицам и с удовольствием делать покупки в стрит-магазинах! Именно климат – главная проблема для серьезного дальнейшего развития уличной торговли. И от этого никуда не деться.