Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Ваши клиенты вовсе не холодные. Неудобные — да. Недобрые. Категоричные. Но не холодные»

«Послушать разговоры менеджеров — вроде все живые. Потребности у клиентов налицо, они не выглядят ни холодными, ни даже нецелевыми. А глянешь в CRM — оп! сплошной хладокомбинат» — Анна Печёркина.

Анна Печёркина, бизнес-тренер Центра управления продажами Консалтингового агентства GMK

— Кризис покажет, кто умеет работать только с «горячими» клиентами. Как тренер по продажам в каждую кризисную волну я вижу примерно одну и ту же картину: когда с рынка смывает «готовых» клиентов, которым не нужно ничего продавать — просто отгружай и выставляй счета, начинается паника.

Практически в каждом отделе продаж компаний-застройщиков, с которыми работает наша команда (консалтинговое агентство GMK), самый обсуждаемый вопрос сейчас: «Как работать с холодными клиентами?». Если верить менеджерам, их буквально осаждают орды клиентов, «которые не собираются ничего покупать» и «у которых все равно нет денег». И, разумеется, вопрос в том, как их побыстрее распознать и как героически пресечь их попытки потратить драгоценное время сотрудника.

Тут, видите ли, в чем подвох. В параллельной жизни я еще и преподаватель маркетинга. И вот там, где-то в теории маркетинговых коммуникаций, существует мнение, что «холодные» клиенты — это те, у кого не сформирована потребность в продукте и кто, по большому счету, тихо-тихо лежит на дне аквариума, игнорирует усилия компании по привлечению, вовлечению и развлечению и ждет не дождется, пока придут креативные маркетологи и возбудят в нем интерес к жизни.

То есть накопать в сети номер телефона компании, взять да и позвонить — это как бы too much для «холодного» клиента. Это и действие достаточно непростое, и привлечение к себе внимания на фоне вполне ясного осознания, что с момента, когда ты нажал зеленую кнопку на смартфоне — все, твой номер примерно во всех базах застройщиков страны.

Что-то тут не сходится. Слишком уж живые «мертвые» клиенты.

И вот в три часа ночи настиг меня инсайт.

Хорошего человека «холодным» не назовут!

Открою вам страшную тайну. Бизнес-тренер на рынке недвижимости по нынешним временам — это не столько пламенные выступления с броневичка и даже вообще не многотысячные залы с софитами и фанфарами. Это сотни часов в наушниках.

Да, ребята, бОльшую часть рабочего времени мы сидим и слушаем километры записей звонков. Поэтому у нас такие попы, грустные глаза и ранняя седина.

Простите, отвлеклась.

Так вот. Послушать разговоры менеджеров с клиентами — так вроде все живые. Потребности у клиентов налицо. Вера в розовых единорогов, готовое дешевое жилье, грядущее тотальное снижение цен и ставок по ипотеке, правда, тоже. Но в целом клиенты не выглядят ни холодными, ни даже (маркетологи, выдыхайте) нецелевыми. Все чего-то хотят. Все куда-то переезжают. Всем надо раздельный санузел и окна на юго-восток.
А глянешь в CRM — оп! сплошной хладокомбинат.

Едва ли не 80% карточек клиентов содержат комментарии «нет денег», «отложили покупку», «будут покупать не раньше 2021 года», а то и «бабушка, денег нет», «покупают сыну, сын не в курсе», «просто интересовались, покупать не планируют». И задачи по новым контактам с такими клиентами ставятся на конец года, на весну, осень следующего года. Причем там их ждет тоже незавидная судьба: или постоянное перекладывание на попозже, или звонки в духе «ну как у вас дела?» и новые задачи позвонить через полгода.

Почему? Потому что клиент «холодный», и непонятно, что с ним делать. Дальше обычно звучат жалобы на отдел маркетинга, который генерирует «не те лиды».

Просто мы так устроены, ребята. Если контакт с человеком у нас не складывается, мало кому хватит зрелости и мужества, чтобы признать — не услышал, не понял, не раскусил, не допетрил, не вштырило, не сформировал, не выявил, не влюбил, не влюбился.

В «холодные» мы записываем тех, с кем у нас не получилось. Не у них с нами (хотя это обычно прямое следствие). А у нас с ними.

Теперь медленно — под запись руководителям отделов продаж. Большинство так называемых «холодных» клиентов в вашей CRM-системе — это те, с кем менеджеру не удалось наладить контакт.

Ретроградный Меркурий. Невнятная дикция. Флегматик. Ранний этап принятия решения и отсутствие готовых ответов на простые вопросы. Ребенок на руках. Идиот, не включивший поворотник, чтоб тебя, да куда же ты прешь, извините, девушка, продолжайте — что там у вас, говорите, с отделкой? У нас вообще первоначального взноса нет, но хотелось бы готовую с ремонтом поближе к центру. Вот не знаем, стоит ли брать сейчас, а то, говорят, будет вторая волна и непонятно, что с работой.

Конечно, все эти истории «горячими» не назовешь.

Но с каждой из них можно и нужно работать. Почти каждому такому клиенту можно... перезвонить. Окей, если очень страшно — написать (только, бога ради, оставьте уже в покое электронную почту).

Кстати, мессенджеры за время карантина окончательно вышли из тени классических телефонных переговоров. Еще буквально в прошлом году они были скорее вспомогательным инструментом: прислать контакты, ссылку на сайт, напомнить о встрече, отправить выбранную планировку. Сегодня вся сделка может пройти в WhatsApp, если правильно выстроить диалог с клиентом. И да, это уже не выглядит странным. Продажи переместились туда, где покупателю удобно покупать.

А вот почта, похоже, постепенно сходит со сцены. Слишком неоперативно. Слишком формально.

Возобновить контакт в мессенджере несложно: достаточно отправить актуальную информацию, прислать полезный контент, рассказать новости. Телефон клиента у менеджера есть. Данные о том, что ему интересно, зафиксированы в CRM. Главное, не забывать, что цель переписки — не сама переписка.

Почти каждого такого клиента очень даже можно заманить на чашку кофе и пирожок в шоуруме. Почти каждому будет небесполезно пообщаться с ипотечным брокером. И уж точно не помешает прогуляться по району и разобраться в том, что еще, кроме цены и ремонта, надо оценить, прежде чем паковать чемоданы.

Обычно на этом месте менеджеры задают вопрос: «А не будем ли мы слишком навязчивы? Не будет ли это слишком агрессивно?». Нет, если мотивом для звонка или сообщения клиенту будет искренняя заинтересованность в том, чтобы ему помочь, настоящая забота.

— Если вы до сих пор в поиске, давайте встретимся у нас в офисе — я помогу вам сориентироваться в ситуации на рынке. К тому же, у нас работает отличный специалист по ипотеке. Вы сможете проконсультироваться с ней по возможным условиям ипотеки.

— Вам будет проще принимать решение, если вы начнете смотреть реальные стройки, а не только сайты компаний. Приезжайте к нам. Прогуляйтесь по району, осмотритесь, поговорите с будущими соседями, а потом заходите в офис. За чашкой кофе мы с вами спокойно обсудим, стоит ли сейчас покупать новостройку.

— А что если мы с вами вместе пройдемся по району, поговорим с жителями? А уже потом в офисе обсудим, как лучше поступить в вашей ситуации, чтобы купить квартиру максимально выгодно.

— Давайте мы с вами встретимся и посчитаем все возможные варианты. Уверен, мы найдем способ решить вашу задачу.

Справедливости ради, маркетологов тоже стоит напрячь. Одними голосовыми связками и упорством тут делу не поможешь.

Страхи большинства покупателей квартир на первичном рынке сейчас связаны с финансовыми вопросами. Обучающие сториз в Инстаграме, полезный контент о личных финансах, офлайн-мероприятия (с соблюдением санитарных норм, разумеется) для будущих ипотечников, «догоняющие» рассылки. Катастрофически низкий уровень финансовой грамотности потенциальных клиентов наносит рынку недвижимости больший ущерб, чем сам по себе экономический кризис. В комнате переговоров бороться с этой проблемой гораздо сложнее, чем в социальных сетях и в «ламповом офлайне».

Да, сейчас все больше клиентов замирает в ожидании. Все больше страхов и поводов отложить покупку до лучших времен. Все страшнее принимать решения. Это не значит, что падает качество лидов. Это значит, что клиентам нужна реальная помощь. Не рассказать о квартирах, а помочь решиться. Не «донести УТП объекта», а разобраться в индивидуальной ситуации и найти решение проблемы. Не «сориентировать по ценам», а найти способ купить квартиру, если еще не продана старая. Клиентам больше не нужны консультанты. Клиентам нужны помощники, которым можно было бы доверять.

И никакие они не «холодные». Неудобные — да. Недобрые зачастую и не слишком внимательные — да. Категоричные наши. Самостоятельные. НО НЕ ХОЛОДНЫЕ.

Давайте-ка завязывать с поспешными диагнозами. Если клиенту хватило мужества вам позвонить — что-то в нем живое да теплится.

Переслушайте запись звонка. Подумайте. Перезвоните. Это работает. Мы проверяли.

>>> Читайте также на DK.RU: «Пришло время, когда «гаражный» производитель может стать успешнее, чем крупный завод»

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.