Меню

«Мы не конкуренты банкам. Мы просто хотим выдавать бизнесменам займы на достойные проекты»

Валерий Пиличев. Иллюстрация: СОФПП

«Когда мы внедрили банковские технологии, эффективность выдачи займов выросла в 15-20 раз. Теперь идем к тому, чтобы в личном кабинете бизнесмен получал персональные предложения» — Валерий Пиличев.

Валерий Пиличев, заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:

— Как ни парадоксально, многие предприниматели, особенно работающие в области, до сих пор не имеют собственного сайта компании, никак не представлены в социальных сетях и в целом не используют интернет для продвижения.

Впрочем, это напрямую зависит от сферы и специфики деятельности. Есть компании, которые производят и продают продукцию только одному покупателю. Это, как правило, рынок B2B, а товар крайне специфический. Нужен ли сайт и активное продвижение этой компании и ее товара в интернете? Максимум, что им нужно — это сайт-визитка или лендинг. Остальное — трата денег, а предприниматели деньги хорошо считают.

То же можно сказать о промышленном и сельскохозяйственном секторах, в которых активное интернет-продвижение также неэффективно. Как правило, у этих предприятий есть постоянные заказчики, налаженный рынок сбыта. Лишние телодвижения и траты им не к чему.

Однако подавляющему большинству компаний продвижение в интернете все-таки необходимо. И хочу отметить, что в последнее время у многих предпринимателей это осознание появилось. Особенно это касается сферы производства и продажи товаров широкого потребления.

Ну, и влияет то, что в бизнес приходит молодое поколение, «живущее» в смартфонах, для них работа в интернете — это просто данность.

С 2018 года наш фонд много рассказывает предпринимателям об интернет-продвижении и о задачах, которые можно решать с его помощью. Мы проводим различные специализированные курсы: как продвигаться в Инстаграм и других сетях, как правильно оформить страницу и так далее. Привозим спикеров, приглашаем экспертов. Спрос на такие мероприятия очень большой, залы всегда полные.

В этом году федеральное правительство запустило программу популяризации предпринимательства. Одно из направлений — это выделение госсредств на рекламную кампанию для бизнеса. Мы отобрали 100 компаний со всей области, и индивидуально готовим программы продвижения их продукции. На это выделяется по 200 тыс. руб. на каждое предприятие. И основной канал продвижения, конечно, интернет. И это правильно.

Вместе с тем, цифровизация касается не только внешнего взаимодействия с предпринимателями, но и внутренних процессов работы фонда. С прошлого года мы стали переводить наши регламенты в «цифру», чтобы максимально автоматизировать взаимодействие с бизнесом. В первую очередь это коснулось заемных процедур.

Основной проблемой, с которой сталкивался предприниматель при обращении в наш фонд, была длительность процедуры выдачи займа. Почему так долго? Согласно закону о микрофинансовых организациях, деятельность  нашего фонда регулируется Центробанком, и это связано с колоссальной отчетностью. В частности, каждого предпринимателя нужно проверить по нескольким базам данных. Это занимало время. Чтобы сократить затраты, мы стали внедрять банковские технологии: кредитный конвейер, скоринг. Они позволяют за 240 секунд собрать все необходимые данные по основным базам: МВД, ГИБДД, ФНС, проверить человека в социальных сетях и так далее. То есть процедура рассмотрения заявки проходит быстрее и без вмешательства человеческого фактора.

Вторая  проблема была в том, что предприниматель должен был предоставлять многие документы в бумажном виде. Теперь все это делается через личный кабинет, привязанный к Госуслугам.

После внедрения этих цифровых платформ эффективность выдачи займов увеличилась примерно в 15-20 раз. Однако технологии не стоят на месте, дело за аналитическими системами принятия решений: с их помощью можно будет оценивать вероятность возвращения кредитов в срок.

Сейчас по технологическому развитию мы практически на уровне банков. Цифровые системы позволяют нам не просто оценивать заявки, но и готовить предодобренные предложения. Мы хотим прийти к тому, чтобы человек, заходя в личный кабинет фонда (в том числе и через Госуслуги), сразу видел персональные предложения по кредитам, ставкам и т.п. от фонда. И мы к этому идем. Планируем осуществлять прогнозирование поведенческих сценариев. В этом году будем формировать хранилище Big Data на базе данных, которые мы уже собрали о предпринимателях, после чего сможем анализировать эти данные уже в нужных разрезах, чтобы понять, кому и какие инструменты поддержки будут интересны.

Да, нам крайне важно максимально упростить процедуру выдачи займов, но в то же время мы не должны перегнуть палку — не уйти в риски, избежать невозврата кредитных средств. Тем более что по сравнению с банками наша ставка очень привлекательна — 6,5% годовых, а значит, и желающих получить заем много.

Цифровизация призвана не только ускорить процедуру получения тех или иных услуг, но и сделать их понятными. Например, мы проверяем предпринимателя и выясняем, что у него имеются неоплаченные штрафы, соответственно, выдать кредит мы не можем. Сейчас мы обзваниваем предпринимателей и объясняем, почему ему отказано в займе. Это долго и трудоемко. В идеале, такая информация должна отражаться в личном кабинете предпринимателя, чтобы он быстро смог решить свои проблемы и получить шанс на заём.

Мы также хотим упростить момент, связанный с процедурой оценки имущественного залога. Сейчас, например, чтобы оценить объект залога, туда нужно приехать, посмотреть, потратить время. Вместо этого предприниматель может установить специальное приложение в смартфоне, с его помощью отснять объект залога, указать все его характеристики и отправить эту информацию нам. Конечно, это значительно сократит время принятия решения.

Может сложиться мнение, что мы хотим стать конкурентом банкам. Это, конечно, не так. Основная задача фонда — выдавать бизнесменам займы на достойные проекты. Особенно в городах, где откровенная беда с банковским финансированием, а интересные и перспективные идеи — есть.