Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Да, есть Ozon, но с нашим товаром туда не зайдешь». Как продавать без мегаагрегаторов

Маркетплейсы признаны главным драйвером развития российского рынка e-commerce, 80% компаний выходят на них, чтобы увеличить аудиторию и продажи. Опыт поставщика стройматериалов «УралИнтерьер».

Летом 2021 г. компания предпринимателя Юрия Балуева — крупный поставщик строительных и отделочных материалов «УралИнтерьер» — стала партнером московского отраслевого маркетплейса «Изолюкс» в УрФО. Юрий Балуев рассказал DK.RU, чем партнер маркетплейса отличается от продавца и почему он отказался от идеи создания собственной онлайн-витрины.

Юрий Балуев
Юрий Балуев
Генеральный директор компании «УралИнтерьер»
— Всем известно, как устроена бизнес-модель маркетплейса. Это интернет-площадка, где представлена продукция и/или услуги разных продавцов: поставщиков или производителей. Так покупатель получает доступ к нужному ассортименту продукции, собранному в одном месте, продавец — возможность расширить доступ к целевой аудитории, а оператор маркетплейса зарабатывает как посредник.
В прошлом году маркетплейсы признаны главным драйвером развития российского рынка e-commerce. Согласно исследованию аналитического агентства Data Insight, 80% компаний выходят на такие площадки, чтобы увеличить аудиторию и продажи. По итогам 2020 г. это удалось почти всем. Причем у 58% селлеров оборот через маркетплейсы вырос более чем вдвое. Причина здесь не только в пандемии; такова логика развития этого рынка. Подобный успех не может оставаться незамеченным со стороны крупных b2b-компаний.

Моему бизнесу уже 20 лет. Я всегда искал точки роста, и, конечно, высоко оценил потенциал маркетплейсов. Еще с середины прошлого года, как только компания справилась с последствиями пандемии, я со своей командой начал оценивать, готовы ли мы к освоению такого формата онлайн-торговли и насколько благоприятны рыночные условия. Ответы на оба вопроса получились положительными, а для себя я сделал такие выводы:

B2b бизнесу продавать через маркетплейс выгодно, когда есть широкий ассортимент продукции, притом качественной (!), и высокий спрос на нее.

Маркетплейс может стать точкой контакта с важным сегментом целевой аудитории, до которого b2b-поставщику трудно дотянуться другими способами.

Маркетплейс может стать полигоном для тестирования спроса на новые товарные позиции. Если продукт начинает активно продаваться здесь, можно усиливать и остальные каналы сбыта.

Александр Миронов
Александр Миронов
директор по маркетингу «УралИнтерьер»
— В нашем случае все это сошлось. Ассортимент мы постоянно расширяли на протяжении 20 лет, стали дилером крупных производителей с известными брендами — гарантами качества. Спрос на строительные и отделочные материалы остается высоким, несмотря на то, что они серьезно подорожали с начала года (и продолжают дорожать — в июне выросли еще на 6,75% относительно мая и на 19,63% относительно января по Росстату, а фактически еще сильнее, на 25%). Их активно потребляет строительная отрасль, которая для экономики является стратегически важной, а потому всячески поддерживается государством — продолжает действовать (хоть и в усеченном виде) льготная ипотека, для застройщиков уже предусмотрены инфраструктурные кредиты, а к концу года, надо полагать, могут появиться и прямые дотации из госбюджета.
Спрос на стройматериалы нарастает и в сегменте индивидуального жилищного строительства, со стороны строительно-ремонтных бригад — у них настоящий бум заказов. Здесь дороговизна стройматериалов компенсируется дефицитом готового предложения и низкими ставками по ипотеке, к тому же льготную ипотеку введут и для ИЖС. А для нас ИЖС — важный рынок сбыта, однако ранее мы не могли найти инструмент, позволяющий активно выходить на массового клиента. Маркетплейс дал возможность решить эту проблему.

Стратегии входа

Юрий Балуев:

— Далее нам предстояло выбрать стратегию входа на маркетплейс. Мы рассмотрели две наиболее очевидных и решили, что не подходит ни одна из них.

Собственный маркетплейс. В теории любая торговая компания может создать такую платформу, разместить свою продукцию, привлечь других продавцов, начать генерировать трафик. Я четко понимал, что в таком случае придется заняться совершенно другим бизнесом — больше из области IT, к чему ни я сам, ни команда не готовы. Конечно, инвестиций на такой проект вполне хватило бы. Но я не хотел платить за неизбежные при отсутствии опыта пробы и ошибки.

Селлер в стороннем маркетплейсе. Всегда можно зайти в маркетплейс как продавец. Но мы в такой схеме увидели больше минусов, чем плюсов. Нам точно не подходили мегаагрегаторы вроде Ozon.ru или Wildberries. Да, они дают доступ к большому трафику, но это нецелевые для нас b2c-клиенты. К тому же логистика этих маркетплейсов заточена под доставку малогабаритных товаров, а бизнес-модель — под низкий чек и большие объемы заказов. Нам пришлось бы значительно перестраивать свои бизнес-процессы, и мы поняли — эти усилия и вложения не окупятся.

Для b2b-компании, сосредоточенной на конкретном рынке, более выгодно сотрудничество с нишевым маркетплейсом, то есть охватывающим этот же рынок. Площадок, торгующих строительными и отделочными материалами, становится все больше — локальные проекты уже работают в Екатеринбурге, Владимире, Ростове-на-Дону и других крупных мегаполисах. Такой маркетплейс дает прямой доступ к целевой аудитории.

Конкурировать с ним мегаагрегаторам трудно: у них огромный рынок и им нет смысла вкладывать серьезные инвестиции в одно конкретное направление (а средства могут потребоваться значительные, подробнее об этом скажу чуть ниже).

Но и в этом случае статус именно продавца нас не устраивал — продукция у всех поставщиков стройматериалов почти одна и та же, нам потребовались бы значительные вложения в перенаправлении трафика на себя.

В результате была разработана третья стратегия — стать не просто продавцом, а полноправным партнером специализированного маркетплейса. Суть любого партнерства в том, что компании помогают друг другу в развитии, объединяя ресурсы. У маркетплейса это готовая, уже запущенная в работу площадка и опыт для управления ею. У нас — действующая система складов и отработанная годами логистика.

Так мы начали работать с московским маркетплейсом «Изолюкс». При нашей поддержке проект получил выход сразу на несколько крупных регионов: Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую области, Пермский край, Башкортостан и ХМАО-Югру (то есть на все регионы нашего присутствия). Мы же присутствуем на его площадке как эксклюзивный продавец всего своего ассортимента и даже участвуем в решении некоторых управленческих вопросов.

Алим Удербеков
Алим Удербеков
директор «Изолюкс»
— При создании маркетплейса всегда встает задача организации «последней мили». На нашем рынке эта задача серьезно усложнена, потому что нужна локализация товарного запаса, то есть наличие в регионах специальных складов (многие стройматериалы требуют особых условий хранения) и организация доставки товара до покупателя. Фактически, строительный маркетплейс может работать только по системе FBS (Fulfillment by Seller). Здесь и приходит на помощь компания-поставщик, у которой все это уже создано и налажено. Если он присутствует в нескольких регионах, как «УралИнтерьер», мы можем выходить сразу на несколько рынков.
За счет такого партнерства мы получаем сильное конкурентное преимущество перед гигантами вроде Wildberries или Ozon.ru. Некоторые виды строительных и отделочных материалов у них представлены, однако им невыгодно инвестировать в создание спецскладов под одно товарное направление, и, соответственно, сложно расширять ассортимент.

Юрий Балуев:

— Конкуренции с DIY-ритейлерами мы не опасаемся. Они пока идут по другому пути — не создают маркетплейсы и не участвуют в сторонних, а продолжают развивать собственные интернет-магазины и сервисы. Это логичное бизнес-решение, потому в этом сегменте рынка и до пандемии хорошо шли продажи через интернет. В 2020 году, согласно исследованиям, посещаемость таких ресурсов выросла на 20%, и я думаю, у них все в порядке с конверсией в покупки. А если направление бизнеса показывает активный органический рост, самый разумный подход — сосредоточить на нем инвестиции.

Что касается «нашего» маркетплейса, продажи в первые месяцы показали хорошие результаты, поэтому мы будем постепенно наращивать присутствие на нем.

Сейчас в «Изолюкс» представлено 4 000 наших SKU, до конца года их будет 100 000. А в перспективе планируем создать на базе проекта единую экосистему для поставщиков стройматериалов, проектировщиков и подрядчиков. Так в одном месте клиент сможет получить все необходимые материалы для возведения нового объекта или ремонта — от цемента и кирпича до дозаторов мыла на каждый санузел, услуги по подготовке, анализу проекта и т.п.

>>> Читайте также на DK.RU: «Смотри вверх, а не вниз, вверху не страшно». Как потерять бизнес в пожаре и вырасти снова — история бизнеса Юрия Балуева

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.