Меню

Уральским пивоварням пригрозили лицензированием

Росалкогольрегулирование хочет ввести лицензирование пивных производств — для борьбы с контрафактом. Уральские дистрибьюторы «пивной проблемы» не видят: подделка крепкого алкоголя — куда большее зло.

Росалкогольрегулирование предлагает ввести лицензирование производства и оборота пивных напитков (но не самого пива) для борьбы с контрафактом. Предложение уже подготовлено и будет направлено на рассмотрение в правительство, сообщает РБК daily. Инициатива появилась после проведенных в августе-сентябре проверок нескольких заводов, специализирующихся на производстве пивных напитков (алкогольных коктейлей в банках и пластиковых бутылках). Выяснилось, что около половины этой продукции попадает в розничную торговлю нелегально: предприятия продают оптовикам и рознице значительно больше продукции, чем производят, то есть выпускают на рынок неучтенную продукцию, с которой не уплачен налог.

В оптовом звене по итогам проверки также были выявлены серьезные нарушения: из 55 проверенных организаций 20 оказались фиктивными — созданными для оформления поддельных сопроводительных документов. В легальной продукции, маркированной как пивной напиток, были выявлены признаки добавления этилового спирта — таким образом, производители снижали налоговую нагрузку.

Напомним, понятие «пивной напиток» было введено в 2011 г. К пивным были отнесены все слабоалкогольные напитки натурального брожения, приготовленные без добавления этилового спирта, но по рецептуре не соответствующие понятию «пиво». Ставка акциза на пивные напитки ниже, чем на напитки, производящиеся с добавлением этилового спирта. Например, ставка акциза на напиток крепостью 6,9% в первом случае составляет 18 руб. с литра, тогда как во втором — 28 руб.

Российские пивовары настаивают на сохранении прежнего порядка производства, отмечает РБК daily. По их словам, на рынке, в отличие от ситуации с крепким алкоголем, отсутствует нелегальное или контрафактное пиво, а собираемость налогов с отрасли близка к 100%.

Напомним, по данным Росалкогольрегулирования на 1 полугодие 2014 г., доля нелегального алкоголя в России составляет 50% — это заводская водка, при производстве которой не уплачен акцизный сбор, суррогаты (самогон) и контрабанда из Белоруссии и Казахстана.

В Свердловской области доля «паленого» алкоголя сопоставима с общероссийскими показателями — 40-50%. Евгений Патрикеев, эксперт в алкогольной сфере, ранее говорил DK.RU, что основной поток контрабанды в регион приходит из Казахстана, тогда как суррогаты обычно производят на территории области или соседних регионов. Впрочем, у «бабушкиного» самогона и контрафакта из бывших республик СССР в последние годы появились свои конкуренты. Общественники бьют тревогу: медицинские настойки и другие спиртосодержащие препараты сегодня в открытую продают в киосках и с лотков во многих российских городах. Их стоимость значительно ниже даже пива. Решение проблем на алкогольном рынке в целом г-н Патрикеев видит в снижении акцизов:

«Чем доступнее будет легальная продукция — тем меньше людей будет травиться. А собираемость налогов от этого только вырастет».

Представители уральских пивоваренных компаний инициативу не комментируют. Как пояснил один из участников рынка, подобные предложения появляются не первый раз, но от слов к делу, как правило, не доходит.

Примечательно, что несколько месяцев назад производителям и дистрибьюторам пива снова разрешили рекламировать свою продукцию в печатных СМИ, на телевидении и на спортивных объектах. Изменения рекламного законодательства связаны прежде всего с подготовкой к проведению ЧМ-2018 по футболу. Причина проста — масштабный и затратный проект требует серьезных финансовых вложений, а основными спонсорами спортивных соревнований традиционно являются именно пивовары. Инициаторами поправок стали президенты FIFA и УЕФА Йозеф Блаттер и Мишель Платини, которые посоветовали президенту Владимиру Путину вернуть рекламу пива. Впрочем, разрешение временное — срок действия заканчивается 31 августа 2018 г.

Участники рекламного рынка прогнозируют положительный эффект от возвращения рекламы пива в России. Так, Данил Голованов, директор РА «Red Pepper», в беседе с корреспондентом DK.RU отмечал, что в большинстве развитых стран, имеющих крепкую экономику, подобная реклама является нормой:

«Пивная промышленность делает рынок PR богаче и интереснее. Любое крупное агентство заинтересовано в работе с пивными брендами. Причем работе легальной, а не поиском окольных путей. Реклама пива — это не способ хорошо заработать, это прежде всего работа на имидж, это настоящий сторитейлинг, высший пилотаж. Мировые пивные бренды имеют фундаментальные коммуникационные платформы, их рекламные ролики ежегодно удостаиваются престижных наград. А на создание креативного продукта под спортивные турниры и вовсе, как правило, выделяются особые бюджеты. В итоге соревнование становится коммерчески привлекательным и для других рекламодателей».