Меню

«Вас нет в соцсетях? Вас в принципе нет», — экс-пиарщик Тимати о том, как продать себя

Эльмира Галимова. Иллюстрация: i-gency.ru

«Нас очень много лет в нашей стране призывали быть скромными. Скромными быть не надо. Скромность ведет к забвению, а не быть в соцсетях сегодня стыдно», — Эльвира Галимова, Done Media.

Тема личного бренда сегодня, пожалуй, одна из самых противоречивых в бизнес-сообществе. Внезапно на DK.RU разгорелась целая дискуссия по этому поводу. Владелец сети фитнес-клубов Bright Fit Алексей Романов в своей колонке рассказывал, что очень не любит выражение «личный бренд» и считает, что если показывать себя всем по типу «посмотрите, какой я хороший» — это невротическое отклонение. В то же время Ксения Собчак на DK.RU заявляла: «нужно просто уметь продавать себя или то, что ты делаешь»

Эльвира Галимова как раз специализируется на построении личного бренда. Она была PR-директором музыкального лейбла Black Star, где работала с рэпером Тимати, запускала в России американский журнал InStyle и французский Psychologies. Сейчас читает лекции в топовых вузах Москвы и занимается собственным проектом — PR-бюро Done Media и образовательной платформой в этой сфере Done Media kafedra. 

В Екатеринбург Эльвира Галимова приезжала, чтобы научить предпринимателей быть искренними и продавать себя в соцсетях. DK.RU законспектировал из ее выступления главное для тех, кто еще сомневается, чью сторону занять в споре адептов и противников личного бренда. 

Вы должны понять одно: личный бренд — это ваш бизнес-проект. Это долгий и дорогой путь. Вы инвестируете в себя знания, деньги, время и главное — терпение. Задайте себе вопрос: зачем вам это делать? Чтобы стать популярным и вас узнавали в кафе? Или вы инвестируете в себя и двигаетесь вперед исключительно для выстраивания стратегии по монетизации? Вы должны понять, какова цель. Мне кажется, такие шаги длиной в несколько лет нужно делать, конечно же, для монетизации, — уверена Эльмира Галимова. 

По ее мнению, популярность темы личного бренда в России связана с тем, что к предпринимателям пришло осознание прямой связи его прокачки с масштабированием бизнеса и увеличением доходности. На лекции в Екатеринбурге Эльмира Галимова дала руководство для тех, кто решил, что ему это надо. 

Эльвира Галимова, Done Media, ex-PR-директор Black Star:

— Прежде всего, нужно ответить себе на несколько вопросов: кому будет интересно продвижение вашего персонального бренда? Какую ценность вы несете и чем отличаетесь от негативных примеров на рынке? 

Золотое правило: чем больше конкурентов на рынке, тем уже должна быть ниша для личного бренда. Более того, целевая аудитория никогда не одна — их три и более. Простой пример: салоны красоты. Первая целевая аудитория — клиенты, которые пользуются услугами. Вторая, которая не приносит ничего, но это понты и имидж — глянцевые издания и lifestyle-порталы — каждому клиенту нравится листать такие журналы и видеть там салон, в который он ходит. Третья — крайне неприятная аудитория — ваши конкуренты.

Так уж сложилось, что конкурентов в нашей стране принято ругать, завидовать им и хейтить. Но это те ребята, с которыми надо стараться выстраивать отношения winwin. Это работает, как принцип «против кого дружат девочки». Они помогут вам отстаивать интересы вашей общей сферы или отрасли. 

Сегодня все большие обороты набирает не УТП (уникальное торговое предложение), а УЭП — уникальное эмоциональное предложение — это то, как с вами комфортно, хочется ли к вам вернуться.

Проекты, оказывающие услуги, не просто так предоставляют своим клиентам во время ожидания бутылочку Moet Chandon с клубникой. Бешеные деньги! Никогда это не оправдывается, но клиенту нравится делать селфи и проводить время за такими приятными моментами. Ему захочется вернуться. Вот об этом нужно помнить и все-таки выделять на это деньги в бюджете.

Личный бренд — это постоянный путь саморазвития. Триггеры для его активации — все, что может вас стимулировать на изменения в мыслях и действиях. Ставьте на видное место на рабочем столе, вешайте на стены в кабинете все то, что может вас заставить себя хвалить: дипломы об окончании специальных тренингов, благодарности от клиентов, фото с выступления на известной конференции. Нас очень много лет в нашей стране призывали быть скромными. Скромными быть не надо. Как говорит Сережа Лазарев, скромность ведет к забвению. Хвалите себя! Как только вы начинаете это делать, вы сразу расправляете плечи и делаете следующие шаги по собственному развитию. 

Как вести соцсети?

Сегодня соцсети — это медийная площадка. Не вести соцсети личный бренд не имеет права. Стыдно.

Если у вас нет сайта — прокатит. Если вас нет в соцсетях — забудьте, вас в принципе нет на карте и вы зря старались. Ваша аудитория должна понимать, что с вами происходит, в каком бизнес-направлении вы двигаетесь. Просто так постить фоточки и писать лабуду тоже не нужно. 

Ставьте «напоминалки» по популярным запросам в вашей сфере. Я каждый день ставлю себе напоминание писать определенные посты. Вам кажется это банальным, но это реально работает: как минимум поможет быть в тренде своего направления, как максимум — даст вдохновение на написание собственных постов. 

Найдите вдохновляющие профили, возьмите отдельные фишки и элементы. Лайкайте, оставляйте комментарии — это не должно быть вам жуть как интересно, но это очень важно. Важна цитируемость.

В помощь вам сила активных вопросов, которые начинаются со слов: сделал ли я сегодня что-то полезное для приближения своей цели? Задавать их можно хоть ежечасно, но задавать. Например, говорить себе: хочу давать интервью в журнале Forbes, хочу выступать на известном форуме. 

Фотосессии обязательно нужно делать раз в полгода с правильным фотографом. Если вы делаете раз в год — вы не развиваетесь, вы скучны и за вами неинтересно следить. 

Чтобы ваша узнаваемость и медийность росла, используйте всю линейку СМИ. Вы должны там появляться — необязательно как герои обложек, а как эксперты. 

Появление на нишевых профессиональных мероприятиях обязательно. 

Как формировать окружение?

Бизнесмены говорят: окружайте себя теми, кто богаче и умнее. Психологи: теми, кто лучше. Бренд-менеджеры: теми, кто вас вдохновляет и мотивирует. То есть окружайте себя теми, кто толкает вас вперед.

Окружение — это 70% вашего успеха. Кого вы выбрали вокруг себя, в том направлении вы и поедете. В идеале все, кто входит в ваше окружение, должны быть агентами вашего бренда.

Агенты — это те люди, которые обладают авторитетом и вращаются в таком коммьюнити, которое может потенциально прийти к вам за услугой или купить ваш товар. 

Как находить таких людей? Интересоваться потребностями других. Мне в день приходит по 10-15 сообщений про персональный бренд, пиар, услуги. Я отвечаю всем! Если есть время, даже перезваниваю. Я не знаю, как это прилетит, но остается впечатление, что я — человек открытый и контактный. 

Слушать больше, чем говорить — более 10 вопросов на встрече задавать не нужно. Человек вам сам все расскажет. 

Быть щедрым на идеи и мысли. В разговоре не стесняйтесь быть открытым и искренним.

Быть тем, кому доверяют. Все просто: вы должны как минимум соблюдать обещания, которые даете, а лучше их превышать. Это всегда ценится — к вам будут возвращаться и вас рекомендовать.

Создавать ситуацию выбора. Всегда нужно искать компромисс — ту золотую середину между своими личностными задачами и целями оппонента.

Общаться расслабленно и искренне. Вы все время должны создавать вокруг себя позитивный ореол открытости, искренности и, естественно, профессионализма. Всегда покупает у человека человек. Вы должны оставаться личным брендом с человеческим лицом. 

Спрашивать обратную связь. Обязательно. Накосячили — извинитесь. Не знаете, как поступить — узнайте. Мы все — в коммуникации. Не может быть человек-личный бренд интровертом. Если вы интроверт, лучше, чтоб никто об этом не знал. 

И самое актуальное — не нарушать дедлайны

Как показать свою экспертность?

Хорошо выполнять свою работу и иметь качественное образование — здорово, но это середнячковая история.

Чтобы выделяться из серой качественной массы, нужно следовать новому подходу, который раскрывает в вас компетенции.

Сейчас говорят, что есть такой хайп: каждый стал оратором, спикером, преподавателем. Нет же — просто общество проснулось и поняло, что инвестиции в себя — это то, что останется с вами на веки вечные, и в конечном итоге приведет к доходности. 

Помимо саморазвития сейчас набирают обороты новые компетенции — профессиональные (hard skills) и управленческие (soft skills). Их нужно обязательно демонстрировать — от соцсетей до общения с партнерами. Вы показываете заинтересованность в тенденциях индустрии, свою искусность в аналитике. Что касается управленческих компетенций, мало быть стратегом с холодной головой, надо уметь собрать правильную команду и выстроить правильную политику развития — как себя, так и своего бизнеса. 

Новый подход в развитии экспертности личного бренда — это digital skills. В век цифровизации и капитализации нужно постоянно говорить об этом в своих выступлениях и интервью. Не разбираетесь в теме сами — наймите отдельную команду. Не хотите идти в агентство — найдите фрилансера, который вам покажет, как это делать. 

Сложно выходить на аудиторию первый раз. Это как с иностранным языком — нужно окунуться в среду и преодолеть языковой барьер. 

Речь нужно прокачивать, обращаться к специалистам. Голос должен быть уверенным, спокойным, убедительным. Писклявые голоса вызывают раздражение. Голос тоже можно поставить — сегодня это происходит за два-три занятия. Простой пример: сидите на переговорах, у вас пламенная речь, убедительный голос, но, прощаясь, вы жмете оппоненту руку, а она у вас холодная и потная. Серьезно? Все ваши пламенные речи нивелированы. Все понимают, что ваши эмоции не соответствовали вашему поведению. 

Моя история началась со звонка из МГИМО — они хотели пригласить выступить с лекцией перед студентами артиста. «Артисты поют на сцене, хотите PR-директора, который все расскажет?», — спросила я. Они тактично слились, но уже через пять минут перезвонили и сказали: «Хотим! Нам все про вас рассказали!». И все довольны — артисты счастливы, потому что они пошли зарабатывать на сцене, я счастлива, потому что вышла навстречу страху перед публичными выступлениями и использовала этот шанс.

Не бойтесь, первое — вскрывать страх, второе — предлагать. Если у вас нет PR-менеджера, который вынесет вас на тарелочке всему медиапространству, делайте это сами. Потом к вам придут, но первый шаг — за вами.

Сначала пойдет «сарафан», что вы — эксперт в какой-то сфере, к вам придут на консультации. Сначала вы практикуетесь, даете советы и делаете это бесплатно. Потом надо включать счетчик — это ваши знания и работа. И ничего зазорного в этом нет. Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов — с увеличением медийности, узнаваемости в вашей сфере.

Отдельно уточню: когда я говорю об узнаваемости, это не значит, что вы вышли за дверь и вас все узнали. Вы можете и должны стать экспертом в своей нише — и это намного круче, чем если вас будут узнавать на автобусной остановке. И тогда вас будут везде приглашать.

Ради чего старались?

Ключевой момент — а чего ради вы так запаривались, страдали, учились и деньги инвестировали?  Первое — это постоянный рост дохода. При правильно выстроенной стратегии с четкими действиями он может составлять до 300% в год. Это правда, есть аналитические данные.

Второе — это приводит к развитию вас как профессионала и личности. Вы идете учиться, все больше знаний инвестируете в себя. Это ваш капитал. Третье — признание, чувство уверенности и защищенности. Вокруг вас формируется правильное окружение единомышленников, правильный ореол серьезного бизнес-проекта с человеческим лицом. А эти единомышленники — на вес золота. Они выведут вас туда, куда вы даже не представляете. 

Текст написан на основе выступления на форуме для предпринимателей «Бренд личности», автор Анна Хлебникова