Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«У современных людей теряется инстинкт самосохранения, это оборотная сторона цивилизации»

«В компьютерной игре уничтожить любую империю легко — раз, и бомба взорвалась. На этом воспитано новое поколение. Нужна осторожность!». Писатель Арсений Замостьянов — об идеологии в России и мире.

Ровно 40 лет назад — в начале 1982 г. — умер человек, стоявший на страже советской идеологии — Михаил Суслов. О том, почему рухнула советская идеология, существует ли российская идеология на государственном уровне и можно ли говорить об идеологиях в США и европейских государствах, в интервью DK.RU рассуждает заместитель главного редактора журнала «Историк», писатель Арсений Замостьянов.

«Идеологию мог ввести и Ельцин»

По мнению Арсения Замостьянова, за последние 20 лет Россия обрела идеологию, хотя возникнуть она могла и при первом президенте России.

Арсений, недавно я столкнулся с мнением, что идеологий, если мы говорим об их государственном характере, теперь нет, их время закончилось, остались лишь идеологии общества, или, по-иному, системы ценностей. Так ли это?

— Идеологии существуют — ведь само понятие «идеология» многозначно, без идеологии ни один молоток не стукнет ни по одному гвоздю. Но чаще про идеологию мы вспоминаем, если речь идет, к примеру, о КПСС и ее идее строительства коммунизма. Или, скажем, об идеологии толерантности или политкорректности, которая существует на Западе и практически отсутствует у нас.

Есть ли в России идеология? Есть, и в первую очередь я бы произнес слово «суверенитет». Современная Россия в лице политической и бизнес-элиты стремится к суверенитету и независимости, и не только в политическом смысле. А еще к суверенитету в вопросе принятия стратегических решений в той или иной области. Этот суверенитет в России был ограничен примерно с 1990 г., когда президент СССР Михаил Горбачев пошел на большие компромиссы с Западом.

С появлением новой России этот суверенитет — как в политике, так и в жизни — был ограничен нормами международного права, и так получилось, что Россию, пусть и несколько преувеличивая, стали назвать колонией или полуколонией Запада. Бунт против этого зависимого положения вызревал еще при Борисе Ельцине, и я уверен, что если бы при нем Россия не была измучена долговыми обязательствами перед странами Запада, а наоборот — обладала бы финансовой силой, то стук ельцинского кулака по столу слышен был бы на весь мир. Уверен — при финансовой независимости и Ельцин, и его команда ратовали бы за идеологию суверенитета.

Хотя в ельцинской Конституции 1993 г. ни о какой идеологии речи не шло…

— В России, в общем-то, была запрещена только государственная идеология. Авторы Конституции просто не хотели повторения истории Советской власти, в идеологии которой идея построения коммунизма была безоговорочной и безальтернативной.

Но ведь можно было идеологию новой, свободной, демократической России, сторонников которой было немало, нести в 90-е через партии, которым Ельцин симпатизировал. Или ему это просто не было нужно?

— Партийная система оказалась рахитично слабой. Почему? Могу ответить на этот вопрос вполне прямолинейно — со времен Ельцина руководители нашего государства являются беспартийными. Максимум, президенты могут поддержать ту или иную партию на выборах — например, Ельцин в 1993 г. робко замолвил за «Демократический выбор России» Гайдара. А Владимир Путин, хотя и отдает предпочтение «Единой России» и входит в ее структуры, партийного билета партии не имеет.

Я считаю, что такая позиция не полезна — в основе политической борьбы должна быть конкуренция партий, а партийность президента задает предсказуемость его политике.

Когда президент не принадлежит к какой-либо партии, это плохо для идеологической работы — партии, получается, не несут ответственности за происходящее, даже правящая. И конкуренции идеологий, естественно, тоже происходить не будет.

Но та идеология, что есть в России сейчас, сложилась не искусственно. В начале XXI века идея построения России как младшего партнера Запада уже не устраивала очень многих граждан страны, и я бы сказал, критически многих. Особенно это начало выражаться после экономического кризиса 1998 г., когда рухнул малый и средний бизнес, а с ним и надежды на то, что можно жить в стране, но при этом вне страны.

Критики говорят: госидеология порождает закрытые общества, системы табу и т.п., поэтому ставку нужно делать на индивидуумов, а государство — лишь «ночной сторож», который нужен крайне редко. Такие идеи звучат красиво и могут прийтись по душе части интеллигенции, например, в Европе, но в крупных странах — таких как Россия, Китай или даже США, исключительная ставка на индивидуума не проходит.

Яркий пример — трансформация американского общества и американской идеологии, которую можно проследить от начала XX века до нашего времени. Если в начале XX века в США была заметна ставка на сильную личность, было любование этой сильной личностью — тем же ковбоем или человеком, который один выступает против всех или в одиночку создает свое дело, то сейчас в Штатах важны общественные ценности, в том числе американская сплоченность. Для граждан США американский флаг и интересы США по всему миру — не пустые слова.

«В Европе была создана мощная идеология»

Арсений Замостьянов полагает, что развитию и нынешнему благополучию Европы способствовала идеология без церковных догм, а в царской России на это были не готовы, в силу чего рухнула монархия.

Скажите, а есть идеологии, однозначно победившие? На мой взгляд, это либерализм и социал-демократия.

— На самом деле можно назвать больше таких идеологий, и почти все будут связаны с мировыми религиями или такими системами, как конфуцианство в Китае. Китай вообще очень долго искал идеологию, беря на разных исторических поворотах что-то новое, и это позволило ему выжить, сохранить свое культурно-историческое пространство и превратиться в одну из самых значимых стран мира.

Какие идеологии можно считать самыми влиятельными? Я бы выделил для начала феномен эпохи Просвещения, из которой как раз вытекают и социал-демократия, и либерализм.

Феномен эпохи Просвещения — это установка на то, что мир можно и нужно совершенствовать, что в корне было отлично от средневекового и христианского понимания грешности мира. Эпоха Просвещения предложила противоположный взгляд — веру в прогресс, в то, что человечество с каждым веком накапливает научно-технический опыт и потенциал, открывает новые пути в науке. При этом прогресс мог быть и в социально-культурном смысле — через расширение образовательной системы. И это была мощная идеология. Очень жаль, что в конце 80-х – начале 90-х мы, перечеркнув советский опыт, полностью перечеркнули и идеологию Просвещения.

Почему идеологии либерализма и социал-демократии во многих странах взяли верх?

— Это не случайно — они рождались не в лабораторных условиях, а веками подстраивались под чаяния и нужды большинства людей. Но в каждой из этих идеологий есть свои крайности и опасности, и я не скажу, что Европа сейчас находится в стадии расцвета — возможно, нынешние проблемы Европы скоро перевесят наработанный за века громадный потенциал. Однако пока эти идеологии работают.

Часто слышишь, что СССР был идеологическим государством. А что — царская Россия таковой не была?

— Безусловно, была, и многие должны знать о триаде, сформулированной министром просвещения Сергеем Уваровым во времена Николая Первого — «Православие, самодержавие, народность». Но как факт эта идеология существовала и до Николая Первого — как минимум с Ивана Грозного, пусть там все держалось прежде всего на обожествлении или как минимум сакрализации фигуры самодержца.

Но в Российской империи, кроме идеи самодержавия и народности, столпом идеологии было еще и православие, которое срослось с государственной идеологией, и это уже с конца XIX века многих не устраивало. Возможно, именно перегиб с православием и оказался роковым для Российской империи.

Крах монархической идеологии наступил в Первую русскую революцию 1905-1907 гг.?

— Да, примерно в эти годы прежняя идеология сдала свои позиции либерализму и социализму. Революция в России подготавливалась долго и не была предрешена как революция большевистская, но она была неким поворотом к социализму, к левому движению. Конечно, отмирание самодержавия могло произойти и раньше 1917 г. — скажем, в 1905-м, и могло смениться более буржуазной системой, о которой мечтали промышленники и купцы, но они не были объединены в партию. Одно ясно — идеология русского самодержавия давно не соответствовала эпохе, да и не было у страны влиятельных союзников среди лидеров зарубежных стран — да, была Антанта, но при удобном случае страны Запада не упустили бы возможность нанести России удар в спину.

А если бы Николай Второй или его предшественники ограничили бы свою власть?

— Это была бы уже другая монархия. Конституционная монархия в России невозможна — у нас не любят, когда существует формальный, но фактически бессильный правитель государства. Централизованная система власти — это то, что необходимо в такой огромной и малонаселенной стране, как Россия.

«Людям просто стали говорить, что их страна — страна дураков»

По мнению Арсения Замостьянова, в СССР люди в массе своей разочаровались в идеологии только в период перестройки.

Но централизованный Советский Союз приказал долго жить.

— Советский Союз распался во многом из-за периода неуправляемости, безвластия, который начался в 1989 г. Хватило двух лет для распада!

Разве идеология не сыграла пагубную роль для распада СССР? Одно дело — 20-30-е годы, когда строительством нового коммунистического мира были многие искренне увлечены, другое дело 70-е, когда мало кого интересовало, что там провозглашают с трибун партийные чиновники.

— Советская идеология оказалась достаточно гибкой — она менялась несколько раз при Сталине — в конце 30-х в идеологии превалировали не интернационализм и мечта о мировой революции, как ранее, а почвенничество и государственный патриотизм, что было необходимо в предвоенной ситуации. Далее эта тенденция не ослабевала.

Сейчас стала модной теория, что Советский Союз был обречен после смерти Сталина — на мой взгляд, после этого СССР еще 30 лет развивался в соответствии с прежними планами. Государство становилось более социальным, не впадая в буржуазность и в торжество частной собственности — по этой ниточке пройти было трудно, но, тем не менее, это можно назвать временем классического советского общества.

И окончательно треснула советская идеология в 1988-1989 гг., когда начал происходить отказ КПСС от власти — реформа Горбачева под лозунгом «Вся власть — Советам!» (лозунг, честно говоря, лукавый) оказалась для Советского Союза смертельной.

Но я читал и слышал, что идеология построения коммунизма перестала волновать людей гораздо раньше — в 70-е, когда ближе оказалось потребление, чем социализм. Вы согласны?

— Не думаю. Советский Союз никогда не был монолитным — ни при Ленине, ни при Сталине не было 100% сторонников строительства коммунизма. А вот что касается, к примеру, времени Брежнева, то нельзя говорить, что людей вообще не интересовали те идеологемы, что шли сверху. Да, некоторые отвергались, но некоторые принимались — к примеру, празднование 9 Мая — самый светлый государственный праздник, плод сусловской идеологии в хорошем смысле слова, и это победа советской идеологии. Тот же «Бессмертный полк» — это тот редкий случай, когда политики воспользовались народным движением и дали ему государственный размах.

А теперь пойдем в другую сторону. Американцы совершенно правы, когда в числе двух-трех достижений, стержневых столпов нации называют создание американской массовой культуры и прежде всего Голливуда, который стал оказывать влияние почти на весь мир.

По этой части в брежневские годы в СССР тоже было все в порядке. Сейчас в России больше всего памятников открывается — не поверите — героям фильмов и мультфильмов брежневского времени и отчасти позднехрущевского. Разве это не идеологемы? Идеологемы — и очень удачные! Глеб Жеглов сплачивал страну, Штирлиц, то есть наш полковник Исаев, тоже, и таких влиятельных киногероев можно вспомнить немало. И те, кто находился если не в оппозиции к власти, но вне официозного контекста — скажем, Владимир Высоцкий, тоже сплачивали страну.

Я не считаю, что объем того, что не устраивало советского человека, было критическим. Пока людям не стали говорить, что вы живете намного хуже, чем весь мир, что вы страна дураков, никаких признаков восстаний и мятежей в СССР не было. А вот в Российской империи крестьянские волнения и мятежи были серьезнейшей проблемой — лет 30 до 1917 года точно.

Арсений, но если в конце 70-х в ряде регионов трудно или невозможно было купить мясо, молочные продукты, это разве не говорило о том, что с идеологией в стране что-то не так? В газетах писали, что СССР самое лучшее государство в мире, а в реальности этого не купишь, другого…

— Но разве до этого люди жили лучше? Жили хуже. Просто были болезни роста. Вот вы сказали ранее о потреблении: 70-е-начало 80-х — это потребительский бум в СССР, люди мечтали о телевизоре, стиральной машине и пылесосе, да и квартирный вопрос при Брежневе решался легче, чем в наше время. Были трудности, очереди, но приобрести кооперативную квартиру тогда было легче, чем жилье в нынешнее время. Кроме того, только при Брежневе и позднем Хрущеве люди узнали, что такое горячая вода, текущая из-под крана, что такое нормальная канализация, центральное отопление и доступное электричество, а это немало.

Для молодежи действительно имело значение то, что было дефицитом, но они не видели жизни хуже — в 60-х в провинцию из Москвы люди могли увезти только бублики и баранки, а в начале 80-х появилось понятие «колбасных электричек», это уже другой уровень потребления. Более того, до 70-х люди не знали, что такое апельсины! А то, что мясо всегда было в рабочих столовых, было большим достижением.

Часто слышишь, что идеологический курс в СССР нужно было менять все-таки в середине 60-х, предоставив больше самостоятельности заводам, фабрикам, частному предпринимателю. Почему все же КПСС на это не решилась? Боялась краха идеологии социализма?

— В 60-70-х все шло нормально — страна вставала после войны, и радикальная экономическая реформа могла навредить Советскому Союзу, хотя надо признать — «косыгинские реформы» конца 60-х резко повысили уровень жизни.

А вот в начале 80-х реформы действительно были необходимы и они были задуманы в недрах правительства Николая Тихонова — уже существовали кадры и предпосылки для технического перевооружения страны. Но для этих реформ была необходима новая «разрядка» международной напряженности, чему мешало присутствие СССР в Афганистане. Увы, Михаил Горбачев перегнул палку и в экономике, и в международной политике, поэтому все закончилось крахом. А проведение точечной реформы в 1985-1986 гг. оказалось бы своевременным — достаточно было бы сделать то, что удалось сделать Брежневу в отношениях в США с конца 60-х — Америка закрыла глаза на то, что мы сделали в Чехословакии, а мы закрыли глаза на то, что США делали во Вьетнаме.

То есть советскую идеологию нужно было трансформировать в начале 80-х и тем самым она была бы спасена?

— Пожалуй, да, и тут можно вспомнить один из последних шагов Брежнева перед смертью — это начало очень серьезной и без унижения интересов СССР нормализации отношений с Китаем. Это был правильный путь, потому что сотрудничество с Китаем позволило бы выгодно продавать наши технологии — Китай очень сильно в этом нуждался, а нам Китай в 80-х был нужен для решения проблемы дефицита товаров народного потребления. Сотрудничество с Китаем было бы очень важным направлением в те годы для СССР.

Есть ли сейчас в мире опасные идеологии, которые могут стать государственными?

— Сейчас весьма опасна идеология исламского экстремизма, которую несут разного рода запрещенные в России исламские организации, с этим нужно бороться. Но бороться не бомбами, а все-таки идейно, и это возможно.

Некоторые говорят, что изменить природу человека к лучшему нельзя, но я как оптимист и человек, хорошо относящийся к прогрессу, верю, что можно — путем просвещения и образования. С другой стороны, опасность я вижу в том, что у современных людей и обществ иногда теряется инстинкт самосохранения, и это оборотная сторона цивилизации. В компьютерной игре уничтожить любую империю довольно легко за счет нажатия нескольких кнопочек и рычажков — раз, и бомба взорвалась, и на этом воспитано новое поколение. Нужна осторожность в подобных вещах! Да, революционность никуда из обществ не уйдет, но она должна долго вызревать — как это было в России, в Китае — десятилетиями и веками.

Вы сказали в начале беседы, что идеологией в России можно назвать курс на суверенность страны. А что с идеологией «деньги — это всё»? О ней я услышал еще в 1997 г. от одного ученого и спустя 25 лет вроде бы мало что поменялось.

— Я согласился бы с этим ученым в 1997 году, как и вы, но сейчас уже выяснилось, что только деньги не делают нас счастливыми — нам нужно что-то ещё. И в этом есть своя опасность — если ты стремишься жить в сверхдержаве под названием «Россия», нужно уметь отделять патриотизм от шовинизма, и это сейчас та черта, о которой нужно думать всем бывшим народам и бывшим республикам Советского Союза. Мы все сейчас находимся на грани военных столкновений (интервью записывалось до начала спецоперации России на Украине — С.К.) или внутренних переворотов, как, скажем ранее в Белоруссии, поэтому всем нам необходима мудрость инстинкта самосохранения.

Кстати о патриотизме. Может ли он быть идеологией? Путин пару лет назад сказал, что может.

— Конечно, патриотизм как тема требует долгого и точечного разговора, но верно то, что без патриотизма государственная идеология невозможна. Нехорошо, когда человек работает трактористом и ненавидит свою работу, свой трактор — каждый должен заниматься любимым делом. В какой-то момент нашей страной стали управлять люди, отрицающие силу государства, отрицающие необходимость государства и относящиеся к нему без уважения и в этом смысле не являющиеся патриотами, и это неправильно. Да, в стране должны быть люди разных точек зрения, мировоззрений — я в этом уверен, но государственная идеология невозможна без патриотизма.

Пока у нас патриотизм чаще ассоциируется с готовностью встать на защиту Родины, чем с любовью к ней. И власть скорее упирает на военный смысл слова «патриотизм».

— Бесспорно, патриотизм — это любовь человека к Родине. Это ощущение себя частью единого целого, привязанность к народному большинству, а государство не должно идти против народного большинства — ни в материальных вопросах, ни в идейных. Против мнения народного идти невозможно, и думаю, что не очень быстро, не единым рывком, но все-таки мы увидим трансформацию власти, которая поймет пользу ценностей образования, прогресса, движения вперед на основе патриотизма и суверенитета России. И тогда Россия станет центром притяжения для других государств — ранее это бывало, а сегодня, к сожалению, этого нет.

Беседовал Сергей Кочнев

Читайте также на DK.RU: Осенью 2021 г. губернаторопад не состоялся. Когда ждать отставок и кто под угрозой?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.