Меню

За покупкой – с чистой совестью

— С 1 января 2000 года начали действовать 3 статьи Налогового кодекса, определяющие процедуру контроля за расходами граждан. Как Вы считаете, какова основная цель введения этих статей? — Основна

Введением с 1 января налогового контроля за расходами физических лиц государство отдало дань ежегодной традиции радовать своих граждан каждый Новый год изменениями, ужесточающими фискальный прессинг. Тем более что восемь лет "налоговых каникул" подходят к концу и пора начинать жить не по понятиям, а по закону. Налоговый контроль за расходами, предусмотренный изменениями в Налоговом кодексе, принятыми еще летом 1999 г., вызвал много вопросов у наших читателей, которые мы адресовали специалистам. В чем-то их ответы будут повторяться, на некоторые вещи они смотрят по-разному. Тем не менее нам бы хотелось, чтобы у вас сложилось достаточно объективное мнение о том, чего ожидать при более или менее крупной покупке.

— С 1 января 2000 года начали действовать 3 статьи Налогового кодекса, определяющие процедуру контроля за расходами граждан. Как Вы считаете, какова основная цель введения этих статей?
— Основная цель введенных статей Налогового кодекса — заставить лиц, которые имеют нелегальные доходы или уходят от налогообложения, платить налоги. Таким образом, у налоговой инспекции появляется еще одна из многих мер контроля за доходами граждан и возможность увеличить поступления в бюджет от налога с физических лиц.

— Все это хорошо, но, на наш взгляд, механизм проведения контроля в Налоговом кодексе до конца не прописан. И создается впечатление, что никаких дополнительных актов государство по этому вопросу издавать не собирается.
— В принципе, механизм в Кодексе определен. Физическое лицо регистрирует сделку с имуществом, указанным в статье 86.1, в регистрирующем органе, который сообщает информацию о лицах, совершивших сделку с этим имуществом в налоговую инспекцию. В дальнейшем работа налоговых органов — проверить по своей базе данных, имелась ли возможность у физического лица сделать эти расходы. Если возникает сомнение, что он имел эту возможность на продекламированные доходы, то в этом случае налоговые органы имеют право потребовать от налогоплательщика подать специальную декларацию.

— Таким образом, получается, что специальную декларацию налоговые органы могут потребовать или не потребовать по своему усмотрению?
— Совершенно не обязательно, что если физическое лицо приобретает какое-то крупное имущество, то с него потребуют специальную декларацию. Если налоговые органы будут видеть, что у налогоплательщика или у его семьи было достаточно средств для приобретения этого имущества, то эта информация просто отойдет в сторону. Вопрос о предоставлении специальной декларации встанет только тогда, когда у налоговой инспекции возникнут сомнения по поводу его доходов.

— Тогда возникает вопрос о том, что должен существовать лимит, с которого начинается контроль налоговых органов, как это было предусмотрено отмененным Законом РФ № 116-ФЗ. А то сегодня получается, что любой человек, купивший "копейку" за 5000 руб., но не имеющий на данный момент оправдательных документов этих доходов, должен идти в налоговую инспекцию и доказывать, что эти деньги он в течение 10 лет копил на машину?
— Я считаю, что правильно сделали, что убрали этот лимит. Потому что к какому-то лимиту привязываться нет смысла. Нужно вспомнить, что у нас был аналогичный указ в 1986 г. о Декларировании доходов от совершения сделок на сумму свыше 10000 руб. И в то время это были большие деньги. Тем не менее с ростом инфляции
к 1990 г. эти деньги превратились в ничто. А такие декларации физические лица были обязаны составлять. Это один момент. Второй — для кого-то сумма, с которой начинался контроль за расходами, установленная в 1500 окладов минимальной оплаты труда, т.е. это 120 тыс. руб. в отмененном Законе, ничего не представляет, а для кого-то она огромна. Поэтому в Налоговом кодексе и идет речь о том, что налоговая инспекция использует всю информацию о доходах с физических лиц. Я не думаю, что налоговые органы начнут проверять ту информацию, которая касается 5000, 10000 руб., то есть сумм, которые физическое лицо могло заработать при любых обстоятельствах.

— В связи с контролем за расходами у органов, занимающихся регистрацией, и налоговых органов появляются дополнительные сложности. Одни должны предоставлять налоговым органам информацию, те в свою очередь — ее обрабатывать, то есть иметь дополнительные штаты, дополнительные затраты и т.д. Не вызовет ли это очередного увеличения числа чиновников в нашем и без того бюрократическом государстве?
— О слишком значительном потоке документов речь не может идти, потому что Налоговым кодексом было предусмотрено, что регистрирующие органы нам были обязаны предоставлять сведения по этому имуществу и раньше. В основном налоговому контролю подвергается покупка того имущества, которое связано с другими налогами. Например, автомобили — с налогом на транспортные средства. И в этом случае нам все равно ГИБДД обязана была сообщать нам эти данные. Если брать недвижимое имущество, то БТИ, а после нового года Министерство юстиции, были обязаны в 10-дневный срок с момента совершения такой регистрации сообщать сведения об этих сделках. Поэтому здесь идет незначительное добавление потока документов, который серьезно не повлияет на общий объем.

— Вы хотите сказать, что и раньше обрабатывали эту информацию?
— Без сомнения. К нам поступала информация о смене владельцев жилья, о регистрации автотранспортных средств, но мы не имели права контролировать, откуда у гражданина появились средства сделать эти покупки.
Сегодня мы получили один из механизмов контроля, который существует во всех развитых странах. Его сущность не только в доказательстве того, что вы фактически получили эти доходы, а в том, какие суммы вы имели возможность законно израсходовать. Физическое лицо должно подтвердить происхождение этих сумм. Эта практика лежит в основе контроля за расходами, а не за доходами.

— Какие санкции грозят регистрирующей организации за непредоставление информации о сделках и физическим лицам за непредставление специальной декларации и не подтверждение указанных в ней данных?
— Если регистрирующая организация не предоставит нам информацию по сделкам с имуществом, указанным в Налоговом кодексе, то она будет нести ответственность в размере 50 руб. за каждый непредоставленный документ. Что касается физического лица, в случае непредоставления им в установленный срок налоговой декларации и неподтверждения указанных в ней данных налоговые органы имеют право эту сумму рассматривать как доход физического лица, с которого он обязан уплатить налоги.

— В случае обнаружения налоговыми органами несоответствия между доходами и расходами и отсутствия оправдательных документов у налогоплательщика об источниках получения дополнительных средств на покупку, необходимо ли решение суда для взыскания налога с физического лица?
— Если физическое лицо не предоставило специальные декларации или у него отсутствуют доказательства об источниках доходов, налоговая инспекция составляет акт о непредоставлении или расхождении данных о доходах и расходах, начисляет платежи, вручает извещение-требование на уплату этих налогов. Если физическое лицо добровольно не уплачивает налоги, то документы передаются в суд. В соответствии с существующим законодательством, в нашей стране с физических лиц налоги взыскиваются только в судебном порядке.

— Наша налоговая история сравнительно коротка. Что можно считать под предыдущим налоговым периодом, за который налогоплательщик мог накопить средства на крупную покупку: 1 год, 5 лет, 10 лет?
— На введении такого контроля мы настаивали с 1992 г. В то время старые накопления полностью обесценились. А у нас декларирование доходов идет с 1991 г., и основная информация на физических лиц за последние 8 лет в налоговых органах осталась.

— Какие, на Ваш взгляд, проблемы могут возникнуть у физических лиц при оправдании своих законных доходов, которые могли возникнуть при продаже, например, автомобиля?
— Самая большая проблема будет у того лица, которое продало свой автомобиль по доверенности. Человек продал машину, получил деньги, а доказательства того, что он получил деньги от продажи при приобретении новой, у него не будет. Ему просто была выдана доверенность на право распоряжения имуществом, и здесь могут возникнуть проблемы.

— Человек мог делать крупные покупки несколько лет. Например, продавал автомобиль и покупал снова. Многие продажи и покупки вами не отслеживались. Как он будет декларировать это?
Продажа автомобиля всегда оформлялась через магазин или нотариуса, где отражалась стоимость, по которой была продана машина. Человек имеет право сказать, что автомобиль продал в таком-то комиссионном магазине, в таком-то году, за такую-то стоимость. Если эти факты подтверждаются, это оправдание дохода. Что касается продажи имущества, необходимо нотариальное удостоверение. Поэтому человек всегда сможет подтвердить ту сделку, которую совершил честно. Ему в этом случае нет оснований чего-то бояться.

— Многие сделки совершались через магазины, которые сейчас просто перестали существовать. Как быть в этом случае?
— Поможет ГИБДД. А стоимость продажи можно определить по "Пульсу цен", где есть рыночная стоимость и новых, и старых автомобилей. Если физическое лицо будет говорить, что продал в 1998 г. такую-то модель за такую-то сумма, а предприятия нет и официально подтвердить это нечем, то мы, посмотрев, что машина стоит в три раза дешевле, чем он нам заявляет, будем говорить о недостоверных данных.

— Каким образом будет направляться письменное требование налогоплательщику о даче пояснений об источниках и размерах средств, использованных на покупку?
— Требование о предоставлении специальной декларации будет вручаться лично, курьером или заказным письмом с уведомлением.

— Получается, что оправдание своих доходов превращается в определенную проблему для налогоплательщика и налоговой инспекции. Для налогоплательщика — нужно,
чтобы доказать законность своих доходов, собрать достаточно большое количество документов, а налоговой инспекции — проверить их и потом в суде при обнаружении расхождения доказывать, что продекламированные доходы не оправданы физическим лицом и являются незаконными. Не возникает ли, на Ваш взгляд, тупиковой ситуации?
— Не думаю. У нас есть специальная декларация, которую налогоплательщик собственноручно заполнил и указал источники своих не учтенных в налоговой декларации доходов. К этой специальной декларации приложены документы в оправдание законности этих доходов. Таким образом, налоговая инспекция получает комплекс материалов, по которым она может судить, либо налогоплательщик включил в декларацию достоверные данные, либо не подтвердил происхождение своих доходов. Дальше уже будет суд разбираться — принимать какие-то дополнительные доходы или нет. Мы просто сверяем сведения, указанные в специальной декларации, с имеющимися у нас данными. Проверяем достоверность представленных нам оправдательных документов. Если все нормально и вопросов к налогоплательщику не возникает, мы дополнительно требовать с него ничего не будем.

— Но есть сделки, связанные с денежными средствами, которые не требуют документального оформления. Даже в соответствии с Гражданским кодексом, при заключении договора займа человек не обязан его нотариально заверять?
— Это само собой, но должна быть соблюдена простая письменная форма (расписка).

— А если, например, физическое лицо утверждает, что купил недвижимость, взяв деньги у друзей или родственников?
— В такой ситуации нужно приложить копии расписок. А мы проверим, есть ли такие люди. И если они есть, то они тут же попадут под автоматическую проверку налоговой инспекции.

— Но нюанс заключается в том, что вы-то не сможете потребовать специальную декларацию с тех лиц, которые дали займы, и проверить, откуда у них взялись такие средства?
— Здесь уже в качестве контрольного материала будет использоваться опрос, разговор с этими людьми.

— Вы сможете вызвать этого человека и спросить, откуда у него взялись деньги. А он ответит, что накопил. И на этом все может закончиться?
— Да, может и закончиться, а может и не закончиться. Налоговая история продолжается и не ограничивается одним годом или одной сделкой.

— Как Вы считаете, не превратится ли такой контроль в простую формальность?
— Не думаю. Под него подпадут где-то 20-30% физических лиц, совершивших сделки. У нас нет задачи проверить каждую из них. Когда какие-то факты будут устанавливаться, я думаю, что мы будем привлекать средства массовой информации, чтобы люди учились на чужих ошибках.
Ничего особенного с введением госконтроля не происходит. У тех налогоплательщиков, которые знают, что у них за душой "все чисто", проблем никаких не будет. n

Телефон для справок: 51-52-25.