Меню

«Заново придется строить все». Алексей Кулаков — о бизнесе и дополненной реальности

«Придется как-то разбираться в том, какому бизнесу и в какой ситуации все эти новые цифровые бантики необходимы, в каких местах это просто аттракцион, а где от них сплошной вред».

За пару десятилетий общество пережило революцию в восприятии информации — интернет привнес новые качества: тотальная память, доступность, интерактивность, и обнаружилось, что они меняют не только культуру, но и бизнес, и вообще структуру общества. Сейчас нам всем предстоит вновь осваивать новую среду, убежден CEO digital-агентства JetStyle Алексей Кулаков
 
В своей колонке на портале Cossa он делится своим видением влияния новых технологий на бизнес и жизнь и призывает предпринимателей уже сейчас учиться возиться с новыми «игрушками». DK.RU публикует самые интересные фрагменты текста.
 
Глава digital-агентства JetStyle Алексей Кулаков: 
 
Вот технологии, комбинация которых все изменит: виртуальная и дополненная реальность; 360°-видео; носимая электроника; машинное обучение и, в частности, распознавание речи и образов; блокчейн. Нам важно, что все эти технологические тренды вот-вот станут массово распространенными. Они уже давно прошли стадию исследований. В них уже поздновато инвестировать по-крупному. Но ими еще вообще не умеет пользоваться «обычный бизнес».
 
Не умеет, потому что мы, человеки, не понимаем, как же изменится среда. Мы снова думаем, что виртуальная реальность — это «такой новый интернет, только объемный». Мы думаем, что блокчейн — это «такие новые деньги, только не обязательно нужен банк». Что машинное обучение — это «как программирование, только больше похоже на магию». И даже про 360°-видео мы думаем, что это «как обычное видео, только можно крутить башкой». А про носимую электронику мы думаем, что это трекеры. И все это настолько же похоже на то, что нас ждет, насколько интернет — это «буклет, только с кнопочками».

Опыт пользователя радикально изменится. А значит, заново придется строить все: 

технологии привлечения пользователя; придется опять учиться проектировать интерфейсы; учиться понимать, на какие события смотреть в статистике; как-то разбираться в том, какому бизнесу и в какой ситуации все эти новые цифровые бантики необходимы, в каких местах это просто аттракцион, а где от них сплошной вред.
 
Вот, что потенциально поменяется: пропадет привычка контроля написанного. Голосовой ввод вообще не строго обязательно требует экран — нам достаточного того, что мы себя слышим. Размоется граница между «ввожу текст специально» и «просто треплюсь»: она из строго обусловленной технологически превратится в соглашение между вами и машиной. Вас всегда слушают, но иногда предполагают, что это вы с намеком сказали, надо среагировать. Сейчас для смены модальности ввода используют костыли — прямой аналог голосовой кнопки — команду. Но уже понятно, что все движется к угадыванию. Среда будет вас подталкивать к тому, чтобы вы записывали все, что говорите. Комбинация с носимой электроникой приведет к тому, что совсем вслух говорить будет не надо. 

На это потребуется чуть больше лет (около 5–7), но после этого достаточно будет «молча говорить« — текст будет снят с голосовых связок, а не с акустических колебаний.

На примере голосового ввода видно, что все самое интересное начинается, когда несколько технологий накладываются друг на друга — голосовой ввод + машинное обучение дают нам возможность угадывать, что же хотел человек сказать. А прогресс в хранении данных снимает вопрос «записывать или нет». На пересечении этих технологий возникнет масса ниш для нового маркетинга, новых развлечений и новой социальности. Произойдет то, о чем всегда мечтали маркетологи и чего ужасались авторы антиутопий, и про что проще всего думать в терминах «заклинаний и магии» — общество вторгнется непосредственно в мышление. Для этого даже не потребуется нейроинтерфейсов.
 
Я нарочно выбрал пример с голосовым вводом, чтобы показать, что самый привычный способ взаимодействия — голос — так радикально поменяется даже без революций в том, как мы будем получать результат, который приготовила нам цифровая среда. То, как поменяет нас эволюция экранов в виртуальную и дополненную реальность, отдельная большая тема. Но и для нее главный мой тезис такой же. Мы все попробуем взаимодействовать с ней по-старому и споткнемся.

Сегодня у нас на дворе опять «интересные времена». Вот-вот все изменится, и открываются окна возможностей. Технологии уже есть, и пора задумываться о том, как их будет использовать бизнес и общество.

Прямо сейчас время экспериментов — и первые из них будут неуклюжими маркетинговыми аттракционами, про которые напишут все медиа, а потребители будут воспринимать как магию.
 
То есть почему — «будут»? Мы уже начали, и это так и есть. Про первые наши эксперименты наши клиенты так и говорят: «магическое» что-нибудь. Магический плакат. Магическое приложение. Но все это пока баловство — но очень важное. Человечество учится возиться с новыми игрушками, приобретает опыт. Чем раньше вы эти игрушки дадите в руки бизнесу, тем выше шанс, что именно ваш бизнес заметит, застолбит и назовет новую нишу.