Меню

Выход из желто-красной зоны: Кому и когда уральские банки охотно дают деньги

Игорь Кошмин, Виталий Милованов, Денис Репников, Ольга Дрововозова. Иллюстрация: DK.RU, пресс-службы банков

Спустя два года турбулентности банки снова готовы давать компаниям больше денег — но далеко не всем. Как они изменили отношение к рискам, кого хотят кредитовать и подешевеют ли кредиты. АНАЛИТИКА

 
Президент Сбербанка Герман Греф высказал ожидания относительно прироста выдачи займов в 2017 г.: «Чуть-чуть получше будет в розничном кредитовании, чуть-чуть похуже — в корпоративном». Рост не превысит 10%, добавил он. Схожие ожидания высказала и глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина: банковская система страны чувствует себя нормально и в этом году кредитование реального сектора вырастет на 4–7%. На фоне предыдущих двух лет, когда из-за рецессии и общей неопределенности инвестиции схлопнулись, такой рост выглядит оживлением. Но будет ли оно ощутимым — у банкиров единого мнения нет.
 

Рост со дна

 
Сейчас наступает «кредитный ренессанс», считают в банке «Нейва». Кредитование оживает по нескольким причинам. В корпоративном секторе этому способствует бюджетный дефицит, рассказывает зампред банка Игорь Кошмин. 70% российской экономики составляет госсектор, который частично или полностью финансируется за счет бюджета. Из-за нехватки средств государство побуждает госпредприятия занимать деньги у банков, гарантируя их возврат. Эта схема больше касается госбанков и госкомпаний, но в ней участвуют также их поставщики и подрядчики, которых могут кредитовать небольшие банки. Последним такая схема кажется наиболее безопасной.
 
«Мы перешли из режима кредитования абстрактной оборотки в режим кредитования компаний на проектной, посделочной основе. К нам приходит клиент и говорит: «Вот проект, вот покупатель, я поставщик, вот условия. Дадите денег?» Если мы верим в эту историю, то кредит одобряем», — объясняет г-н Кошмин.
 
 
Индивидуальные предприниматели нередко берут кредиты как физлица: этот продукт вместе с ипотекой станет одним из самых распространенных среди заемщиков, полагает банкир. Займы «на личное потребление» встречаются часто, и банки тоже играют в эту игру, но сейчас научились анализировать модели микробизнесов.
 
 
Кредиты для компаний будут постепенно дешеветь, считает руководитель дирекции продаж корпоративных продуктов УБРиР Ольга Дрововозова. Можно ожидать, что стоимость корпоративных займов будет снижаться вслед за ключевой ставкой ЦБ, — в течение года, вероятно, они подешевеют на 2–2,5 п.п. 
 
В общем объеме порядка 80% составляют кредиты на пополнение оборотных средств, а заявок на инвестиционные кредиты — единицы. Спроса на них в этом году в банке и не ожидают — сейчас в экономике страны для этого нет предпосылок.
 
«Корпоративные клиенты, которые давно присутствуют на рынке, прекрасно понимают, что сейчас не самое лучшее время для реализации грандиозных планов, ведь привлекать заемные ресурсы под высокую ставку на длительный срок невыгодно. Кроме того, существует риск, что реализация проекта может оказаться убыточной», — говорит г-жа Дрововозова.
 
 
На рынке корпоративного кредитования доля заемного капитала снижается, согласен Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка. Крупные компании сокращают свою долговую нагрузку, но при этом несут капитальные расходы на поддержание бизнеса. К тому же в 2016 г. более четко обозначились ориентиры и макропараметры и впервые за долгое время наблюдается существенное снижение инфляции, указывает банкир. 
 
«Если не будет новых внешних экономических потрясений, то в 2017 г. взрывного роста кредитования мы, конечно, не увидим (в новых экономических реалиях его сложно быстро достичь), но постепенный рост спроса на кредитные ресурсы в различных отраслях однозначно будет», — отмечает г-н Милованов.
 
Сбербанк, крупнейший кредитор экономики, сейчас экспериментирует с кредитными продуктами для клиентов из крупного и среднего бизнеса. Для заемщиков из определенных отраслей, в хорошем финансовом состоянии и с хорошей деловой репутацией, банк выдает кредиты на пополнение оборотки на основании расчетной величины кредитоемкости за 1–12 рабочих дней. 
 
 
Оптимистичнее выглядит ситуация с некредитными сервисами. Банки фактически пошли по пути сотовых операторов и все чаще предлагают корпоративным клиентам пакетные предложения на тарифы по расчетно-кассовым операциям. Для бизнеса это хорошая альтернатива оптимизировать расходы, говорит г-н Милованов: за счет «пакетов» можно сэкономить от 30 до 65% расходов на содержание счета. В пакет входят открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте, услуги дистанционного банковского обслуживания, бесплатные электронные платежи и ряд других услуг.
 
Среди крупного и среднего бизнеса сегодня востребованы пулинговые продукты. Они позволяют консолидировать средства на одном главном счете и в дальнейшем распределять их между остальными счетами и юрлицами, добавляет Виталий Милованов. Спросом пользуется и номинальный счет, который открывается на владельца счета для денежных операций, при этом права на эти средства принадлежат другому лицу — бенефициару. Этот счет предназначен для корпоративных клиентов, которые работают через представителя, управляющую компанию или оператора и которым необходимо знать, что деньги тратятся по назначению.
 

Кредитная адаптация

 
В 2014–2015 гг., когда переоценивалась стоимость некоторых крупных бизнесов в новых экономических условиях, довольно многие отрасли оказались в так называемой «красно-желтой» зоне с точки зрения рисков, говорит г-н Милованов. То есть банки устанавливали ограничения по размеру лимитов на отрасль. В Райффайзенбанке надеются, что в 2017 г. больше отраслей вернутся обратно в «зеленую зону». 
 
«В нашем портфеле в целом сейчас отраслевых ограничений практически нет. Однако остается, например, фактор концентрации рисков на крупнейшие группы или на отдельные отрасли. Мы настороженно относимся к финансированию новых проектов в сфере коммерческой недвижимости, так как видим там повышенные риски», — объясняет г-н Милованов. 
 
Банк существенно сократил портфель сделок проектного финансирования в сфере недвижимости в 2016 г. Во-первых, произошла плановая амортизация займов, во-вторых — рефинансирование кредитов другими банками, у которых риск-аппетит к данным проектам выше, чем у Райффайзенбанка. Валютные кредиты банк активно выдает клиентам-экспортерам с собственной выручкой, к примеру, в долларах. 
 
 
Экономика за два года адаптировалась к новым реалиям, считает предправления СКБ-банка Денис Репников. Часть компаний перестроились на внутренний спрос, установились новые межотраслевые связи — это болезненный процесс, но очень важный, отмечает он.
 
В первую очередь, продолжит укрепляться сельское хозяйство и связанные с ним отрасли: торговля и производство удобрений, переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания, считают в Райффайзенбанке.
 
«С одной стороны, эта сфера объективно чувствует себя в кризисный период хорошо, с другой — она становится все более прозрачной для банков и банки все больше готовы ее финансировать», — поясняет г-н Милованов. 
 
 
В пищевой промышленности сохраняются низкие риски, согласны в Сбербанке. 
Компании частично заморозили уже начатые проекты и с осторожностью входят в новые, говорила зампред правления СКБ-банка Маргарита Бурбик. Но в банке готовы рассматривать проекты модернизации или расширения на базе действующего бизнеса. 
 
«В такой период выживают компании, которые могут использовать это время для качественного роста и скачка. Кто-то уходит с рынка, кто-то сжимает бизнес, а кто-то наращивает, — и последним мы готовы помогать через инвестиционное кредитование», — отмечает она.
 
В прошлом году кредитный корпоративный портфель СКБ-банка был во флэте — его размер не изменился. В этом году запланирован естественный рост примерно на 5%. В сегменте малого и среднего бизнеса задача стоит увеличить портфель на 20%, но его объем относительно небольшой, говорит предправления банка Денис Репников. 
 
«Есть задача увеличить активность в этой части. Это связано с ожиданием, что в 2017 г. ситуация в производственной сфере будет лучше. В 2015-2016 гг. утверждались очень консервативные планы по корпоративному кредитованию — понимали, что нет задачи раздать побольше кредитов. Если даешь кому-то кредит, будь уверен, что это надежный заемщик и он вернет займ», — резюмировал г-н Репников.