Хоббиты, менеджеры и политконсультанты
О-о! Вам повезло, сэр брат! Это же знаменитая «Сага о Кольце Власти»! К сожалению, немногие смогли дочитать ее до конца, не повредившись в рассудке. А те, чей разум оказался не столь крепок, стали
О-о! Вам повезло, сэр брат! Это же знаменитая «Сага о Кольце Власти»! К сожалению, немногие смогли дочитать ее до конца, не повредившись в рассудке. А те, чей разум оказался не столь крепок, стали наряжаться в одежды героев, мастерить деревянные мечи и щиты, бегать по лесам и полям на потеху бедным поселянам.
Михаил Успенский, «Там, где нас нет»
Первые «Хоббитские игрища» прошли в 1990 году под Красноярском. Считается, что именно с них началось ролевое движение в России. Но не стоит людей, занимающихся ролевым моделированием, огульно называть «толкиенистами» и тем более вспоминать при них анекдот про пять стадий «толкинутости». О Толкиене и ролевом движении рассказывает один из екатеринбургских Мастеров ролевого моделирования Алексей Кулаков, в реальном мире успешный веб-дизайнер.– Какая связь между Толкиеном и ролевым
движением?
– Можно сказать, генеалогическая. Сюжет «Властелина колец» был первым, на основе которого сделали игру, вызвавшую серьезный резонанс. Если не слишком углубляться, суть такова. Была некая изначально социально-педагогическая технология, которая применялась в системе коммунарских отрядов в 70-80 гг. Потом с участием Клуба любителей фантастики в 1990 г. провели «Хоббитские игрища» – первый опыт ролевой игры общесоюзного масштаба. Сейчас это самая массовая ежегодная игра, собирающая более 1000 участников, которые приезжают со всей страны и из-за рубежа.
А вообще ролевое движение неоднородно: есть ролевики, есть толкиенисты, есть реконструкторы, которые занимаются медиевистикой, историческими реконструкциями.
– В таком случае, чем ролевик отличается от толкиениста?
– Толкиенисты – фанаты Толкиена. Этим все сказано. Мы тоже читали «Властелина колец» и в большинстве своем с уважением относимся к Толкиену. Но мы и другие книги читаем, уважаем и других авторов.
– А что интересует тебя, как Мастера, выбирающего определенную тему игры и выстраивающего ее правила?
– Со временем интересы меняются. Свою первую большую игру – «Альбигойские войны» – я сделал лет шесть назад. Это была и первая крупная игра, сделанная Мастерами из Екатеринбурга, при этом не на хоббитский сюжет. С нее начался жанр так называемых «игр-мистерий». Но для меня лично она же стала последней по медиевистике. Сейчас меня мистика интересует гораздо меньше. Больше привлекает социальная фантастика. В последнее время мы чаще играем на современные темы. Я стараюсь людей проблематизировать. Например, меня интересует проблема девальвации ценностей. В последний год, после событий вокруг Америки, для меня стала актуальной тема фашизма, хитро завуалированного. В этом сезоне я пытаюсь эти темы каким-то образом реализовать.
– Насколько
часто устраиваются ролевые игры?
– Изначально организовывались только командные игры по типу «Хоббитских игрищ». Но с 1994 г. возник культ индивидуального игрока и их количество заметно увеличилось. Сейчас можно говорить о перенасыщенности игрового пространства – в регионе игры, по большей части некомандные, устраиваются практически каждую неделю.
Для меня лично командная игра как жанр менее интересна – в ней менее адекватно можно моделировать жизненные ситуации.
– А как насчет мифа о ролевиках, как об «ушельцах»?
– Исторически сложилось, что большой процент ролевиков не согласен полностью с обществом – оно неспособно сегодня реально транслировать их ценности. По сути, это маргиналы. Но, с другой стороны, лидеры ролевого движения в большинстве своем – люди, социализировавшиеся вполне успешно.
Ролевые игры – одна из передовых педагогических методик, если уметь ею пользоваться. Не случайно сегодня в консалтинге очень модны игротехнические технологии. В игре хорошо развиваются коммуникативные, лидерские навыки, умение действовать в критической ситуации, что-то делать в форсированном режиме. Она дает возможность многому научиться, но возникает соблазн не учиться ничему кроме. Можно активно действовать в ролевой среде, но не переносить этот опыт в реальную жизнь. Миф об «ушельцах» как раз отсюда.
– А для тебя лично ролевые игры – хобби или что-то большее?
– Когда сдаешь три сайта подряд и очень долго не спишь, ничто так не помогает как 12-часовой ночной штурм. Для меня это хобби, которым я занимаюсь, чтобы тренировать себя в определенных жизненных ситуациях. Это отдых, в котором человек гораздо более самостоятелен, он может транслировать свою индивидуальность.
С другой стороны, этот опыт дает возможность увидеть ситуацию со стороны. Например, очень интересно наблюдать, как ведут себя наши политики. Смотришь и думаешь: вот он разыгрывает такой алгоритм, а тут наврал совершенно точно.
Есть люди, которые ролевыми играми зарабатывают деньги. Многие политконсультанты начинали с ролевых игр и этими технологиями активно пользуются в своей практике. В Москве есть несколько частных школ, где обучение построено на ролевых играх. А в Екатеринбурге есть небольшая фирма, которая использует эти технологии в организации тренингов и в консалтинге.
Я думаю, что ролевое движение может стать формацией, признанной обществом, – частью педагогической системы или системой молодежного движения.
– Можно сказать, генеалогическая. Сюжет «Властелина колец» был первым, на основе которого сделали игру, вызвавшую серьезный резонанс. Если не слишком углубляться, суть такова. Была некая изначально социально-педагогическая технология, которая применялась в системе коммунарских отрядов в 70-80 гг. Потом с участием Клуба любителей фантастики в 1990 г. провели «Хоббитские игрища» – первый опыт ролевой игры общесоюзного масштаба. Сейчас это самая массовая ежегодная игра, собирающая более 1000 участников, которые приезжают со всей страны и из-за рубежа.
А вообще ролевое движение неоднородно: есть ролевики, есть толкиенисты, есть реконструкторы, которые занимаются медиевистикой, историческими реконструкциями.
– В таком случае, чем ролевик отличается от толкиениста?
– Толкиенисты – фанаты Толкиена. Этим все сказано. Мы тоже читали «Властелина колец» и в большинстве своем с уважением относимся к Толкиену. Но мы и другие книги читаем, уважаем и других авторов.
– А что интересует тебя, как Мастера, выбирающего определенную тему игры и выстраивающего ее правила?
– Со временем интересы меняются. Свою первую большую игру – «Альбигойские войны» – я сделал лет шесть назад. Это была и первая крупная игра, сделанная Мастерами из Екатеринбурга, при этом не на хоббитский сюжет. С нее начался жанр так называемых «игр-мистерий». Но для меня лично она же стала последней по медиевистике. Сейчас меня мистика интересует гораздо меньше. Больше привлекает социальная фантастика. В последнее время мы чаще играем на современные темы. Я стараюсь людей проблематизировать. Например, меня интересует проблема девальвации ценностей. В последний год, после событий вокруг Америки, для меня стала актуальной тема фашизма, хитро завуалированного. В этом сезоне я пытаюсь эти темы каким-то образом реализовать.
– Изначально организовывались только командные игры по типу «Хоббитских игрищ». Но с 1994 г. возник культ индивидуального игрока и их количество заметно увеличилось. Сейчас можно говорить о перенасыщенности игрового пространства – в регионе игры, по большей части некомандные, устраиваются практически каждую неделю.
Для меня лично командная игра как жанр менее интересна – в ней менее адекватно можно моделировать жизненные ситуации.
– А как насчет мифа о ролевиках, как об «ушельцах»?
– Исторически сложилось, что большой процент ролевиков не согласен полностью с обществом – оно неспособно сегодня реально транслировать их ценности. По сути, это маргиналы. Но, с другой стороны, лидеры ролевого движения в большинстве своем – люди, социализировавшиеся вполне успешно.
Ролевые игры – одна из передовых педагогических методик, если уметь ею пользоваться. Не случайно сегодня в консалтинге очень модны игротехнические технологии. В игре хорошо развиваются коммуникативные, лидерские навыки, умение действовать в критической ситуации, что-то делать в форсированном режиме. Она дает возможность многому научиться, но возникает соблазн не учиться ничему кроме. Можно активно действовать в ролевой среде, но не переносить этот опыт в реальную жизнь. Миф об «ушельцах» как раз отсюда.
– А для тебя лично ролевые игры – хобби или что-то большее?
– Когда сдаешь три сайта подряд и очень долго не спишь, ничто так не помогает как 12-часовой ночной штурм. Для меня это хобби, которым я занимаюсь, чтобы тренировать себя в определенных жизненных ситуациях. Это отдых, в котором человек гораздо более самостоятелен, он может транслировать свою индивидуальность.
С другой стороны, этот опыт дает возможность увидеть ситуацию со стороны. Например, очень интересно наблюдать, как ведут себя наши политики. Смотришь и думаешь: вот он разыгрывает такой алгоритм, а тут наврал совершенно точно.
Есть люди, которые ролевыми играми зарабатывают деньги. Многие политконсультанты начинали с ролевых игр и этими технологиями активно пользуются в своей практике. В Москве есть несколько частных школ, где обучение построено на ролевых играх. А в Екатеринбурге есть небольшая фирма, которая использует эти технологии в организации тренингов и в консалтинге.
Я думаю, что ролевое движение может стать формацией, признанной обществом, – частью педагогической системы или системой молодежного движения.