Меню

Уральские владельцы бизнесов стали больше учиться в 2013 году

Оценка спроса на открытые образовательные программы в Екатеринбурге в прошедшем году показали рост интереса первых лиц к собственному обучению. Сесть за парту их заставил спад в экономике.

Владельцы компаний чаще, чем год назад, готовы «садиться за парты», и все больше интересуются не программами лидерства или личностного роста, а предметным «тематическим» образованием. Меньше разговоров про «смысл жизни предпринимателя», больше спрос на экономику и управление бизнесом.

«В спектре тем обучения первых лиц и владельцев компаний всегда есть две крайние точки: различные философские проекты о смысле жизни с одного края и сугубо практические частные управленческие курсы с другого, – рассуждает карьерный коуч и бизнес-тренер Кирилл Абрамов. – Проекты первой группы я для себя отношу скорее к психотерапии успешных людей, к неким воспитательным тренингам. Они в период посткризисного подъема рынка в региональном бизнес-образовании набрали популярность, однако уходящий год показал обратную тенденцию. Вновь востребовано предметное образование: как отдельные управленческие технологии, так и в целом крупные проекты вроде MBA».

Эксперты видят причину этой тенденции в замедлении темпов экономического роста с конца 2012 года, и делают вывод о некоторой вынужденности такого поворота. Мол, именно начавшиеся проблемы в отдельных отраслях регионального бизнеса вновь возвращают предпринимателей «за парту». Игроки рынка бизнес-образования соглашаются, что обучение действительно носит отчасти вынужденный характер, но не считают катализатором этого процесса именно кризис. Более того, сама по себе тематика антикризисного управления уже не настолько популярна.

«В течение 2012-2013 годов четких запросов на обучение антикризисному управлению от собственников бизнеса не поступало, несмотря на замедление темпов роста экономики и неутешительные прогнозы финансистов относительно нового витка кризиса, - считает исполнительный директор Урало-Сибирского института бизнеса (USIB) Анастасия Мелехова. - Скорее речь идет о повышении конкуренции на многих региональных рынках. Первые лица компаний идут учиться, потому что осознают необходимость получения фундаментальных и комплексных знаний, часто с целью повышения эффективности и отдачи от образовательных проектов, их запросы связаны с корпоративным форматом обучения».

По наблюдениям участников экспертной группы областной Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами (АРС УЧР), в столице Урала растет доля собственников малого бизнеса, которые не только отправляют учиться своих сотрудников, но и идут учиться сами. Более того, увеличение числа учащихся собственников косвенно сказывается на структуре рынка: растет число проектов по корпоративному обучению.

«Блок корпоративных учебных проектов, увеличение доли которых в общей структуре спроса мы наблюдали последние полтора года, безусловно, связан с интересом владельцев бизнеса к собственному обучению – чем выше доля учащихся собственников, тем больше впоследствии корпоративки», - комментирует ситуацию эксперт Ассоциации Юрий Демцов.

Наиболее активно из числа первых лиц в 2013 году учились владельцы малого бизнеса с годовым оборотом 100 до 200 млн рублей. По замечанию бизнес-тренеров, это самый «жадный до знаний» сегмент предпринимателей. И именно из общей массы наиболее перспективых компаний этой группы вырастает в дальнейшем успешный региональный средний бизнес. 

Автор: Андрей Попов