Меню

Всегда на связи: чем хороша телемедицина и как развить ее в России? ОПЫТ одной компании

Телемедицина развивается в мире очень быстрыми темпами. Врачи все чаще используют технологии и для обмена информацией, и для консультирования пациента. Вот и в России подготовили соответствующий закон

Сейчас телемедицина очень популярна в США, Германии, Норвегии, Франции, Японии, Сингапуре. В России также наметился положительный сдвиг: законопроекты о телемедицине подготовили и Минздрав, и Институт развития интернета. Ожидается, что в конце июня законопроект будет внесен в Госдуму, а с 2017 года вовсе вступит в силу.

Об особенностях медицины такого рода изданию «ПОнедельник» рассказал Дмитрий Мазница, руководитель проекта Qapsula.com. Эксперт рассказал, что проект Qapsula.com действует с августа 2015 года, сначала сайт работал как сервис вопросов и ответов, а с декабря на Qapsula появилась функция «видеозвонок». В марте было запущено мобильное приложение.

«Все члены нашей команды — выпускники факультета фундаментальной медицины МГУ. Во время учебы я работал в государственных и частных клиниках. Пришел к выводу, что многое в нашей медицине неэффективно. И подумал, почему бы не создать такой телемедицинский сервис, где врачи и пациенты могли бы общаться, используя современные технологии.

У многих людей есть психологический барьер — им сложно обратиться к врачу. Я не имею в виду именно медицинскую помощь. Сложно даже просто спросить что-то, например, про диету или физическую активность. До врача человек доходит зачастую только тогда, когда у него разовьются какие-то серьезные симптомы. А пока они развиваются, человек ищет информацию в интернете и часто находит совсем не то, что для него полезно. Так вот наша задача — дать человеку возможность обратиться за этой информацией не на форум, а именно к врачу, причем в психологически комфортной форме».

За границей подобных сервисов – куда больше. Это American Well, Teladoc, Doctor On Demand, HealthTap в США, DocDoc в Сингапуре, несколько подобных проектов в Израиле. Главная задача сервисов - обеспечить общение врача и пациента, будь то письменная связь, аудиосвязь или видеосвязь.

«Видеосвязь, как ни странно, не так уж и обязательна. Мы обзванивали наших клиентов и выяснили, что для них намного комфортнее возможность написать врачу SMS-сообщение», - рассказывает Дмитрий.

«Такие сервисы не только удобны для пациентов, но и выгодны государству. Если человек своевременно обращается к врачу, у него не развиваются заболевания, лечение которых стоит денег. Или когда человек уже лечится, доктор может контролировать, принимает ли пациент лекарства, сдает ли анализы. Это повышает качество лечения. Кстати, Американская ассоциация здравоохранения разработала протокол по удаленному ведению диабетической ретинопатии. В России даже не представляют, что таких пациентов можно вести удаленно. А в Штатах это уже гайдлайн, в котором прописано, какие вопросы задавать пациенту, когда попросить его сдать анализы и прийти на очный прием», - делится эксперт.

Единственный работающий в России сервис Qapsula работает следующим образом:

«Вы заходите на сайт или скачиваете мобильное приложение. Регистрируетесь и задаете вопрос медицинскому сообществу. Кто-то из докторов отвечает на вопрос. У вас может завязаться диалог, и, если доктор вам понравился, вы можете договориться о видеоконсультации или прийти к нему на прием. Структура Qapsula такая же, как у Facebook. Лента новостей «подстраивается» под вас. Допустим, вы спросили, что делать при головной боли, и в ленте будут появляться ответы докторов на схожие вопросы и соответствующие статьи. Это позволяет заинтересовать пациента, заставляет его возвращаться к важной для него теме снова и снова».

При этом врачи, работающие в системе, могут общаться друг с другом, создавать консилиумы – жо 4-х специалистов одновременно.

«За письменные ответы на обращения людей мы врачам ничего не платим. Они отвечают на вопросы и получают баллы. Чем больше баллов, тем выше рейтинг врача. Видеоконсультация длится 15 минут, стоимость консультации доктора устанавливают сами, а мы берем небольшую комиссию», - рассказывает Мазница.

Эксперт также пояснил, можно ли считать консультацию по видеосвязи качественной и полноценной:

«Мировая статистика говорит, что в 80% случаев онлайн-консультации достаточно для лечения. Конечно, она не равноценна очному приему. Но что можно сделать во время онлайн-консультации? Во-первых, объяснить пациенту причины появления тех или иных симптомов. Например, почему после еды болит живот. Во-вторых, подсказать, к какому специалисту следует обратиться. Опытный терапевт может заметить, что у пациента синюшность под глазами, расскажет, при каких заболеваниях это бывает, и порекомендует сходить к другому специалисту. В-третьих, можно назначить исследования — лабораторные или инструментальные. В-четвертых, посмотреть результаты исследований, например, компьютерной томографии (КТ). У нас был случай, когда ортопед посмотрел снимки КТ и сказал, что пациенту не нужно идти на операцию. А тот собирался оперировать колено. В-пятых, можно контролировать пациента в период реабилитации. Это то, что развито на Западе. У нас пациента пролечили, выписали, и дальше он сам за себя отвечает, в то время как период восстановления после операции очень важен».

Сейчас к сервису подключено несколько клиник, вот как происходит взаимодействие с ними:

«У нас есть большой сервис Qapsula, где регистрируются и пациенты, и врачи, и есть маленькие сервисы — для каждой конкретной клиники, где общаются врачи этой клиники и их пациенты. Так мы работаем с санаторием МЕДСИ «Отрадное», медицинским центром «КМ-Клиник», сетью стоматологических клиник из Челябинска, санаторием в Краснодарском крае и проектом ИСКРА, который специализируется на лечении аутизма. Наша мечта — выйти на Поликлинику № 1 Управления делами президента.

Самый успешный проект — это сотрудничество с проектом ИСКРА. Детям-аутистам удаленное наблюдение очень подходит. Врач говорит с ребенком по видеосвязи, просит его пройти какие-то тесты, рекомендует образовательные курсы, консультирует родителей по дозировке лекарств».

Кроме того, Qapsula позволяет пациенту хранить медицинскую информацию, получать персональные медицинские рекомендации, сформированные не только на основе индивидуальных показателей здоровья, но и на данных телемониторинга.

«Мы умеем собирать данные телемониторинга, к сервису можно подключить глюкометр, например. И если врач рекомендует, то, наверное, стоит это сделать. Хотя это, конечно, не обязательно. Есть хорошие кардиографы, термометры. Они упрощают работу врача, дают ему больше данных о пациенте», - рассказывает Дмитрий.

«Наши пациенты — это беременные женщины, женщины, которые недавно стали мамами, или женщины с детьми, у которых заболевания лор-органов — насморк, аденоиды. Много пациентов 45 лет и старше. Их беспокоит давление, проблемы с суставами. Нередко обращаются люди к дерматологу. Вот, говорят, у меня сыпь на теле. Присылают фото. Недавно был такой случай: к нам обратился пациент, а у него уже развилась меланома. А если бы он год назад обратился и прислал хотя бы фотографию, сейчас с ним все было бы в порядке», - рассказывает об аудитории сервиса эксперт.

Врачам, которые пользуются сервисом, в основном до 35-40 лет, но есть и несколько профессоров, которые готовы выделять время и консультировать пациентов онлайн. Врач заходит на сайт, когда ему удобно, отвечает на вопросы. Если он хочет вести удаленные приемы, составляет расписание. Пациент видит, в какое время врач будет на сайте, и записывается к нему.

«Конечно, очный прием всегда лучше. Нас учили, что пациента нужно осматривать всего. Пожилые врачи говорили, что пациента следует раздеть. Один профессор рассказывал, как у бабушки в больнице держалась высокая температура, никак и ничем не могли ее сбить. А бабушка эта все время была в носочках. Потом пришел опытный доктор, попросил снять носочки, а там гангрена. Я это к тому, что по видеосвязи пациента нельзя послушать, пощупать, да и полный визуальный осмотр не проведешь. Вопрос только, делают ли это на приемах в поликлиниках», - рассказывает Дмитрий Мазница.

В марте этого года компания Bayer назвала сервис Qapsula одним из трех самых перспективных медицинских IT-стартапов. Сейчас команда работает в московском коворкинге компании. Вот что говорит Дмитрий о дальнейших задачах:

«В коворкинге Bayer сидит несколько команд, у нас тут свой стол. Работаем мы здесь каждый день — пришли к выводу, что так эффективнее. Наша задача — найти большее количество точек соприкосновения с Bayer и договориться о более тесном сотрудничестве. У Bayer есть препараты для лечения онкологических заболеваний, и у этих препаратов много побочных эффектов. Пациент может позвонить в службу Bayer, пообщаться с врачом. Мы хотим, чтобы это общение шло через наш сервис. Через три месяца работы с Bayer мы должны представить готовое решение по сотрудничеству. Если оно у нас будет — есть шанс поехать в Берлин (в московском коворкинге Bayer три медицинских IT-стартапа готовятся к отбору в Grants4Apps — глобальный акселератор Bayer в Берлине, победители которого получат от компании до €50 тыс. — Прим. ред.). В Bayer для нас ведут образовательные курсы, рассказывают про фармацевтику, бизнес компании. Раз в неделю к нам приходит куратор от Фонда развития интернет-инициатив — женщина, которая нас все время подгоняет и ругает. Как раз то, что нам нужно».

Сейчас Россия заметно отстает от Запада в развитии телемедицины, и тому есть логичные причины:

«Есть проблема с лицензированием врачей. На Западе лицензию имею врачи, а у нас клиники. Это важный момент. Чтобы я как врач мог вам помочь, вы должны прийти ко мне на прием в клинику, где я работаю и у которой есть лицензия. То есть я не могу иметь частную практику. Единственный вариант — открыть клинику и получить на нее лицензию. Это тормозит развитие телемедицины в России, а в Израиле такие услуги даже вписаны в страховку. Вы идете к врачу, он выписывает вам лекарство, потом удаленно контролирует лечение. И все это в государственных поликлиниках. Я был на стажировке в Сингапуре, там то же самое. Телемедицина — это уже целая индустрия».

СПРАВКА

Qapsula.com – это единственная в России digital-площадка для общения врачей и пациентов.  На данный момент сервисом пользуются более 900 врачей всех специальностей.