Меню

«Уралрос» душит «автогражданка»

Настраховом рынке обо­значились первые по­следствия принятия нового закона об ОСАГО1. Екатеринбургская «Уралрос» заявила об отказе присоединиться к системе прямого урегулирования. Эта информация по

У СК «Уралрос» есть все шансы потерять лицензию на осуществление страховой деятельности и вскоре сменить владельца. Новый закон об ОСАГО и сложная экономическая ситуация уже начали вносить коррективы в состав участников страхового рынка.

Настраховом рынке обо­значились первые по­следствия принятия нового закона об ОСАГО1. Екатеринбургская «Уралрос» заявила об отказе присоединиться к системе прямого урегулирования. Эта информация появилась на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА). В «Уралрос» от комментариев категорически отказываются. Но как показывает официальная статистика Федеральной службы по страховому надзору (ФССН), этот вид страхования для компании был убыточным: поступления по ОСАГО за 2008 г. составили 138,8 тыс. руб., а выплаты — 157,8 тыс. руб. Другой причиной могла стать нехватка свободных денежных ресурсов. По новому закону для гарантии расчетов все страховщики ОСАГО обязаны внести не менее 3 млн руб. на депозитные счета в специальных банках2. А для компании местного уровня (в отличие от федеральных игроков) эта сумма вполне может оказаться критичной. Между тем отказ внести депозит влечет за собой лишение лицензии на работу по ОСАГО.

Но как оказалось, «Уралрос» рискует потерять не только это направление — в последнее время СК испытывает сложности с осуществлением текущих платежей. «Сейчас отмечается увеличение количест­ва обращений граждан по вопросам ненадлежащего исполнения договорных обязательств компанией «Уралрос», — сообщил ВЯЧЕСЛАВ ТАРАСОВ, руководитель Инспекции страхового надзора (ИСН) по УрФО. Иными словами, екатеринбуржцы жалуются, что СК отказывает им в выплатах или выплачивает неполную сумму при наступлении страхового случая. Лишь за два с половиной месяца текущего года этих обращений поступило больше, чем за весь прошлый год. Причем в статистике учитываются только официальные жалобы, сколько претензий в реальности — не знает никто (далеко не все идут в ИСН при нарушении своих прав).

Как уточнил г-н Тарасов, ИСН выдала «Уралрос» четыре предписания на устранение нарушений. Если страховщик не выполнит их в указанный срок, действие лицензии приостановят. В случае если компания станет банкротом, обязанность компенсировать выплаты ляжет на РСА. Впрочем, вполне вероятно, что «Уралрос» сейчас и не стремится сохранить свою лицензию. Участники рынка в неформальных беседах допускают продажу СК «одной крупной и неместной компании» в скором времени. Тогда уже новый владелец примет на себя обязательства «Уралрос».

Это лишь начало перемен в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности — количество компаний, работающих с данным направлением, продолжит уменьшаться. «Уралрос» вместе с еще двумя российскими компаниями («СКМ» и «Прогресс-Нева») отказались подключаться к системе прямого урегулирования даже до начала работы по новому закону. А как только участники рынка столкнутся с ним в реальности, отказов небольших игроков станет больше.

Дело в том, что, хотя поправки вступили в силу еще 1 марта 2009 г., у страховых компаний было мало шансов отработать новый механизм выплат в действии. «10 марта мы первыми в России подали заявку в клиринговую систему по прямому урегулированию», — сообщил АЛЕКСАНДР МЕРЕНКОВ, генеральный директор СК «Северная казна». Другие игроки изменений пока не ощутили. «По нашей компании могу сказать, что если на российском уровне единичные обращения клиентов были, то по УрФО еще ни одного», — констатирует ВИКТОР БЕРЕЖНОВ, заместитель директора — исполнительный директор Уральской дирекции РОСНО. Это может объясняться плохой информированностью населения о том, что и как делать, а также временным ограничением в количестве обращений. Сейчас воспользоваться прямым регулированием могут лишь автовладельцы, которые приобрели полисы ОСАГО после 1 марта текущего года, а таковых из-за стагнации автомобильного рынка мало.

Ближайшие несколько месяцев покажут, оправдаются ли прогнозы о росте затрат страховых компаний (на 10-20%), а также о возможных убытках, связанных с мошенничеством. Не исключено, что автовладельцы попробуют обращаться как в свою, так и в компанию ответчика одновременно.

Впрочем, «Уралрос», как и другие СК, сможет заработать на обязательном автостраховании и не имея на него лицензии. Когда корреспондент «ДК» обратился в «Уралрос» с просьбой оформить полис ОСАГО, менеджер предложил «намного более интересные условия других страховых компаний». Иными словами, страховщики могут осуществлять брокерскую (посредническую) деятельность, получая процент от сделок с другими СК.

(1) Все страховые компании перешли 1 марта 2009 г. на прямое урегулирование убытков по договору ОСАГО: в случае ДТП автовладельцы смогут обращаться за выплатой в ту компанию, в которой они застрахованы, а не только в компанию ответчика (причинившего ущерб), как раньше. Также водители получили возможность оформлять документы о ДТП (для последующего получения компенсации) самостоятельно, т. е. без привлечения сотрудников милиции, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб.
(2) Финансовый комитет РСА согласовал формы депозитных договоров четырех уполномоченных банков: ОАО «МДМ-Банк», ОАО «Банк «Возрождение», ОАО «Промсвязьбанк» и ОАО Банк «Петрокоммерц» (по состоянию на 10 марта 2009 г.).