Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

10 лет помощи онкопациентам, или как общественной организации выжить в рыночных условиях

«Почему-то считается, что взрослому не надо помогать, он должен сам выкарабкиваться. Но болезнь может перевернуть всю жизнь — человек только что был успешен, но случилась болезнь и он все потерял».

Руководитель проектной деятельности Свердловской благотворительной организации «Вместе ради жизни» Юлия Аристова рассказала DK.RU о том, как сохранить команду и успешно работать некоммерческой организации.

Юлия, с чего все началось?

— «Вместе ради жизни» началась с инициативной группы, которая образовалась еще в 2009 г. Как НКО мы зарегистрировались только в 2011-м. Примерно 50% наших активистов — это люди, перенесшие онкологические заболевания, остальные — те, кто с этим сталкивался, у кого болели родные и любимые, ну и просто неравнодушные люди.

Команда Вместе ради жизни
Команда Вместе ради жизни

Расскажите об основных видах деятельности?

— У нас несколько приоритетных направлений деятельности — это информационная поддержка онкологических пациентов и их близких, психологическая, социальная и физическая реабилитация, защита прав пациентов и развитие волонтерского движения.

Вы помогаете только взрослым людям?

— Да, в приоритете взрослые. Но это не значит, что, если к нам за помощью обратится подросток или родители ребенка с онкологией, — мы откажем в консультации.

Все направления деятельности, которые вы перечислили, безусловно, полезны для людей с онкологическими заболеваниями. Но я знаю, что самая тяжелая работа — это объяснить пользу своей деятельности не пациентам, а здоровым людям, которые критикуют и ругают волонтеров и сотрудников НКО. Ведь многие некоммерческие организации даже закрываются под натиском «общественного мнения». Подвергались ли вы когда-либо буллингу?

— Я бы не сказала, что это буллинг. Больше обесценивание и отношение как к городским сумасшедшим.

Хотя иногда я и сама шучу, что все, кто работает в некоммерческом секторе — это городские сумасшедшие. Потому что это люди, которым всегда нужно больше, чем другим. И иногда окружающих это злит.

А еще, когда мы начинали 10 лет назад, в среде специалистов к нам было не очень серьезное отношение. Сейчас у нас со всеми налажены конструктивные отношения.

Бытует мнение, что на ребенка собрать деньги проще, чем на взрослого человека. Взрослый человек словно в помощи не нуждается.

— Это больная тема. Не так давно было проведено исследование о том, кому люди готовы помогать финансово. На первом месте, понятно, больные дети, на втором — кошки и собаки. Взрослые люди с серьезными диагнозами — на седьмом или на восьмом месте.

Почему-то принято считать, что взрослому человеку не надо помогать, что он может (должен) сам выкарабкиваться. Посмотрите, как мало фондов, которые помогают взрослым.

Но люди-то обращаются, ведь всякие ситуации бывают. Иногда болезнь может перевернуть всю жизнь — человек только что был обеспечен и успешен, случилась болезнь — и он все потерял. Недавно у нас был мужчина, который лишился работы после того, как там узнали о его диагнозе. Его год содержали друзья. Это я к тому, что и взрослым состоявшимся людям иногда приходится преодолевать много препятствий, чтобы выжить в схватке с болезнью.

Занятия в фонде Вместе ради жизни
Бесплатные занятия скандинавской ходьбой для онкопациентов

Проблема в недостаточной информации?

— В России институт благотворительности (в том виде, в котором существует сейчас) молодой, поэтому такая избирательность — кому помогать, а кому нет — объяснима.

Но если человек занимается благотворительностью осознанно, а не стихийно под влиянием эмоций, то вполне логично, что такой человек будет помогать разным категориям. Думаю, придет время, когда люди поймут, что помогать взрослым — незазорно.

Конечно, нужно больше информации, потому что я часто слышу вопрос: «Почему мы должны помогать?».

Вы занимаетесь адресной помощью?

— Нет. Для этого нужен большой ресурс. Мы придем к этому, возможно. Но у нас сейчас много проектов, которые требуют внимания. Мы заняты ими.

Это отражается на объеме пожертвований?

— Да. Для многих благотворительность — это адресная помощь. И я общаюсь со многими фондами, для которых огромная боль, когда на Новый год детские дома заваливают подарками. Никому от этого не хорошо…

Безусловно, адресная помощь должна быть — во всем мире существуют благотворительные организации, которые этим занимаются. Но благотворительные организации оказывают также системную помощь и поддержку своим благополучателям.

Объясню на примере. Мы бесплатно предоставляем онкопациенту консультацию психолога, час работы которого стоит на рынке около 3 тыс. руб. Да, можно сказать, что мы предоставили адресную помощь. Но мы видим свою задачу шире. В частности, мы занимаемся обучением клинических психологов, чтобы они могли помогать онкопациентам по всей области, и таким образом делаем психологическую поддержку более доступной.

Трудно ли найти донора в бизнес-среде?

— Как-то одна девушка-фандрайзер спросила меня: «Ты когда-нибудь анализировала, сколько «нет» ты получаешь на один «да»?». Я сказала, что примерно девять к одному. Она ответила, что это прекрасный результат, потому что у нее — семнадцать к одному. То есть, чтобы получить одно «Да», нужно получить семнадцать «Нет». Поэтому, да, сложно.

Так как правильно: действовать и идти дальше получать «нет» или не полагаться на доноров вообще?

— Правильно, когда у организации есть много разных источников финансирования, тогда она будет устойчивой. Например, мы сейчас не очень устойчивы, так как большая доля нашего дохода — это гранты.

Часть расходов должна покрываться пожертвованиями от частных лиц — и там речь идет не про большие суммы, а про регулярность.

То есть донором может быть не бизнесмен, который переводит большие суммы, а обычный человек, который готов делать небольшие пожертвования, но регулярно?

— Да, для нас намного важнее системность, чем объем пожертвования. Когда мы говорим, что можно пожертвовать 50-100 рублей, на нас смотрят косо, так как у многих есть мнение, что пожертвование — это большая сумма. Совсем нет. Лучше регулярно по 50 рублей переводить, чем раз в сто лет отправить тысячу.

Сколько пациентов получили помощь в вашей организации за все время?

— Сложно подсчитать, потому что многие обращаются разово, получают, например, ответ на свой вопрос или консультацию по телефону. Мы считаем, что около тысячи пациентов в год.

COVID-19 повлиял на работу вашей организации?

— Очень. В разгар пандемии люди боялись посещать общественные места, мы были вынуждены отменять групповые занятия и встречи. С другой стороны, пандемия подтолкнула нас к тому, чтобы несколько переформатировать нашу деятельность — мы сделали возможными консультации по телефону, начали развивать YouTube-канал. Хотя наша целевая аудитория — люди в возрасте, далекие от современных онлайн-технологий. Жизнь покажет — в правильном ли направлении мы двигаемся.

Фундамент, на котором держится общественная организация — это люди. За все десять лет вы сохранили всех сотрудников?

— Коллектив не поменялся, мы смогли сохранить костяк, а еще мы активно прирастаем.

Кадровые проблемы — это проблемы всех организаций. Как вам удается прирастать?

— Все, кто стоял у истоков организации, изначально сами были замотивированы, чтобы что-то делать. И эта мотивация, к счастью, сохраняется. Ну, и потом, мы все-таки развиваемся, не стоим на месте, у нас все время новые проекты и новые задачи.

Вот для примера удивительная история человека, который стоял у истоков организации. В 2000 г., 21 год назад, Людмила Алексеевна Кутявина создала клуб для поддержки женщин с раком молочной железы. Мы были с ней знакомы, но наши пути тогда разошлись. И вот в 2009 г., когда у нас все закрутилось, уже появилась инициативная группа, я решила позвонить ей. Если честно, надежды, что она до сих пор ведет клуб, у меня не было. Но я ошибалась. Вы только подумайте: девять лет, девять встреч в год, с сентября по май, не пропуская, человек вел этот клуб. Она была вообще одна! Девять лет бесплатно только благодаря своей воле и инициативе она выходила к женщинам, чтобы поддержать их в тяжелой ситуации.

Поэтому у нас, сотрудников НКО, нет никакой мотивации, кроме личной. На этом и держимся.

Занятия в фонде Вместе ради жизни
Бесплатная помощь онкопсихолога

Многих удивляет, что сотрудники НКО еще и зарплату получают. Но это ведь не очень серьезные деньги?

— В нашей организации почти все работают по совместительству. Но когда-нибудь мы придем к тому, что сможем оплачивать труд людей полноценно. Абсолютно нормально в современном мире за работу получать деньги. Не знаю, что удивительного в этом. В некоммерческих организациях работы не меньше.

Некоммерческие организации — это огромная сила. И многие специалисты, понимая это, не совмещают работу, а полноценно работают в некоммерческом секторе.

Как вы считаете, какую экономическую роль НКО играет в развитии региона, города?

— Пока экономический эффект не очень велик. Я не так давно читала, что на 2019 год доля сектора НКО в ВВП нашей страны остается на уровне 1%, и численность занятых там тоже около 1%. Не думаю, что ситуация изменилась.

Но давайте будем честными. Задача НКО — решать острые социальные вопросы, помогать тем, кому государство не может или не хочет помогать. Поэтому мы несем не экономический, а большой социальный эффект.

>>> Читайте также на DK.RU: «Миссия истинного предпринимателя — делать мир лучше. И неважно, какой у тебя бизнес»

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.