Меню

«Зачем доназывать аэропорты? Актуальность этого нулевая, ни одной проблемы не решает»

Иллюстрация: Личный архив

«Кольцово имени кого-то» — это «Вася имени Пети». Так не бывает. Ну, или до сих пор не было». Зачем нужна приставка к Кольцово и какой она могла бы быть — Евгений Енин на DK.RU.

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Мединский, конечно, подгадил.

Вся эта история с переименованиями-донаименованиями аэропортов называется «Общенациональный конкурс «Великие имена России» (сайт: великиеимена.рф), готовилась она давно, переименовывать-донаименовывать собираются 45 аэропортов по всей стране. Собственно, все крупные, включая московские. Но именно Мединский ляпнул, что Кольцово надо переименовать, потому что головой скорбен и запомнить это название не может, чем вызвал у екатеринбуржцев желание название аэропорта защитить, а министра — наоборот, причем многократно.  

Ладно, давайте хотя бы попробуем забыть про Мединского (забудешь такое, как же) и оценить эту идею без нервов до того, как началось.

Для начала — это не переименование, а именно что ДОнаименование, историческое название аэропорта сохраняется, к нему добавляется «имени такого-то». Поэтому обнимать наш аэропорт можно не спешить, название «Кольцово» остается. И это грамотный ход тех, кто все это придумал — если бы предложили ПЕРЕнаименование, мы показали бы супостатам, где их, собак, зароем, тут к социологам не ходи. Но у нас собираются не отнимать привычное название, а дополнить его именем человека, за которого мы же и проголосуем, а раз не убыло, а прибыло, серьезно возмущаться не получается.

Сама идея назвать аэропорты именами великих соотечественников кажется вполне симпатичной: почему бы нам о них не напомнить, а иностранцам не рассказать? Это тот случай, когда патриотизм сам воспитывается и тихонечко шевелится где-то в кишках.

Причем именно патриотизм системы «мы ничё такие», а не любовь к начальству и безоговорочное подчинение его приказам, что у нас любят заносить под патриотическим соусом.  

С зарубежным опытом тоже все в порядке: больше 200 аэропортов по всему миру названы в честь выдающихся деятелей, так что мы в тренде. Париж = де Голль, Нью-Йорк = Кеннеди, Стамбул = Ататюрк, Тель-Авив = Бен-Гурион и так далее. И в России уже есть аэропорты «имени». В Ростове-на-Дону «Платов» — в честь атамана Платова, в Саратове — в честь Гагарина. Ну и, чтобы не было скучно, аэропорт Оренбурга «носит с гордостью имя Юрия Гагарина с 2011 года».

Одна проблема.

Точнее, две.

Именами Платова и Гагарина названы вновь построенные аэропорты. И это аэропорты именно «Платов» и «Гагарин», а не название + имя. А в мировой практике аэропорты именно переименовывают. Аэропорт им. Гагарина в Оренбурге до переименования назывался «Центральный». Аэропорт Нью-Йорка до того как стать IFK, назывался Idlewild, и кто об этом вспомнит без «Википедии»? И все прочие аэропорты — это «международный аэропорт (город) имени (имя)», а не «название аэропорта + имя человека».

Вторая проблема — наш великий и могучий. С точки зрения русского языка конструкция «название + имя» кажется, мягко говоря, непривычной, потому что название аэропорта — это имя аэропорта, на самом деле это «имя + имя». Тут все почему-то приводят пример УрФУ имени Бориса Ельцина, но УрФУ — это не имя собственное. А Кольцово — имя собственное.

И «Кольцово имени кого-то» это «Вася имени Пети». Так не бывает. Ну, или до сих пор не было, мы и не такие препятствия в собственном мозгу преодолевали.

Но вот вопрос, на который пока нет ответа: кто кого победит, первое имя или второе, фамилия или географическое название? Не в официальных документах, а в языковой практике. Мы же не будем заказывать такси в «Кольцово имени Бажова», мы будем заказывать такси или «в Кольцово», или «в Бажов». Два названия не выживут, язык стремится к экономии. Мировой опыт показывает, что имя великого человека оказывается более сильным брендом и вытесняет название с географической привязкой из обихода. Хотя есть и исключение: международный аэропорт Рима, который называют и Фьюмичино, и да Винчи в обиходе, а официально он называется «Рим-Фьюмичино имени Леонардо да Винчи».

Есть, конечно, еще один вопрос: с чего баня пала, почему где-то там наверху решили донаименовать все крупные аэропорты России? Актуальность этой истории примерно нулевая, ни одной проблемы этот конкурс не решает.

Но символы для нас важнее реальности, напиши «Сталин», и срач в комментах гарантирован, а холивара по поводу повышения НДС я что-то ни разу не наблюдал. 

Правила выбора «имени кого» простые, кандидат должен быть выдающимся, иметь отношение к региону и, если он политик, то не менее 100 лет должен быть мертвым политиком. Последнее уточнение очень разумно, а то была бы у нас половина аэропортов имени Сталина, половина — имени Путина. Но это же не дает нам возможности назвать Кольцово именем Ельцина, чтобы было бы предельно логично и полностью соответствовало мировой практике. Прочие правила см. на сайте, который указан в начале, а сейчас давайте выбирать. Вот имена, которые чаще всего назывались в интернет-обсуждениях.

Григорий Бахчиванджи, летчик-испытатель, улица его имени — адрес аэропорта. Мне кажется, что все-таки не тот масштаб, да и фамилия сложновата для международного аэропорта.  

Демидовы, причем все, чтобы не выбирать между Никитой и Акинфием. Очень наши, и без них не было бы Екатеринбурга. Но к подробностям биографии лучше не присматриваться.

Василий Татищев, отец-основатель. Но он много чего основал, наш папаша был весьма плодовит. Все-таки Екатеринбург — один из городов, им основанных, а хочется быть единственным. 

Петр Чайковский. Мировая величина, хорошо знаком иностранцам. Но к нам он относится только недолгим проживанием в детстве в Алапаевске, связь слабовата.

А вот Александр Попов, изобретатель радио, и родился в Краснотурьинске, и учился в Екатеринбурге. Связь с регионом налицо, и можно летать из аэропорта имени одного изобретателя радио, в аэропорт имени другого изобретателя радио — Гульельмо Маркони, в Болонью.

Есть, конечно, по факту, вариант с Николаем Романовым, но слушать объявление в самолете: «Мы прибываем в аэропорт Екатеринбурга имени расстрелянного здесь большевиками бывшего императора», будет очень уж тоскливо.

Мне нравится вариант с Юрием Левитаном, голосом Великой Отечественной, который до 1943 года вещал из Свердловска, вспомните любой фильм про войну: «От советского информбюро». Через Левитана можно хорошо раскрыть тему опорного края.   

И вариант, который, кажется, лидирует. Конечно, это Павел Бажов. Наш даже не на 100, а на 200%, создатель уральской мифологии, и, по большому счету, уральской идентичности. Представьте, как можно оформить аэропорт, как можно окунуть прилетающих на Урал с первой минуты по самые уши: Хозяйка медной горы встречает, Данила-мастер посадочные проверяет, а рукав к самолету может называться только Синюшкин колодец, без вариантов. 

Нет сомнений, что Бажов попадет в шорт-лист, финальное голосование будет проходить с 8 по 30 ноября, объявление победителей — 5 декабря.