Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Новые девяностые»: мебельные фабрики—партнеры IKEA могут закрыться через три месяца

Компания локализовала в России более 50% производства мебели, снабжая более 20% рынка заказами. Сейчас фабрики, которые работали с мебельным гигантом, может спасти только чудо.

Уход IKEA сильно ударил по российскому рынку, сообщает Forbes. С приостановкой ее деятельности под угрозой закрытия оказалось около двух десятков фабрик, которые производили под шведского гиганта мебель для продажи на российском и зарубежном рынках. Компания «Аскона», выпускающая для IKEA 1 млн матрасов в год, столкнулась с необходимостью отправить в отпуск, простой или переориентировать на другие проекты 600 сотрудников. Фабрика «Асконы» в Коврове — одно из градообразующих предприятий, увольнение такого числа сотрудников означало бы социальный взрыв, поэтому компания старается сохранить рабочие места.

IKEA принесла в Россию культуру производства, бережливость, стандарты качества и стабильность. На фабрике «Славянской мебельной компании», которая была одним из первых партнеров IKEA, ее бывший гендиректор Ингвар Кампрад лично бывал с консультациями. «Асконе» компания предоставляла $1 млн в качестве субсидии для восстановления фабрики после пожара.

Те игроки, кто был заточен под IKEA, могут закрыться через три-пять месяцев, уверен Антон Макаров, основатель интернет-магазина мебели Divan.ru:

Притом что наша фирма ориентируется на аутсорсинг, мы вынуждены делать сами более 70% своих моделей, и с каждым годом эта цифра только росла. С одной столичной мебельной компанией мы несколько месяцев вели переговоры о совместной разработке, но так и не смогли ее начать. Когда твой заказчик IKEA, рабочий может две недели делать один и тот же «локоть» для дивана. В ассортименте шведской компании 7–10 диванов, тогда как у нас — несколько сотен. Разумеется, менеджмент контрактных фабрик предпочитает регулярно делать одни и те же модели в большом количестве, а не браться за новые с непонятными перспективами. IKEA приучила всех к стабильности и отучила от гибкости.

«Мелкие игроки покупают материалы не напрямую у производителей, а через дистрибьюторов. Эти дистрибьюторы столкнутся с проблемами поставок из-за санкций и первым делом «порежут» самых мелких своих закупщиков. А еще заблокировали Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). Гаражные мебельщики продавали в розницу через него, а там трафик, по нашим наблюдениям, упал вдвое», — делится наблюдениями Макаров. 

Несомненно, станет меньше средних и крупных игроков. Заниматься розницей получалось не у всех мебельных фабрик даже в тепличных, докризисных условиях. К примеру, в 2021 г. крупной компании «Алмаз» пришлось закрыть все, кроме партнерских магазинов мебели «Любимый дом», и вернуться к тому, что они умеют лучше всего, — производству. Большинство мебельных фабрик будет по-прежнему заниматься СТМ — созданием мебели под марками торговых сетей. Но прежние объемы IKEA придется забивать заказами десятков брендов вроде Hoff, нашего Divan.ru, Moon, Lazurit и так далее. Для этого нужно сформировать отдел продаж, которого у многих на рынке, как ни странно, просто нет, — предполагает эксперт.

IKEA занимала 20% российского рынка мебели при уровне локализации производства более 50%. Помимо четырех собственных фабрик, у IKEA в России было около двух десятков партнеров, которые производили для компании мебель. Например, на «Поволжском фанерно-мебельном комбинате» 900 сотрудников производили мебель более чем на 1 млрд руб., в том числе для отправки в страны Евросоюза. Одна из санкт-петербургских фабрик производила мягкую мебель исключительно для IKEA, и теперь у них 100%-ный простой. Другая мебельная компания из Гомеля тоже была на 100% заточена под IKEA и выполняла ее заказы для продажи сразу на нескольких рынках. Эта фабрика производила 20 тыс. диванов в неделю. Сейчас это огромное производство стоит.

«Говорят, сейчас новые девяностые, время возможностей. Я с этим не согласен. В девяностых у нас ничего не было, и новые компании распускались как цветы. Теперь самые крупные игроки уходят, и если быть проворным, то какую-то долю у них можно позаимствовать. Но из-за стагнации спроса и ухудшения общей экономической ситуации это будет ненадолго», — считает Макаров.

Дальнейшая судьба каждой фабрики зависит от двух факторов. Первый — доля IKEA в структуре сбыта, второй — запасы фабрики и готовность ее владельцев вкладывать деньги в бизнес. «Фабрикам, целиком заточенным под IKEA, переориентироваться будет очень тяжело. По моим оценкам, через три-пять месяцев им нужно будет закрываться, если не произойдет чудо, и IKEA не вернется», — уверен бизнесмен.

IKEA вложила в Россию не менее €4 млрд. Конечно, компания ждет возможности вернуться — пока магазины шведской компании закрыты до 31 мая. Но вернется IKEA не скоро. На нее давит общественное мнение и мнение западных политиков. 

Ранее DK.RU рассказывал об опросе населения, проведенном ТАСС. Согласно ему, 80% россиян отнеслось к уходу зарубежных компаний положительно. По IKEA люди будут скучать, но считают, что все недостающее мы «импортозаместим».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.