Меню

Топ-10 инвестиционных проектов

1 600 млрд руб.* Строительство района Академического 2007-2026 гг. Инициатор ГК «Ренова» Исполнитель «Ренова-СтройГруп-Академическое» Описание Под строительство нового микрорайона в Екате

Три главные отрасли Свердловской области — металлургия, машиностроение и строительство — размораживают инвестиционные проекты. Промышленники перевооружаются и осваивают новые продукты, чтобы не потерять иностранные рынки сбыта. Застройщики договариваются об объемных кредитах с государственными банками и возобновляют остановленные на время кризиса стройки.

1

600 млрд руб.*

Строительство района Академического
2007-2026 гг.
Инициатор
ГК «Ренова»
Исполнитель
«Ренова-СтройГруп-Академическое»
Описание
Под строительство нового микрорайона в Екатеринбурге отвели 1,3 тыс. га. В проект, рассчитанный до 2026 г., вкладываются его инициатор — ГК «Ренова», Сбербанк, городские и областные власти. Только в 2010 г. на строительство Академического Уральский банк Сбербанка России планирует направить порядка 10 млрд руб. в виде инвестиционного кредита. Городской и областной бюджеты частично оплачивают строительство дорог внутри микрорайона, прокладку инженерных коммуникаций, возведение социальных объектов. Во многом за счет государственного финансирования район растет недостижимыми для других застройщиков области темпами. В прошлом году здесь ввели в эксплуатацию 136 тыс. кв. м. В этом планируют построить еще не менее 350 тыс. кв. м.
13 млн кв. м
недвижимости планируют возвести в Академическом до 2026 г.

2

60 млрд руб.
Перевооружение Уралмашзавода
2010-2011 гг.
Инициатор
Газпромбанк
Исполнитель
Уралмашзавод
Описание
На Уралмаше готовятся к масштабному перевооружению. Акционер завода Газпромбанк готов выделить на техническое переоснащение 60 млрд руб. Деньги пойдут на замену старых станков и покупку новых технологий производства у иностранцев. Сейчас на Уралмашзаводе разрабатывают программу перевооружения: определяют, какое именно оборудование нужно менять, чтобы соответствовать запросам потребителей продукции предприятия. В частности, за счет переоснащения должна расти выручка завода. По прогнозам руководства Уралмаша, в 2010 г. он заработает $300 млн. В будущем эта цифра должна увеличиваться минимум на 50% ежегодно.
$500 млн
объем запланированной выручки Уралмашзавода в 2011 г.

3

12,6 млрд руб.*
Модернизация Синарского трубного завода
2007-2015 гг.
Инициатор
Трубная Металлургическая Компания
Исполнитель
Синарский трубный завод
Описание
По данным Минэкономики Свердловской области, в проект модернизации производства на Синарском трубном заводе ТМК уже вложила 388 млн руб. На эти деньги в 2009 г., в частности, купили и установили новую печь, позволяющую выпускать длинномерные котельные трубы из углеродистых и легированных марок стали. В перспективе до 2015 г. планируют вложить в разы больше. Инвестпрограмма СинТЗ предусматривает модернизацию существующих производственных линий, организацию нового участка длинномерных труб, возведение еще одного цеха по производству нефтяного сортамента, реконструкцию ТЭЦ, строительство нового подъездного пути к предприятию.

4

11,3 млрд руб.

Строительство «Русского магния»
2008-2012 гг.
Инициаторы
Minmet Financing Company, «Ураласбест», правительство Свердловской области
Исполнитель
ОАО «Русмаг»
Описание
Швейцарская Minmet Financing Company, местное предприятие «Ураласбест» и правительство области до 2012 г. планируют закончить строительство в Асбесте завода по производству первичного магния, его сплавов и кремнезема (применяется как добавка при изготовлении автомобильных шин). В качестве сырья завод будет использовать отходы комбината «Ураласбест». Сейчас инициаторы проекта заканчивают проектные работы. Параллельно строят то, что уже запроектировали. Генподрядчик «Тагилстрой» завершает отделку двух складов (готовой продукции и оборудования) и заканчивает фундамент будущего металлургического цеха.
Плановые объемы производства «Русского магния» (в год)
23 тыс. т магния
30 тыс. т кремнезема

5

8,4 млрд руб.

Техническое перевооружение «ВИЗ‑Стали»

2007‑2015 гг.

Инициатор

НЛМК

Исполнитель

«НЛМК‑Урал»

Описание

Собственник «ВИЗ‑Стали» НЛМК модернизирует оборудование этого предприятия. Парк техники комбината до 2015 г. должен обновиться на 50%. Это позволит «ВИЗ‑Стали» освоить новый для нее продукт — востребованную на внешних рынках высокопроницаемую сталь.

30%

доля высокопроницаемой стали в общем объеме производства предприятия после пуска всех новых мощностей

6

7,5 млрд руб.
Модернизация Уралвагонзавода
2010 г.
Инициаторы
Правительство Свердловской области, Alta
Исполнитель
НПК «Уралвагонзавод»
Описание
Правительство области и чешская компания Alta договорились с Чешским экспортным банком о финансировании технического перевооружения Уралвагонзавода. На западные деньги предприятие организует два производства — новый окрасочный комплекс (его должны ввести в эксплуатацию уже в июне 2010 г.) и линию по сборке и напрессовке колесных пар (ноябрь 2010 г.). Эти мощности повысят качество вагонов, недовольство которым неоднократно высказывал главный клиент завода — РЖД.
24,5 тыс.
единиц подвижного состава по контракту с РЖД должен выпустить Уралвагонзавод в 2010 г.

7

5,4 млрд руб.
Организация СП Siemens и Уральского завода железнодорожного машиностроения
2009-2011 гг.
Инициаторы
Группа Синара, Siemens TS
Исполнитель
«Синара — Транспортные машины»
Описание
Немецкая компания Siemens и Группа Синара организуют совместное производство на базе принадлежащего Синаре Уральского завода железнодорожного машиностроения (УЗЖМ). При помощи технологии Siemens предприятие осваивает выпуск локомотивов с асинхронным двигателем. Основной инвестор проекта — Сбербанк. А сбыт продукции гарантирует РЖД.
221 электровоз
поставит УЗЖМ по контракту с РЖД в 2011-2016 гг.

8

3,6 млрд руб.
Строительство цеха электролиза на «Уралэлектромеди»
2010-2011 гг.
Инициатор
«УГМК-Холдинг»
Исполнитель
«Уралэлектромедь»
Описание
В этом году на комбинате «Уралэлектромедь» «УГМК-Холдинг» начал строительство нового цеха электролиза. До конца 2010 г. должно быть завершено строительство здания цеха, будет начат монтаж основного технологического оборудования. После запуска новых мощностей объемы производства меди на предприятии должны увеличиться более чем на 150 тыс. т.
до 500 тыс. т
меди в год будет производить «Уралэлектромедь» после запуска новых мощностей

9

2,1 млрд руб.

Реконструкция рельсового производства НТМК
2010-2011 гг.
Инициатор
«Евраз Груп»
Исполнитель
Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК)
Описание
В этом году на НТМК устанавливают новое оборудование по производству рельсового проката. На деньги «Евраза» завод монтирует клеймовочную машину Stangltechnik (Австрия), два новых пресса Geismar (Франция) и другое оборудование. Обновление парка техники позволит заводу увеличить качество рельсов и нарастить свое присутствие на иностранных рынках такого проката.
на 100 тыс. т
вырастут объемы производства рельсового проката НТМК

10

1,8 млрд руб.
Разработка шахты «Черемуховская-Глубокая»
2010-2015 гг.
Инициатор
ОК «РУСАЛ»
Исполнитель
«Севуралбокситруда» (СУБР)
Описание
СУБР разрабатывает новый источник бокситов. Предприятие строит шахту «Черемуховская-Глубокая», которая после пуска будет обеспечивать добычу 1,3 млн т сырья в год. Единственный инвестор проекта — РУСАЛ. Только в этом году на разработку новой шахты компания планирует потратить 587 млн руб. Ввести объект в эксплуатацию должны в 2013 г. А к 2015 г., когда добыча в «Черемуховской-Глубокой» выйдет на запланированные объемы, за счет ее производительности СУБР планирует существенно снизить себестоимость своей продукции.
на 17%
должна упасть себестоимость бокситов СУБРа 

* По данным Министерства экономики Свердловской области.

 

После катастрофического падения в прошлом году, с начала 2010 г. промышленность Свердловской области, на которой держится вся экономика региона, понемногу оживает. По данным областного правительства, в первом квартале текущего года индекс промышленного производства поднялся на 114% по сравнению с тем же периодом 2009 г. А прибыль местных компаний выросла более чем на 50%. Убытки сократились в 4,8 раза.
В прошлом году местные предприятия массово сокращали персонал, выводили на аутсорсинг непрофильные производства и договаривались с кредиторами о реструктуризации долгов. Сейчас все поменялось. Большинство промышленников запускают инвестпрограммы, главная задача которых — подстроить производство под изменившиеся потребности покупателя.

Инвестиции в выживание
Промышленники, вошедшие в ТОП-10 инвестиционных проектов «ДК», в совокупности потратят на свои программы развития порядка 112,7 млрд руб. Эта цифра более чем в четыре раза превышает бюджет Екатеринбурга на 2010 г.
Масштабные инвестиции нужны для того, чтобы перестроить производство под новые условия. До 2009 г. конъюнктура мировых рынков позволяла свердловским предприятиям особенно не задумываться над переоснащением производств. Их товар был в дефиците. И все решали объемы производства.
В кризис потребление сильно просело. До прежних высот цены не вернутся еще долго. И для того, чтобы сохранить бизнес, металлургам и машиностроителям приходится вкладываться в сокращение себестоимости и повышение качества продукции.
Так, мировые цены на алюминий падают с середины апреля. Расценки на этот металл сократились с $2,45 тыс. до $1,93 тыс. за 1 т. Как заявил на форуме в Гонконге Олег Дерипаска, основной акционер ОК «РУСАЛ», такой спад сделал 70% мировых производств алюминия убыточными.
По прогнозам г-на Дерипаски, в 2010 г. многие игроки мирового алюминиевого рынка будут вынуждены закрыть свои предприятия. И, чтобы РУСАЛ не стал одним из них, на всех заводах этой корпорации сейчас активно снижают себестоимость.
На главном свердловском предприятии РУСАЛа — Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) — в 2009 г. вывели из эксплуатации два устаревших цеха, построенных еще в 30-е гг. прошлого века. А в этом году взялись за снижение цены сырья. «Севуралбокситруда» (СУБР) разрабатывает новую шахту по добыче бокситов. Цена ее создания — почти 2  млрд руб. Но за счет этого проекта себестоимость сырья, которое использует УАЗ, должна уменьшиться на 17%.
А «Евраз» в этом году начал реконструкцию рельсового производства Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК). Более 2 млрд руб. потратят на новое чешское, австрийское и французское оборудование. Когда реконструкцию закончат, комбинат начнет выпускать 25-метровые рельсы объемной закалки с высокой чистотой поверхности, рассказал Сергей Филатов, главный инженер НТМК. Потребители такого проката — Прибалтика, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Турция, Иран и Ирак. За счет заказов из этих стран «Евраз» планирует увеличить объемы выпуска рельсов на НТМК с 450 до 550 тыс. т в год.
Занимаются повышением эффективности производства и машиностроители. Так, замене подлежит устаревший парк техники Уралмашзавода. «Мы оказались заложниками собственной недальновидности. Пока все было хорошо, о модернизации никто, прямо скажем, особенно не думал. Задумались, когда прижало. А денег на новое оборудование уже нет», — признавался Назим Эфендиев, бывший гендиректор Уралмаша.
Деньги нашел его преемник. Нынешний глава предприятия Олег Данченко запускает программу перевооружения на средства Газпромбанка (акционер Уралмашзавода). Сейчас речь идет о модернизации одного пресса с усилием в 10 тыс. т и о реконструкции либо замене двух станков в цехе механосборки. «Но вообще Газпромбанк настаивает на том, чтобы мы полностью модернизировали все производство», — сообщил «ДК» г-н Данченко. По его словам, на программу перевооружения банк готов потратить 60 млрд руб.
Сейчас завод ведет переговоры с иностранными поставщиками оборудования и технологий. В частности, заняться модернизацией предприятия могут японские промышленники из ассоциации РОТОБО (см. «ДК» № 21 от 7 июня 2010 г.).
Государственная стройка
В строительстве масштабных инвестпроектов почти не видно. Единственным гигантом остается микрорайон Академический. По данным Министерства экономики Свердловской области, до 2026 г. на этой стройке освоят 600 млрд руб. Такова цена фактически нового города, в котором по планам «Реновы» будут жить 325 тыс. человек. Это самый дорогой и самый длительный проект в Свердловской области.
Он же — самый критикуемый. Жители нового района жалуются на отсутствие парковок во дворах и неразвитую социальную инфраструктуру — магазинов мало и школу все никак не построят. Тем не менее развитие Академического уже не остановить. Государство обеспечивает ему и инвестиции в стройку, и сбыт уже возведенных квадратных метров.
Минобороны выкупило в Академическом квартиры в 2009 г., когда продажи всех остальных новостроек в Екатеринбурге просто стояли.
На фоне Академического планы других строительных компаний намного скромнее. Застройщики продолжают работать на начатых до кризиса объектах. Новых проектов мало. Но деньги в отрасль возвращаются.
На стройку вернулись банки. К примеру, Уральский банк Сбербанка России выделил на 2010 г. кредитную линию под несколько объектов «Атомстройкомплекса». Лимит установили в пределах 2 млрд руб.
Уральский банк Сбербанка России игроки рынка называют самым крупным инвестором строительных проектов. Он, например, вкладывается в Академический. В 2010 г. банк планирует выделить на этот проект 10 млрд руб., заявил Владимир Черкашин, председатель правления кредитного учреждения. Он сообщил также о поддержке еще одного проекта строительства жилья в Екатеринбурге на 3 млрд руб. Из них Сбербанк готов инвестировать 2 млрд руб., объявил г-н Черкашин, но имя застройщика и другие параметры проекта раскрывать не стал.
Группа Синара создала собственное девелоперское подразделение. На деньги кредитных учреждений, входящих в состав Синары (СКБ-банка и Свердловского Губернского банка), компания «Синара-Девелопмент» сейчас развивает 19 строительных проектов.
Вернуть иностранцев
Государственные банки — Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и Газпромбанк — вообще стали главными источниками финансирования проектов региональных промышленников и застройщиков, утверждает Виталий Недельский, первый заместитель министра экономики Свердловской области. Через них государство направляет основную часть денег, закачиваемых в местные инвестиционные проекты, поясняет он (подробно см. на с. 22).
Но бесконечно оплачивать модернизацию областной экономики власти не могут. В регион должны вернуться частные инвесторы. И прежде всего иностранцы. «До кризиса Свердловская область была очень привлекательным регионом для зарубежных инвесторов. Подавляющее большинство проектов развивалось за счет длинных и дешевых западных денег. В 2009 г. этот поток иссяк. А сейчас начал понемногу восстанавливаться», — комментирует г-н Недельский.
Правительство области уже привлекло иностранные деньги на Уралвагонзавод. Как объявил губернатор Александр Мишарин, по соглашению с местными властями Чешский экспортный банк выделил на перевооружение тагильского предприятия 7,5 млрд руб.
Помимо инвестиций в чужие проекты иностранцы развивают здесь и собственный бизнес. Самый крупный из них — совместное предприятие Уральского завода железнодорожного машиностроения (входит в сос­тав Группы Синара) и концерна Siemens. СП по немецкой технологии будет производить локомотивы для РЖД.
В этом году финский концерн YIT объявил, что вносит в уставный капитал своего екатеринбургского предприятия «ЮИТ Уралстрой» 40 млн евро. Такое решение финны приняли, основываясь на собственном оптимистичном прогнозе развития местного рынка жилой недвижимости, прокомментировал Юхани Питкякоски, президент YIT: «В прошлом году по всей России мы продали более 2,6 тыс. квартир. Причем две трети от этого объема реализованы за последние два квартала 2009 г. То есть спрос на жилье растет. И, как мы полагаем, будет стабильно увеличиваться и в этом году».
Как пояснил Федор Воропаев, генеральный директор «ЮИТ Уралстрой», иностранный инвестор направил деньги на три стройки. В Екатеринбурге компания начала возводить два 18-этажных дома на ул. Электриков (Эльмаш) и еще один жилой комплекс на перекрестке ул. Вилонова — Боровая (Пионерский Поселок). Кроме того, «ЮИТ Уралстрой» намерен приступить к строительству жилого микрорайона Северный в Верхней Пышме.
Французы и швейцарцы осваивают мраморный карьер в Полевском. Швейцарская OMIA планирует заниматься добычей мрамора. А французская Saint-Gobain построит рядом завод, который будет делать из этого материала сухие строительные смеси. OMIA вложит порядка 1 млрд руб. Еще 611 млн руб. потратят французы. Закончить стройку и запустить производство планируют через год.
И подобных проектов должно быть больше, рассуждают представители власти. Иностранные деньги снизят роль государственных инвестиций. Параллельно объемы финансирования бизнеса должны наращивать независимые от госструктур российские банки. Так постепенно регион избавится от жесткой привязки всех крупных инвестпроектов к государственному финансированию, прогнозирует Виталий Недельский.

8,4 млрд удержат «ВИЗ‑Сталь» на зарубежных рынках

НЛМК вкладывает 8,4 млрд руб. в переоснащение «ВИЗ-Стали». Хотя продукция комбината и сейчас пользуется спросом у иностранных покупателей, НЛМК хочет вывести ее из производства. Странам Запада и Востока нужен новый продукт. Иностранные конкуренты его уже выпускают. Выбора нет. Остается перевооружаться и догонять, признает Валерий Шевелев, директор «НЛМК-Урал».

Для свердловских металлургов вложения в новые цеха и оборудование — мера необходимая и даже вынужденная. Их продукция ориентирована на внешние рынки, где соперничество с каждым годом ужесточается. Объемы потребления зарубежных покупателей упали, а конкуренты упрочили свои позиции. В этих условиях объемы производства, которые на дефицитном докризисном рынке решали все, стали показателем некритичным. Зато качество проката вышло на первый план.
И подавляющее большинство промышленных инвестпроектов в Свердловской области направлены на то, чтобы это качество росло. К примеру, НЛМК вкладывает 8,4 млрд руб. в екатеринбургский завод «ВИЗ-Сталь». До 2015 г. это предприятие должно освоить производство новой для него высокопроницаемой трансформаторной стали. Такая сталь по сравнению с продукцией, которую комбинат выпускает сегодня, значительно снижает потери энергии внутри трансформатора.
Освоив этот продукт, «ВИЗ-Сталь» сможет избежать ценовых войн с иностранными производителями, в которые она вынуждена ввязываться сейчас, пояснил «ДК» Валерий Шевелев:
— Мы сегодня присутствуем практически на всех зарубежных рынках: продаем прокат в Европе, США, странах Ближнего Востока и в Азии. Но практически в каждой стране у нас есть местный конкурент. Как правило, технические характеристики его продукта и нашего очень похожи. И в таких условиях единственное конкурентное преимущество, которое мы можем предложить клиенту, — цена. А это очень опасное оружие. Причем опасно оно прежде всего для нас.
Местный производитель в отличие от нас не тратится на перевозку и таможню. Если мы можем снизить свои расценки, то он — тем более. Кроме того, он может воспользоваться поддержкой со стороны государства. Наши цены признают демпинговыми и введут соответствующие санкции. Все это очень рискованно.
Потому перед нами стоит задача к 2015 г. запустить в промышленное производство металл с новыми рыночными свойствами. Это будет принципиально новая для нас сталь. И конкурировать с зарубежными производителями мы будем уже не по цене, а по качеству.
Вы эту технологию раньше ваших зарубежных конкурентов планируете освоить?
— Нет. Нужно признать, здесь мы — в роли догоняющих. Производство высокопроницаемой стали в Европе и Азии уже освоили.
В чем тогда уникальное торговое предложение?
— Дело не в этом. Дело в подходе потребителя. Так называемая коммерческая сталь, которую мы производим сейчас, у всех комбинатов в мире примерно одинаковая. И, как я уже говорил, для покупателя главный критерий при выборе поставщика — это цена.
К высокопроницаемой стали предъявляют другие требования. Выбирая поставщика, потребитель смотрит прежде всего на качество продукции. А по стоимости устанавливает ценовой коридор, в рамки которого продавец должен уложиться. Освоив этот продукт, мы сможем избежать конкуренции по цене и сосредоточимся на повышении качественных свойств. На таких условиях работать выгоднее.
А саму технологию вы позаимствовали как раз у тех, кто ее уже применяет?
— Мы рассматривали вариант покупки технологии за рубежом. Но отказались от этой идеи. Продав технологию, ее автор наложил бы на нас лимиты по объемам продукции, которую мы можем выпускать. Сроки искусственного снижения мощности производства, как правило, пять лет. Это невыгодно.
Сейчас «ВИЗ-Сталь» модернизируется по технологиям, похожим на те, что используют в Японии. Но есть и альтернативный вариант. Заводские ученые уже предложили нам свой подход к производству высокоэффективной трансформаторной стали.
В чем принципиальная разница?
— Отечественная технология может помочь нам сэкономить на модернизации мощностей. По принятой сейчас стратегии на «ВИЗ-Стали» необходимо сменить 50% парка оборудования. Предложенный нашими учеными подход позволяет этого избежать. Их идея предусматривает лишь некоторое усовершенствование станков, а не полную замену.
Будете внедрять местные идеи?
— Не факт. Я повторюсь, задача — перейти на новую сталь к 2015 г. Если ученые успеют к этому сроку закончить свой проект, доказать его эффективность, то будем включать их разработки в общую стратегию.
Развивать параллельно два проекта — лишние траты.
— Там затраты небольшие. Сейчас вложения в технологию наших ученых — это зарплата специалистов и траты на экспериментальную плавку. Это недорого.
Вы сказали, что новая технология заставит «ВИЗ-Сталь» сменить половину станков. Это значит, что новый продукт займет 50% в общем объеме производства?
— После запуска новых мощностей в 2015 г. высокопроницаемая сталь займет около 30%, хотя не исключено, что дальше мы будем увеличивать долю этого вида стали. Мировая тенденция такова, что этот прокат вытесняет продукт, который мы производим сейчас.
Куда будете продавать?
— Ключевой рынок — Индия. Огромная страна, которая сейчас активно вкладывается в энергетику. Там строят новые заводы. Для того чтобы напитать их электричеством — возводят ГРЭС. А вместе с энергетическим сектором, понятно, растет и потребление трансформаторной стали. И в эту страну мы планируем перемещать те объемы, которые теряем на китайском рынке.
А с Китаем что не так?
— Там все в порядке. Последние пять лет эта страна активно занимается электрификацией труднодоступных сельских районов. До недавнего времени Китай был крупнейшим импортером трансформаторной стали.
Но за годы развития энергетического комплекса они создали производства стали внутри страны — заманили к себе многих крупных мировых производителей такого металла. И теперь 90% потребностей Китая в трансформаторной стали закрывают построенные ими заводы внутри страны. 40% от общемирового объема такой продукции в настоящее время выпускают в Китае. Наша сталь туда тоже идет, но в сравнительно небольших количествах. Потому и переключаемся на Индию — вторую после КНР страну по количеству населения.
Но это развивающаяся страна. Зачем туда выходить с новым продуктом? Неужели обычную трансформаторную сталь в Индии покупать не будут?
— Будут. Но, опять же, мы хотим выйти туда с товаром, главный критерий оценки которого — качество. Индия, конечно, развивающаяся страна. Но она — бывшая колония Великобритании. И англичане успели внедрить там свои подходы к закупкам. В частности, в энергетическом секторе — очень высокие технические требования. Так же, как и во всем мире, в принципе.
Потому по большому счету выбора у нас нет. В НЛМК это поняли еще до кризиса. Инвестиционная программа освоения новой продукции — стратегическое направление. Без этих мер через несколько лет мы бы потеряли практически все зарубежные рынки.
Дмитрий Шлыков

 

Замерзшие инвестиции
Самые громкие инвестпроекты, приостановленные на неопределенный срок
1 | «Екатеринбург-Сити». В центре города «УГМК-Холдинг» планировал возвести более 400 тыс. кв. м торговых площадей, офисов, гостиниц, кафе и ресторанов. Всего — двенадцать объектов. По сторонним оценкам, цена такого проекта — более $1 млрд. Стройку комплекса планировали закончить в 2014 г. Но в 2009-м работы приостановили на неопределенный срок.

2 | «Зеленая долина». Под Березовским строительная компания «Академ-Град» собиралась возвести новый город. К 2016 г. участок в 750 га планировали застроить 132,7 тыс. кв. м жилья. Однако в 2009 г. застройщик «Зеленой долины» объявил себя банкротом. Кто теперь будет заниматься этим проектом и будет ли вообще — неизвестно до сих пор.
3 | Мусоросортировочные комплексы Группы Синара. Совместно с администрацией Екатеринбурга Группа Синара Дмитрия Пумпянского планировала построить в черте города шесть мусороперерабатывающих комплексов. Цена каждого порядка 200 тыс. руб. Первый объект хотели запустить в декабре этого года. Окупиться проект должен был уже в 2014 г. Зарабатывать планировали на вторсырье. И когда в 2008-2009 гг. цены на этот товар резко упали, Синара из проекта мусоросортировки вышла.

4 | Перенос станции Свердловск-Товарный. Грузовая железнодорожная станция занимает 12 га земли в центре Екатеринбурга — рядом с пассажирским вокзалом. Перенос этого объекта должны были начать в 2008 г. Структуры РЖД планировали переместить станцию на Сортировку. А на освободившемся месте построить жилье или гостиницу. Но проект заморозили из-за нехватки средств.

 

 

Семь правил инвестирования от Сбербанка
Олег Федотов заместитель председателя Уральского банка Сбербанка России
1| Инициатор инвестиционного проекта должен вложить в него от 20 до 30% собственных средств. Это одно из основных требований. Собственные средства — либо прибыль компании, либо вложения стратегических инвесторов — соучастников проекта.

2| Сбербанк, как правило, не финансирует проекты на ранних стадиях. Компания должна вложить и освоить собственные средства. А мы — дофинансируем. Но бывают исключения. Например, вкладывать деньги в строительство Академического мы начали еще на этапе прокладки сетей и строительства дорог.

3| Мы активно вкладываемся в строительные проекты, реализуемые в Екатеринбурге. С другими городами области — сложнее. Зачастую их экономика держится на одном-двух градообразующих предприятиях. И если эти заводы встанут, любая, даже самая перспективная бизнес-идея может провалиться.

4| Одно из приоритетных направлений — строительство. Я не вижу сейчас проблем со сбытом квартир. Практически нет рисков по жилью. Например, в проектах с одним из крупных застройщиков Сбербанк участвует на общую сумму порядка 2 млрд руб.
5| Срок кредитования в Сбербанке на инвестиционные цели — до семи лет. Это стандартные условия. Если окупаемость проекта выходит за эти рамки, банк будет рассматривать проект индивидуально и на более длительные сроки.

6| Банк осторожно относится к кредитованию автодилеров. Этот рынок, по нашим оценкам, пострадал от кризиса наиболее существенно. Признаки улучшения отрасли лишь только намечаются.

7| В прошлом году мы в основном финансировали проекты с государственным участием. Начали финансировать строительство метро в Екатеринбурге, обновление сетей «Водоканала». Частный бизнес и в 2009 г., и сейчас не готов реализовывать крупные инвестиционные программы.