Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат

«Падение спроса, административная нагрузка, недостаток федеральных денег». Уральский бизнес оценил работу властей, состояние экономики и свои перспективы. Все цифры — эксклюзивно на DK.RU.

Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) во вторник, 16 марта, представил результаты опроса о социально-экономической ситуации по итогам 2020 г. и перспективах развития в эпоху пандемии коронавируса. В мероприятии участвовали представители крупнейших предприятий региона, руководители бизнес-объединений и главы профильных министерств.

DK.RU первым ознакомился с полной версией исследования. Публикуем результаты с комментариями Михаила Черепанова, первого вице-президента Союза, и Евгения Харламова, исполнительного вице-президента СОСПП.

Опрос предпринимательского сообщества СОСПП проводит уже в течение десяти лет. В нынешнем году в нем приняли участие более 200 предприятий, из них 37% относятся к малому бизнесу, 33% — к среднему, 28% — крупному. Еще 2% опрошенных затруднились с определением объема своих компаний. Что касается отраслевой структуры, то она распределилась следующим образом:

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 1

Количество участников из малого бизнеса, в том числе представителей сферы услуг и торговли, которые приняли участие в опросе, сократилось по сравнению с 2019 г. (44,8% против 37%) На активность представителей данной сферы повлияло то, что она наиболее пострадала от ограничительных мероприятий, а ряд предпринимателей вообще прекратили свою деятельность.

Доля предприятий, отметивших стабильность и устойчивость своей работы, существенно снизилась — в 2019 г. она составляла 56%, а по итогам 2020-го — всего 38,1%. О положительной динамике заявили 10,3% организаций, что практически в три раза ниже, чем в прошлом году (28,8%).

Резко возросло количество предприятий, на которых ситуация ухудшилась, — 29,9%, что фактически в пять раз больше по сравнению с показателем 2019 г. (6,4%). Сохранение негативного тренда в своем бизнесе отметили 18,6% руководителей, и это в два раза больше, чем годом ранее (8%).

Общая оценка экономической ситуации по итогам 2020 г. возвращает общественное мнение бизнеса к показателям 2015 г., когда фиксировался спад экономического роста в связи с международными санкциями. Позитивные тренды 2016-2019 гг., когда наблюдался рост оптимистичных оценок и снижение уровня негативных настроений, были прерваны кризисными явлениями 2020 г.

Несмотря на негативный фон, прогнозная оценка экономического состояния предприятий на 2021 г. снизилась не так экстремально — 76% руководителей сказали, что хотели бы сохранить текущую ситуацию и численность персонала либо планируют развитие и рост численности.

Ухудшение ситуации отметили преимущественно малые и средние предприятия торговли, сельского хозяйства, строительства, транспорта и сферы услуг. Напротив, улучшения были зафиксированы преимущественно средними и крупными предприятиями транспорта, образования, здравоохранения, пищевой промышленности, аудиторского бизнеса. Крупные предприятия металлургии, машиностроения и энергетики попали как в выборку предприятий, где произошли улучшения, так и в ту часть опрошенных, которые отметили улучшение ситуации. Невозможно сделать однозначных выводов о том, что какие-то определенные отрасли выиграли от сложившейся ситуации, а какие-то проиграли.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 2

Несмотря на последствия пандемии, уровень оптимистических прогнозов, связанных с ростом и повышением доходов компаний на 2021 г., не только сохранился, но и продемонстрировал неплохой рост — почти 8% по сравнению в предыдущим периодом. Если в относительно устойчивом 2019 г. на стабильное развитие и увеличение численности персонала рассчитывали 36% руководителей компаний, то, пережив пандемию и отмечая ее негативные последствия, оптимистично настроены более 42% респондентов. И это самый высокий показатель за период наблюдения с 2014 г.

Установки на сохранение стабильного состояния, напротив, существенно сократились — минус 17,2%. И это наиболее низкий показатель с 2014 г. — в прошлые кризисные периоды бизнес больше был склонен к сохранению того, что есть, а в 2020 г. компании, пережив пандемию, демонстрируют более амбициозные цели развития и увеличения численности работников.

Немного подросли показатели неопределенных оценок. Негативные оценки будущего периода увеличились, но, относительно мнений большинства, несущественно — с 1,6% до 5,2%.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 3

Основные изменения и затруднения в бизнесе были вызваны в 2020 г., как и следовало ожидать, пандемией новой коронавирусной инфекцией СOVID-19.

Подавляющее большинство мнений представителей бизнеса говорит об устойчивости компаний даже в условиях негативного влияния пандемии — более половины (54%) указали, что COVID-19 оказал серьезное влияние, но компании выстояли и продолжили свою деятельность. Еще 34% предприятий отметили несущественные экономические потери в связи с пандемией. В целом основная доля компаний, принявших участие в опросе (87,6%), не воспринимает период пандемии как фатальный для существования бизнеса.

Но все же есть сегмент, на который коронавирус повлиял критически: деятельность компаний была блокирована, а пандемия нанесла серьезный вред — таких предприятий 7,2%. Это представители малого бизнеса в строительстве, торговле и сельском хозяйстве. Ряд предприятий лесной и пищевой промышленности отметили, что данный период не оказал на них никакого влияния.

2020 г. стал испытанием накопленной за последние пять лет экономической и организационной прочности бизнеса, которая позволила в кризисный период использовать имеющиеся резервы для выживания и стабилизации. Такая ситуация объясняет и большинство оптимистических настроений компаний на 2021 г., когда наиболее напряженная ситуация уже позади и есть понимание, что она пережита с минимальными или некритичными для бизнеса потерями.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 4

Опрошенные члены СОСПП оценили роль государства в обеспечении сохранности и экономической стабильности бизнеса в кризисный период как несущественную. Большинство организаций (68%) в силу разных причин не использовали меры государственной поддержки.

Наиболее популярными мерами явились «беспроцентный кредит на выплату зарплат (для финансирования заработных плат в размере, равном произведению численности работников и суммы МРОТ)» и «субсидия на сохранение штатной численности в размере МРОТ на 1 сотрудника», которыми воспользовались 12,4% предприятий.

Также 9% компаний взяли кредит на зарплату/возобновление деятельности по ставке 2% с возможностью списания, 6% пошли на реструктуризацию или рефинансирование кредита кредитной организации за рамками имеющихся государственных программ поддержки, 3% получили льготные кредиты, выданные в 2020 г. системообразующим организациям на пополнение оборотных средств, и лишь 2,1% предприятий приняли участие в программах выдачи льготных займов, реализуемых на региональном уровне.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 5

Что касается причин, по которым большинство предприятий не использовало меры государственной поддержки, то они следующие: 40,2% руководителей организаций ответили, что не обращались за поддержкой. Остальные предприятия, рассчитывавшие на помощь, но не получившие ее, отметили следующие проблемы и ограничения: избыточно сложную процедуру отчетности по полученной поддержке (14,4%), предъявление банками дополнительных требований, не предусмотренных госпрограммами — например, предоставление излишних подтверждающих документов (12,4%), затягивание принятия решения о предоставлении поддержки со стороны государственных органов власти (7,2%). Еще 4,1% столкнулись с организационными трудностями процесса получения поддержки (например, с отказом в удаленном открытии счетов), и также 4,1% получили отказ в поддержке из-за высокой доли иностранного участия в компании.

Успешный опыт получения государственных мер финансовой поддержки для снижения негативных последствий пандемии отметили 21% респондентов — у них проблем с получением такой поддержки не возникло.

Делая вывод о доступности мер государственной финансовой поддержки бизнеса в период пандемии, можно сказать, что среди опрошенных примерно 60% нуждались в таких мерах, примерно треть из них получили поддержку без каких-либо проблем и ограничений, и примерно 40% столкнулись с теми или иными барьерами при получении льготных кредитов и субсидий. Это говорит о достаточно низкой доступности государственных финансовых инструментов преодоления кризисных явлений в экономике, так как необходимую поддержку без затруднений получили менее половины нуждающихся в этом предприятий.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 6

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы повысить доступность и эффективность инструментов преодоления экономических последствий для бизнеса, связанных с карантинными мерами? Наиболее распространенным ответом на указанный вопрос стало «снятие избыточных требований и ограничений, применяющиеся к компаниям, которые хотели бы воспользоваться пакетом финансовых мер поддержки (например, расширить перечень наиболее пострадавших отраслей)» — такой вариант выбрали 46,4% ответивших.

На втором месте по популярности «расширение целевого использования кредита на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий» (33%), на третьем (21,6%) — «снижение ставки по аренде земельных участков и налога на землю».

Менее массовыми, но все же значимыми для бизнеса являются такие шаги, как «обеспечение реализации значимых инфраструктурных проектов федерального или регионального масштаба» (18,6%), «предоставление государственной поддержки по долгосрочным кредитам на обновление, модернизацию основных средств производственного назначения» (16,5%), «предоставление субсидии на лизинговые платежи за использование дорогостоящего оборудования производственного назначения» (14,4%), «упрощение отчетности / введение моратория на оценку финансово-экономического состояния системообразующих предприятий» (14,4%), «выдача субсидий на строительство инфраструктурных объектов» (11,3%).

Некоторые респонденты высказали свое мнение:

• снижение ставок налогообложения;

• отмена налогов для малого бизнеса на период пандемии, введение ежемесячных безусловных субсидий гражданам на период пандемии;

• субсидии АПК при снижении объемов производства;

• «разработанные меры поддержки в части льготных кредитов системообразующим организациям не применимы к ракетно-космической отрасли»;

• «не мешать работать, не запрещать вид деятельности» (выставочная деятельность);

• обеспечить реализацию значимых инфраструктурных проектов федерального и регионального масштаба.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 7

Оценивая наиболее существенные факторы, повлиявшие на экономическое положение бизнеса в 2020 г., тема последствий пандемии, естественно, опережает в рейтинге все прочие события. Прежде всего, бизнес затронуло сокращение платежеспособного спроса — 40,2%. На втором месте, с довольно существенным отрывом в 12%, расположился традиционный лидирующий фактор, связанный неэффективностью мер поддержки бизнеса со стороны государства, — 28,9%.

Но если посмотреть на рейтинг негативных факторов прошлых лет, то можно увидеть, что степень напряжения и недовольства властью у бизнеса существенно снизилась — в 2015 г. данный показатель составил 46,4% и постепенно снижался до 2019 г., когда был минимальным — 20,8%. За последний год рост этого фактора составил примерно 8%, что не является критичной динамикой показателя.

Чуть менее четверти опрошенных предприятий (22-23%) отметили такие негативные факторы, как «проверки надзорных и правоохранительных органов», «административные барьеры и "забюрократизированность" процедур» и «ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19».

Введение новых налогов и сборов осложняет деятельность 14,4% предприятий, этот фактор на девятом месте в рейтинге, и по сравнению с прошлым 2019 г., когда этот фактор вышел на первое место со значением 36%, очевидно, что налоговое бремя стало беспокоить бизнес намного меньше, чем год назад.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 8

В целом, если рассматривать динамику мнений предприятий относительно негативных факторов, оказывающих влияние на бизнес, за последние шесть лет (с 2015 по 2020 гг. включительно) и девять лет (2012-2020 гг.), то видна картина общего спада напряженности бизнеса относительно каких-либо проявлений внешней среды. Такой вывод можно сделать, сравнив максимальные доли выбора факторов в ответах респондентов. В 2012 г. максимальное количество отметок (56%) получили «тарифы естественных монополий» и «административные барьеры и "забюрократизированность" процедур». В период 2013-2019 гг. лидеры рейтинга негативных факторов набирали в среднем 42-44% ответов, что указывало на значимое влияние данных факторов на аудиторию опрошенных.

В 2020 г., в период пандемии и общего осложнения экономической и социальной ситуации, максимальную долю отметок (40%) получил фактор сокращения платежеспособного спроса в связи с пандемией COVID-19. Прочие же факторы набирают количество отметок менее 30%. Это говорит о наличии негативного влияния на часть опрошенных предприятий, но в то же время можно отметить, что степень охвата и остроты данных факторов стали намного ниже.

Обострение негативного влияния зафиксировано в сферах платежеспособного спроса и возможностей сбыта предприятиями своей продукции, поддержки бизнеса со стороны государства и административных барьеров. В то же время смягчение ситуации просматривается в кредитной и налоговой политике, кадровой ситуации и инфраструктурном развитии.

Таким образом, исследование самочувствия бизнеса в условиях пандемии показало:

1) Период пандемии бизнес Свердловской области в большинстве своем пережил, сохранив стабильную основу деятельности, имеет оптимистические настроения и планы на 2021 г;

2) Удовлетворенность бизнеса, нуждающегося и обращавшегося за государственными мерами поддержки, невысока; требуется повышение доступности указанных мер для отдельных категорий бизнеса, расширение списков категорий предприятий, имеющих право на такую поддержку;

3) Степень влияния негативных факторов на бизнес довольно низкая, напряженной экономической ситуации и конфликта бизнеса с субъектами внешней социально-экономической среды не зафиксировано.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 9

Развитие кооперации малого и крупного бизнеса как одна из рыночных мер поддержания платежеспособного спроса на повестке дня промышленников и предпринимателей стоит не один год. Тем не менее, проблемы в этой сфере сохраняются. Для обеспечения необходимых условий для развития кооперации крупного и малого бизнеса в 2019 г. большинство (45,6%) ответивших на вопросы анкеты назвали повышение платежной дисциплины заказчика, этот же показатель остался лидером среди мнений респондентов и еще более возрос — 58%.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 10

Резко возросло количество мнений относительно необходимости изменения федерального законодательства, касающегося закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ) — с 4,8% в 2019 г. до 30,9% в 2020 г.

Немного, но все же увеличился запрос на такую процедуру, как сертификация по требованиям заказчика (23,2% и 25,8% соответственно).

Необходимость обучения процедурам закупок, напротив, снизилась примерно на 10% (с 26,4% до 15,5%). Такие же доли ответов (по 15,5%) получили меры предпроектного кредитования и развитие услуг факторинга.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 11

Ситуация 2020 г. усугубила негативные мнения о текущей ситуации с кадрами на предприятиях — на 2% стало больше мнений об ее ухудшении и на 6,4% увеличилась частота мнений о том, что ситуация как была негативной, такой и осталась.

Наметившийся в 2019 г. небольшой позитивный тренд решения имеющихся ранее кадровых проблем (показатель вырос на 3% по сравнению с 2018 г. и составил 27,2%) вновь пошел вниз — в 2020 г. возврат к уровню 23,7%.

Немного снизилась и доля предприятия, которые отрицают какие-либо проблемы с кадрами (24,7% в 2020 г. по сравнению с 25,6% в 2019 г.). Также выросло количество неопределенных ответов: 5,2% не смогли выразить свое мнение и предпочли отметить вариант «затрудняюсь ответить».

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 12

Те респонденты, которые указали наличие проблем с кадрами, оценили степень влияния данных проблем на деятельность предприятий. Фактически половина из них (47%) считают затруднения с кадрами несущественными, и примерно по четверти — указывают либо системный характер негативного влияния кадрового фактора (22,6%), либо прогнозируют усиление негативного влияния в ближайшей перспективе. В целом, в 2020 г. ситуация выглядит даже немного позитивнее, чем в 2019 г. — тогда несущественность проблем с кадрами отмечала треть респондентов.

Какой же выход из стабильно неудовлетворительной ситуации с персоналом видят руководители предприятий? В тройке лидеров образовательных решений для подготовки персонала наметились рокировки — если в 2019 г. на первых позициях рейтинга располагались такие меры, как «участие промышленных предприятий в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров» (1 место) и «создание предприятиями собственных образовательных организаций» (3 место), то стремление бизнеса создавать «свои» образовательные активы сильно сдало позиции — лишь 10 место.

В то же время первые строки рейтинга по-прежнему занимает «продвижение лучшего опыта партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений по практико-ориентированному образованию», набрав в 2020 г. 30,9%. Очевидно, что без значимого участия государственных образовательных организаций бизнесу сложно и экономически нецелесообразно самостоятельно нести бремя подготовки кадров. Приходится договариваться с федеральными и региональными структурами, выстраивать партнерские программы с университетами и колледжами.

Со своей стороны, бизнес должен укрепить внутренние ресурсы для обеспечения преемственности профессиональных знаний и практических опыта, а именно — развивать программы наставничества. Именно наставничество в настоящее время играет роль основного и наиболее эффективного инструмента обучения и развития персонала, что и нашло отражение в опросе — 37,1% ответивших проголосовали за него. Это первое место в рейтинге наиболее актуальных и эффективных инструментов развития профессионального рынка труда 2020 г.

Сохраняет свои высокие позиции и профориентационная работа предприятий со школьниками — последние три года данное направление занимает стабильное третье место в ответах компаний (в 2020 г. этот инструмент отметили 29,9% предприятий).

Укрепили свои позиции и немного повысили свой рейтинг такие инструменты, как «программы внутренней трудовой мобильности», «участие в конкурсах профессионального мастерства (WorldSkills, «Славим человек труда!») и «трудовая миграция из стран СНГ».

И, напротив, немного снизилась популярность таких инструментов, как «создание и обязательное применение профессиональных стандартов» и «развитие системы независимой оценки квалификаций». В большей степени эти инструменты интересны крупным корпорациям.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 13

Отдельного внимания заслуживает оценка предприятиями эффективности форм работы с персоналом. В период пандемии наиболее массовой мерой стал перевод сотрудников на дистанционную (удаленную) форму работы — 73% компаний применили ее в 2020 г. Почти 60% предприятий практиковали введение графиков сменного режима для взаимозаменяемых групп работников. Фактически трети компаний (33%) пришлось провести оптимизацию численности работников.

Также, несмотря на кризисные явления, 20,6% организаций занимались повышением квалификации работников, в том числе через проведение онлайн-обучения персонала, а 10,3% вкладывали ресурсы в формирование кадрового резерва предприятия.

В отличие от предыдущих кризисов, к общественным работам свой персонал не привлекала ни одна из опрошенных компаний.

В целом по итогам опроса видна стабильная, но сложная картина профессионального рынка труда — предприятия стараются минимизировать свои расходы на персонал и его подготовку, стремясь опереться на государственную поддержку, выстраивая взаимодействие с образовательными учреждениями. Мы видим, что бизнес продолжает выстраивать долгосрочные кадровые стратегии — об этом говорит и интерес с профориентации, образовательным проектам, программам наставничества и создания кадрового резерва, — но тем не менее вынужден предпринимать операционные решения, связанные с текущей ситуацией, прежде всего такие, как оптимизация численности персонала.

Безусловно, пандемия коронавирусной инфекцией стала серьезным испытанием кадровых служб компаний, но и новым витком в развитии гибких форм занятости, программ удержания и развития ценных сотрудников.

2020 г. войдет в историю благодаря изменениям в федеральном законодательстве, которые позволяют на настоящее время на законных основаниях администрировать дистанционные формы занятости населения, а также резким скачком автоматизации и цифровизации HR-функций предприятий и организаций. Оценить итоги и последствия этого переломного года еще предстоит.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 14

Еще одна тема, которая существенно влияет на состояние делового климата — это реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД). По мнению подавляющего большинства представителей бизнеса, несмотря на работы по реформированию КНД, ситуация за период трех последних лет не изменилась — так считает 74,2% респондентов (фактически, как и в прошлом 2019 г. — было 76,8%).

Существенно увеличилась и доля таких предприятий, которые фиксируют ухудшение ситуации в сфере КНД: если в 2019 г. их было 8,8%, то в по итогам 2020 г. такие выводы сделали 15,5% респондентов. Соответственно, улучшение ситуации признают 7,2%, это на 5,6% ниже прошлогоднего показателя.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 15

Что же предлагают представители бизнеса? Прежде всего бизнес настаивает на сокращении объема обязательной отчетности — 66%, разработке простых и понятных инструкций для бизнеса по процедурам контроля/надзора (47,4%) и устранении дублирующих требований различных контрольно-надзорных органов (КНО) — 38,1%. Первые два требования сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге востребованных мер по сокращению издержек бизнеса. Устранение дублирующих требований различных КНО в 2019 г. занимало седьмое место в рейтинге, а в 2020 г. передвинулось на третье.

Следом за наиболее востребованными мерами идут такие, как «переход на дистанционную сдачу отчетности» (27,8%), «снижение частоты внесения изменений в законодательство» (24,7%), «организация сдачи обязательной отчетности по принципу «одного окна» (23,7%), «ориентация на профилактику, помощь в ведении бизнеса» (10,3%).

Менее 10% набрали следующие мероприятия: 8,2% — проведение экспертизы перед внесением в законодательство, 7,2% — налаживание системы межведомственного взаимодействия, 6,2% — повышение квалификации сотрудников КНО.

Работа по реформе КНД, безусловно, должна быть продолжена до достижения позитивных изменений, которые найдут свое отражение в общественном мнении предпринимательского сообщества.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 16

Один из самых интересных вопросов — ожидания от взаимодействия с органами государственной власти. В 2021 г. бизнес-сообщество ожидает от региональных чиновников, как и в прошлые периоды, активных действий по привлечению средств федерального бюджета в экономику Свердловской области — в 2019 г. эта мера набрала 59% ответов респондентов, в 2020 г. — 60,8%. Также несколько лет подряд остается довольно высоким запрос бизнеса к региональному правительству по продвижению продукции уральских предприятий на внутреннем и внешнем рынках — 38%.

Очевидно, что больше всего компаниям необходима поддержка правительства в виде инвестиций и лоббирования интересов региональных предприятий на федеральном уровне. На данный момент указанные направления осуществляются в недостаточной, по мнению бизнеса, мере.

Вторая очередь востребованных действий связана с повышением эффективности работы чиновников: 19,6% набрали такие ответы, как «сокращение госаппарата» и «предоставление налоговых каникул и льгот в части полномочий региона». Примерно для 13% предприятий важно развитие направлений по цифровизации госуправления и КНД, предоставление услуг в режиме «одного окна», а также повышение дисциплины при расчетах по государственным закупкам. 11,3% проголосовали за необходимость развития Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области.

Менее 10% голосов набрали такие мероприятия, как «бюджетные инвестиции в создание и развитие индустриальных технопарков» (7,2%), «стимулирование строительства предприятиями жилья для своих работников» (6,2%), «реализация проекта по повышению производительности труда» (4,1%).

Примерно 5% участников опроса высказали свои особые мнения по данному вопросу, среди них следующие:

• субсидирование внедрения цифровых решений в городскую инфраструктуру;

• помощь в работе с коммунальными организациями, обеспечение техприсоединения к сетям и обустройстве подъездных дорог;

• субсидии и госконтракты на перевозки пассажиров.

Половина уральских компаний не смогли получить господдержку. Треть — оптимизировали штат 17

Если делать общие выводы из исследования СОСПП по итогам 2020 г., то можно резюмировать — поддержка развития бизнеса и экономического роста в условиях пандемии должны состоять из трех основных направлений:

1) Привлечение федеральных средств и повышение эффективности мер поддержки предприятий и организаций в условиях коронавирусной инфекции и необходимости адаптации предприятий в условиях постпандемии.

2) Обеспечение платежеспособного спроса, в том числе за счет госпрограмм, продвижения предприятий на внешнем и внутреннем рынках.

3) Сокращение реальной административной нагрузки на бизнес, в том числе проверок, упрощение разрешительных процедур.

Результаты исследования будут переданы в правительство Свердловской области.

***

Стратегический информационный партнер СОСПП — издание «Деловой квартал» | DK.RU. Соглашение о партнерстве стороны подписали в феврале 2021 г.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.