Меню

«Живём по принципу "прошло и слава богу"». Как сериал «Чернобыль» стал зеркалом для России

Сериал HBO про чернобыльскую катастрофу позволил сделать то, что не дает российское кино — осмыслить отношение к одному из важнейших событий новой истории. Но снять самим вряд ли было бы возможно.

4 июня вышла заключительная серия сериала «Чернобыль» от HBO — он стал самым популярным телесериалом по версии imdb и одновременно, пожалуй, самым обсуждаемым культурным явлением в России за последнее время. Одни зрители хвалят его за точность в деталях и уважительное отношение к участникам событий, другие же считают едва ли не антироссийской пропагандой. Но все-таки чаще звучат мнения о том, что снимать такое кино должны были в России.

«Чернобыль» прежде всего стал историей о сегодняшних гражданах России, о том, на каком уровне рефлексии и морали оказалось сегодня наше общество, пишет колумнист Republic Андрей Архангельский. В отличие от большинства современных российских фильмов американский сериал оказался способен вызвать подлинное сочувствие к советским людям и рассказать об их героизме вопреки системе. 

Ответ на главный вопрос в связи с сериалом (почему его сняли не у нас?), к сожалению, очень прост: при нынешнем допустимом уровне правды и творческой свободы появление произведения, обладающего такой степенью критичности и серьезности, в России просто невозможно. Поэтому придется смотреть в чужое зеркало, — отмечает Архангельский.

Аморфность современной российской культуры, «которая даже не пытается отрефлексировать главные события новой истории», отмечает и ведущий телеграм-канала «Сталингулаг» Александр Горбунов:

Что было в Чернобыле? Что было в Афганистане? Что было в Чечне? Что было в 1991 году? А в 1993? Я имею в виду то, что происходило на самом деле, не избитые штампы и сухие цифры, а как люди проживали эти судьбоносные для всех события, как принимались решения, кто и чем руководствовался, к каким последствиям это привело и прочее. Эти вопросы у нас не принято задавать. Мы живём по принципу «прошло и слава богу». В отсутствии осмысления прошедших знаковых моментов вся наша история предстаёт бесконечным перевалом Дятлова, в котором вопросов больше, чем ответов. 

Один из героев сериала — пожарный Василий Игнатенко, который погиб от лучевой болезни. Его мать Татьяна Игнатенко рассказала Русской службе Би-би-си, каким тот был в жизни: «Я не знаю, как бы он поступил в наше время, зная все то, что мы знаем, но тогда он не мог отказаться. Они молодые были хлопцы, горячие: кто, если не мы!».

Об истории Василия Игнатенко и его жены Людмилы Игнатенко стало известно из книги «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. И хотя по ее произведениям снято уже несколько фильмов, только этот так привлек внимание людей. 

«Я посмотрела. Для меня — как человека отсюда и человека, работающего с этим материалом, — особых открытий и потрясений нет. Но я отдаю должное профессионализму, точным акцентам и фокусу на человеческое потрясение», — рассказала Алексиевич.

О необычности сериала говорит и кинопродюсер Александр Роднянский:

Это уникальное по своей точности и педантичной проработке деталей высказывание, обладающее колоссальным потенциалом общественного резонанса. На протяжении всех пяти серий в качестве главной темы «Чернобыль» сохранил историю колоссальной лжи. Именно в противостоянии с государственной ложью, замалчиванием масштабов трагедии, со страхом и обычной человеческой трусостью и проявляются главные герои сериала. <...> Но этот сериал особый. Он точен, он полон уважения по отношению к людям, которым довелось столкнуться с чудовищной бедой. Он беспрецедентен по глубине понимания обстоятельств сложнейшей трагедии. И это подлинный реквием тем, кому довелось пожертвовать собой...