Меню

Верхом на звезде

Северные гастроли Юрий Бочарников всегда был там, где многолюдно, где праздник. Невероятно энергичный и пробивной, он еще в студенческие годы заработал себе славу ярого общественника и заводилы:

За четыре года екатеринбургский бизнесмен Юрий Бочарников создал один из самых масштабных холдингов в уральской индустрии развлечений — «Интершоу». Сегодня компания выходит на федеральный уровень. Но вот парадокс: чем дальше разрастается «Интершоу», чем большее влияние получает Юрий Бочарников, тем сильнее его желание уйти в тень, стать лидером «восьмого уровня». Человеком, о существовании которого знают все, но никто не знаком с ним лично.

Северные гастроли

Юрий Бочарников всегда был там, где многолюдно, где праздник. Невероятно энергичный и пробивной, он еще в студенческие годы заработал себе славу ярого общественника и заводилы: играл в университетской команде КВН, руководил студенческим отрядом «Пламя», участвовал в организации всех важных для вуза и факультета акций. Историк по образованию, Юрий Бочарников на собственном опыте понял, что со времен Древнего Рима ключевые потребности масс — «хлеба и зрелищ» — нисколько не изменились. И если организовать яркий и зрелищный праздник, успех не заставит себя долго ждать. Экономическая ситуация способствовала Юрию. В 1991 г., после развала СССР, отлаженная система Госконцерта быстро сдала свои позиции, частные концертные фирмы начали расти как грибы.

— Юрий Павлович, почему вы выбрали для самореализации шоу-бизнес?

— Скорее, шоу-бизнес выбрал меня. В 1991 г. я познакомился с человеком, который стоял у истоков концертного бизнеса на Урале, — это Вячеслав Сульдин, директор концерна «Европа-Азия». Незауряднейшая личность. Все звезды нашей эстрады до сих пор знают и помнят это имя. Он предложил мне место администратора в своей компании и обучил всем профессиональным премудростям. Фирма занималась организацией гастролей на предприятиях и концертных площадках. Я работал, как говорится, на подхвате — клеил афиши, развешивал растяжки, вел переговоры с клиентами, покупал авиабилеты. В силу своей чрезмерной активности я «прижился» в этой компании. Трудился не выгоды ради, а потому что интересно. Да и выгоды порой не было никакой: многие клиенты в то время расплачивались с нами не «живыми» деньгами, а бартером. Однажды мы проводили праздник для «Городской телефонной сети», на который пригласили Александра Буйнова. За это ГТС предоставила нашей компании три новых телефонных номера. В те времена установка телефона обходилась в кругленькую сумму, свободных номеров почти не было, а тут такая щедрость!

— Масштабные праздники, такие как День города, вы тоже делали?

— Мы брались за все, с чем к нам приходили клиенты! Через год моей работы в компании администрация города Пыть-Ях попросила, чтобы мы провели у них в регионе День нефтяника. Съездив туда, мы поняли, что нашли золотую жилу. И недолго думая, всей фирмой (5 человек!) переехали на север Тюменской области. Работа сразу закипела. Тогда народ ходил на концерты артистов, как на демонстрацию. Одними из первых мы пригласили на северные гастроли Филиппа Киркорова. Ему удалось установить рекорд по количеству концертов в одном городе: только в Нефтеюганске Филипп дал 36 концертов, выступал по два-три раза в день. Самый настоящий «чес»! Население в городе было около 80 тыс., в зале умещалось 600 человек, то есть на выступлениях Киркорова побывал каждый четвертый житель Нефтеюганска. Это то же самое, что в Екатеринбурге на концерт какой-нибудь знаменитости пришли бы 300 тыс. человек!

— Как удавалось их собрать?

— Северный народ суровый и работящий. У всех хороший заработок, а из развлечений — только самодеятельность в местных клубах. Северяне были несказанно рады звездам, готовы были платить. Нам удалось наладить безукоризненную в тех условиях систему взаимодействия с предприятиями: договаривались с директором, назначали день и время концерта, после чего весь трудовой коллектив дружно отправлялся на концерт. Таких предприятий на севере было несколько десятков. Бизнес очень простой. Мы импортировали новых администраторов прямо из Екатеринбурга, давая объявления в газетах. Они шли к нам валом, мечтая о больших деньгах. Многие на севере не выдерживали, возвращались, зато оставались самые стойкие и пробивные. Тогда я был уже вторым человеком в компании после генерального директора, зарабатывал примерно в 20 раз больше, чем мои родители. Но жить приходилось в спартанских условиях — в гостиничном номере обычно не было ничего, кроме тумбочки и кровати, горячая вода считалась большой роскошью. Кроме того, я еще продолжал учиться в университете и был вынужден периодически летать в Екатеринбург на сессии.

— Не возникало желания махнуть на все рукой, остаться дома, заняться чем-нибудь более спокойным?

— Когда ты молод, покой ведь только снится! Не скрою, тяжело приходилось, но сетовать на судьбу было просто некогда. Мы постоянно что-то придумывали, чтобы развлечь северян, а заодно и себя. Арендовали в нескольких городах спортивные залы и переоборудовали их под банкетные. Стали устраивать для рабочего люда праздничные вечера, наподобие «Голубых огоньков». Посетители сидели за столиками, а перед ними выступало по 5–6 звезд за вечер. С нами тогда плотно работали Ирина Аллегрова, Аркадий Укупник, группы «Комбинация» и «ЭксББ», «Любэ», Валерий Леонтьев, Маша Распутина, Олег Газманов. В то время российская эстрада только набирала цвет. Со своими первыми концертами приезжал Леонид Агутин, и стоил он в то время как какой-нибудь ВИА средней руки. Все северные города находятся в относительной близости, поэтому артисты колесили из одного места в другое с интервалом в два часа.

— И как артисты выдерживали такой сумасшедший график?

— После 2–3 десятков выступлений они, конечно, сильно уставали. Чтобы хоть как-то подсластить время их пребывания на севере, мы устраивали так называемые «зеленые» концерты — с шутками и забавами. Обычно это было последнее выступление артиста в том или ином городе. На таких концертах с артистами и зрителями могло произойти все что угодно: мы меняли местами струны на гитарах, вместо минералки в стаканы наливали водку… Самый смешной случай произошел во время выхода Олега Газманова в Пыть-Яхе. В его песне «Есаул» есть такой момент, когда раздается выстрел из ружья. Прямо перед концертом из фуфайки, валенок, ушанки мы сделали чучело, набили его соломой и подвесили над сценой. Когда гитарист поднял гитару вверх, имитируя выстрел, «тело» рухнуло прямо к ногам изумленного Олега. У группы «Эскадрон» и зрителей началась смеховая истерика. Так что северная вахта была не только самым сложным, но и самым романтичным периодом моей работы в шоу-бизнесе.

 

Под крышу дома своего

Север закалил Юрия Бочарникова и физически, и морально. Он полностью избавился от вредной привычки болеть, научился стоически переносить бытовые неудобства и усвоил полезное правило — всегда достигать намеченных целей. Одна из них формулировалась так: возглавить собственную компанию. И возглавил. Правда, для начала стал одним из трех директоров.

— И все-таки север вам пришлось покинуть…

— Всякая романтика когда-нибудь заканчивается. Получив диплом, я решил вернуться в Екатеринбург. Поначалу хотел устроиться на работу в таможенную службу, прошел собеседование. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Сразу после моего возвращения с севера ко мне обратились Виктор Ткачук и Александр Уткин — они около года проработали в Нефтеюганске в нашей фирме. Предложили «взяться за старое» — организовывать концерты звезд нашей эстрады. Я согласился. Так родилась концертная фирма «Сабона».

— Известное название. Насколько я знаю, в середине 90-х эта компания была самой крупной концертной организацией в нашем регионе.

— Нам довольно быстро удалось занять лидерские позиции. В первую очередь потому, что многие известные артисты и музыканты знали нас в лицо и охотно соглашались с нами работать. Тогда начал стремительно завоевывать популярность Валерий Меладзе, собирала полные стадионы группа «Браво», находился на пике славы Валерий Леонтьев. Число желающих привозить московских артистов в наш город росло с каждым днем. Тем более, в те времена привезти сюда звезду особых трудов не составляло. Это сейчас все оформляется юридически — переговоры, райдеры, контракты, денежные переводы. Тогда достаточно было поговорить с артистом по телефону, перечислить деньги в Москву. К слову, многие небольшие компании погорели именно на этом! Проведут удачно два концерта, затем, окрыленные успехом, пригласят какого-нибудь артиста — а народ на концерт не пришел.

— Вы всегда безошибочно определяли «перспективных» в плане кассовых сборов артистов?

— И у нас случались крупные проколы. Ведь что такое концерт артиста? То же казино. Ты продаешь билеты, делаешь рекламу, арендуешь зал. А сколько человек придет на концерт, можно только предполагать. Придет тысяча — и ты едва сможешь покрыть затраты, связанные с организацией концерта, 1001-й человек принесет тебе копеечную прибыль. А заработать нужно десятки, а то и сотни тысяч. Это очень непредсказуемый бизнес, нужна отменная интуиция. Однажды мы решили пригласить на Урал группу Smokie, причем только потому, что ни одна из существовавших тогда концертных фирм не привозила сюда зарубежных звезд столь высокого ранга. Помню, долго думали, как писать название группы на растяжках: по-английски или по-русски. Решили написать и так и так: вдруг народ не поймет? Смешно, да? А для нас тот концерт обернулся слезами. На Smokie мы потеряли серьезные деньги и в течение полугода были вынуждены восстанавливать пошатнувшуюся финансовую ситуацию.

— Этот неудачный концерт и стал причиной закрытия «Сабоны»?

— Нет, фирму закрыли гораздо позже. «Сабону» ликвидировали потому, что у руля компании стояло сразу три человека, и в силу разного возраста и жизненного опыта они по-разному представляли перспективы ее развития. Меня привлекали новые, интересные, необычные проекты. А мои коллеги были более консервативны, их устраивало текущее положение дел в компании. Сыграли свою роль и мои лидерские амбиции. В 2001 г. наши отношения, основанные на равноправии и братстве, полностью себя исчерпали. Виктор ушел в другой бизнес, мы с Александром проработали вместе еще год и тоже разошлись. Все как у всех. В этом же году образовалась компания «Интершоу», генеральным директором которой я и являюсь по сей день. То, что представляет собой «Интершоу» сейчас — это уже целиком мое детище, которое пустило свои ростки во многих регионах нашей страны.

Салют, Екатеринбург!

Сегодня о компании «Интершоу» говорят как о лидере концертного бизнеса Урало-Сибирского региона. Выйдя на рынок гораздо позже других игроков, Юрий Бочарников сумел не только догнать своих основных конкурентов, но и вырваться вперед — как по части предлагаемых услуг, так и географически. Сейчас в «Интершоу» 12 обособленных подразделений, в числе которых — дочерние фирмы в Москве и Петербурге, представительства в Перми и Челябинске. «Догнать и перегнать» соперников удалось за счет эффективного менеджмента — Бочарников первым на рынке выделил подразделения компании в отдельные бизнес-единицы, дав директорам полную финансовую самостоятельность.

— Чем сегодня заниматься выгоднее всего?

— Универсального способа для развлечения людей не существует. Поэтому нам выгодно заниматься всем, что востребовано. На этом рынке главное — взаимоотношения с клиентами. Какими бы техническими новинками ты ни обладал, какие бы у тебя ни были возможности, если нет навыков правильной работы с клиентами, ты никогда не будешь первым. Вопрос цены в сфере услуг уходит на второй план. Нужно понять клиента, выяснить, какая из наших услуг его заинтересовала, какие элементы праздника понравятся ему больше всего. И уже после этого предложить заказчику головокружительную, сногсшибательную идею праздника, подготовить оригинальный сценарий с учетом всех его пожеланий, провести масштабную, зрелищную акцию. Клиент должен чувствовать себя уникальным. Ты должен дать ему понять это всеми своими действиями: моментально отвечать на его запросы и всегда делать немного больше того, что он от тебя ждет. Это и есть профессионализм.

— Почему вы решили диверсифицировать бизнес?

— У нас два основных направления: проведение концертов звезд эстрады и организация праздников для крупных корпоративных клиентов. Именно с этими видами деятельности должен в первую очередь ассоциироваться бренд «Интершоу». Пока у компании не было своей материально-технической базы, нам приходилось пользоваться услугами посредников. По мере того, как мы приобретали собственное оборудование для спецэффектов, современную звуковую и световую аппаратуру, транспорт, появлялась необходимость выделять сопутствующие направления в отдельные фирмы. Перед каждым директором я поставил конкретную задачу — добиться полной финансовой независимости от головной компании. Сегодня они зарабатывают деньги самостоятельно. Когда головной компании «Интершоу» требуются услуги водителей, пиротехников или декораторов, она обращается в дочерние организации. Кроме того, у этих фирм множество внешних заказчиков, в том числе из числа наших конкурентов.

— Как вы распределяете прибыль с топ-менеджерами дочерних фирм?

— У меня такая позиция: люди, помогающие тебе зарабатывать деньги, должны пользоваться теми же благами, что и ты. Руководители участвуют в прибылях компаний и обладают всей полнотой оперативного управления. Существует система опционов при достижении определенных результатов — мы вместе намечаем их в начале года. Один нюанс — топ-менеджеры не входят в число собственников, так как, по моему глубокому убеждению, это может негативно сказаться на управляемости бизнеса. Менеджеров это устраивает. А меня в свою очередь устраивает то, как они руководят компаниями.

— На столичные рынки тяжело было прокладывать путь?

— В Питере, пока мы не нашли свою нишу, было действительно сложно. Теперь наша питерская компания «Мегастар» специализируется на проведении масштабных военно-исторических шоу и карнавалов и имеет обширную клиентскую базу. Главные наши опасения были связаны с выходом на московский рынок. Оказалось, в столице масса желающих заказать твои услуги, надо лишь уметь правильно их предложить. Здесь важна оперативность. Чем быстрее и энергичнее ты будешь брать то, до чего у других руки не доходят, тем больший успех тебе обеспечен. В принципе, я уже сейчас пришел к выводу, что компания может иметь статус федеральной, работая в Екатеринбурге. Раньше предприятия и крупные заказчики обращались преимущественно в местные фирмы, сейчас — наоборот. Люди готовы заказывать праздники далеко за пределами своих городов и регионов, лишь бы важные для их компаний мероприятия были подготовлены качественно и оригинально. Ведь безукоризненно проведенный праздник есть не что иное, как демонстрация позитивного имиджа компании. А это дорогого стоит.

— Что такого необычного и оригинального хотят видеть компании на собственных праздниках?

— Сейчас людей сложно чем-то удивить. Но такой зрелищный компонент праздника, как лазерное шоу, еще никого не оставлял равнодушным. Лазерное шоу — это яркий красочный мультфильм, который возникает перед тобой без всякого экрана. У нас есть несколько готовых клипов, неизменно вызывающих дикий восторг у публики. В небе вырисовываются всевозможные колонны, фигуры, деревья, цветы. Это фантастически красиво. Делаем мы и специальные лазерные фильмы-клипы по заказу предприятий — чаще всего в них освещаются основные вехи, направления деятельности, лучшие сотрудники компаний. В производстве этих клипов задействована целая бригада специалистов. Каждый элемент тщательно прорисовывается и проецируется при помощи лазерных установок.

— Салюты на корпоративных вечеринках часто заказывают?

— Даже чаще, чем звезд эстрады. Мы научились делать высотный и дымовой салют, вертушки со звуковыми эффектами, фонтаны, бенгальские свечи, огнепад. В последнее время администрации небольших городов все чаще заказывают салюты в новогоднюю ночь. Я горжусь, что в этом году нашей компании доверили салюты на День города и 9 Мая. Судя по реакции зрителей, наши салюты понравились всем.

— Расскажите о ваших недавних проектах.

— Мы создали группу поддержки баскетбольного клуба УГМК «Веселые лисички». Совсем недавно запустили новый проект под названием «Интердевочки». Объявили конкурс, в котором приняли участие более трехсот уральских девушек. Из них отобрали четырех самых талантливых. В течение трех месяцев репетировали, подбирали репертуар. Теперь девушки работают как самостоятельная группа и с успехом выступают на корпоративных мероприятиях. Продюсирует их компания «Интершоу» — выделяем деньги на костюмы, аренду звукозаписывающей студии, салоны красоты и шейпинг-залы.

И целого «Космоса» мало

Юрий Бочарников — приверженец учения Владимира Тарасова. Когда создатель «Интершоу» достигнет своей цели — «восьмого уровня» лидерства по Тарасову, — он сможет вообще не ходить на работу в офис, оставаясь при этом стратегом и идейным вдохновителем компании. Но таким руководителем будет только тот, чьи коллеги — все без исключения — единомышленники, которые разделяют ценности компании и не боятся браться за самые сложные проекты. Например, организацию екатеринбургских гастролей именитых мировых звезд.

— До недавнего времени в городе остро стояла проблема с концертными площадками. Как сейчас обстоят дела?

— Обычно мы проводим концерты на трех площадках: Дворец молодежи, Дворец игровых видов спорта и цирк. Когда открылся после ремонта «Космос», начали активно использовать этот зал. Сегодня это лучшая концертная площадка в Екатеринбурге. Но организовать концерт ведущих зарубежных звезд, допустим, Элтона Джона или Стинга, в зале, где 1900 мест, весьма проблематично — придется максимально поднять цены на билеты. А это риск — кассу-то можно и не собрать. Для привоза музыкантов с мировым именем этот зал, к сожалению, маловат. Надо не менее 5000 мест. ДИВС для этого также не подходит: условия в нем не настолько комфортны, чтобы продавать там дорогие билеты. Если у человека есть деньги, он может позволить себе слетать в Москву, купить билет за $100–200 и спокойно отдохнуть на концерте своего любимого артиста в том же Кремлевском дворце съездов.

— C какими известными артистами вы предпочитаете работать сегодня?

— Сейчас ты уже не можешь выбирать, с кем работать. Звезды сами выбирают принимающую организацию. Чем лучше с ее стороны будут предложены условия — и финансовые и человеческие, тем охотнее пойдут на контакт с ней известные артисты. Но за компанией всегда остается право отказать «невыгодному» с ее точки зрения артисту, даже если он суперпопулярен. Многие считают, что после ростовского конфликта ни одна уважающая себя концертная фирма не возьмется за организацию концертов Филиппа Киркорова. Напротив, это событие только подхлестнуло интерес людей к его персоне. Я считаю, что его скандал с журналисткой — хорошо спланированная PR-акция. За свой приезд Филипп просит $40 тыс, и, я уверен, в любом крупном городе он сумеет собрать полные залы. Для концертных фирм он по-прежнему является лакомым кусочком в плане кассовых сборов.

— Какие необычные условия выставляют в своих райдерах суперзвезды?

— В райдере группы «Мумий Тролль» значится, что рядом с артистом всегда должен находиться человек со стаканом теплого молока. Ребята из коллектива «Дискотека «Авария» для своих выступлений требуют живого петуха: во время исполнения ими песни «Яйца» он должен бегать по сцене.

Райдер мировых звезд такого уровня, как Deep Purple, умещается на 20 страницах. А во время их недавнего приезда в Екатеринбург они выставили обязательное условие — попробовать местного пива. Кстати, такой чести музыканты удостаивают принимающую сторону нечасто: обычно они пьют только импортные напитки.

По рассказам московских коллег, я знаю, что не менее знаменитый коллектив Rolling Stones отправляется на гастроли в сопровождении четырех самолетов, набитых до отказа аппаратурой, реквизитом и любимыми безделушками музыкантов. А обслуживающий персонал группы на гастрольных турах доходит до 100–120 человек. Обычно проблем с выполнением условий звезд как отечественной, так и зарубежной эстрады у нас не возникает.

— Кого из зарубежных звезд увидят екатеринбуржцы в будущем году?

— Мы уже подписали контракты со знаменитой скрипачкой Ванессой Мэй, норвежским трио A-HA, английским рок-певцом и композитором Джо Коккером. Я сам с нетерпением жду приезда этих знаменитостей в наш город и с превеликим удовольствием побываю на их концертах. И всем горожанам советую.

— Вы планируете посвятить этому бизнесу всю свою жизнь?

— Главное, найти свою нишу. Мне повезло — я свою нашел. Наверняка есть сферы, в которых доходность на капитал, вложенный ум, знания гораздо выше, чем в шоу-бизнесе. Но я занимаюсь любимым делом и в ближайшем будущем не собираюсь ему изменять. Уже сейчас могу с уверенностью сказать, что через пять лет, согласно нашему стратегическому плану, группа компаний «Интершоу» должна стать крупнейшей федеральной организацией по проведению праздничных и концертных мероприятий.

Для этого я постоянно учусь, читаю книги, хожу на семинары и встречаюсь с людьми, которые достигли в этой жизни определенных успехов. Убежден, что мы с вами живем в уникальное время. Получение знаний сегодня доступно как никогда, было бы желание. Учись и применяй свои знания в любой области, в любом деле, ставь перед собой четкие цели и достигай их. Не уверен в собственных силах — устраивайся на работу наемным менеджером. Не можешь работать под чьим-то началом — открывай свое собственное предприятие. Если у тебя есть голова, которая способна выдавать интересные идеи, ты можешь добиться чего угодно.