Подписаться
Курс ЦБ на 19.08
59,95
60,89

«Черный список» или рейтинг? ЦБ запустил антиотмывочный «Светофор»

«Черный список» или рейтинг? ЦБ запустил антиотмывочный «Светофор»
Иллюстрация: sibdepo.ru

1 июля Банк России запустил новую антиотмывочную платформу. Теперь клиенты-юрлица банков будут ранжироваться по трем категориям. Бизнес из «красной зоны» получит вечную блокировку. Кто рискует?

В пятницу заработала антиотмывочная платформа «Знай своего клиента» или ЗСК (Know your client KYC) для банков, которую ЦБ создавал четыре года. К ней обязаны подключиться все кредитные организации страны — для оценки своих клиентов (юрлиц и ИП) на причастность к проведению сомнительных операций по новым правилам и обмена этой информацией с ЦБ.

KYC ранее прозвали «Светофором» за то, что делит клиентов на три категории — «красную», «желтую» и «зеленую». Оценку должен давать и банк по своим критериям, и ЦБ на основе агрегированных данных (в том числе, от ФНС и Росфинмониторинга). В последней версии программы цветовой код официально сменили на названия высокорисковая, среднерисковая и низкорисковая группы.

«Красная» зона означает отказ в банковском обслуживании и возможное расторжение договора. Разрешаются операции только для поддержания жизнедеятельности. Обкатка платформы на 30 банках (ведется с декабря) эту оценку подтвердила. «Желтая» зона — компании, ведущие реальную экономическую деятельность, но допускающие сомнительные операции. Такие компании попадают под особый надзор. Полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств к ним применяться не будут.

«Зеленых» компаний на рынке 99%, предполагают в ЦБ. Блокировка операций между ними не допускается — риск ограничений возникает только при расчетах с сомнительными контрагентами.

Компании зеленой и желтой зон могут неограниченно запрашивать банк о своем статусе, «красные» банк обязан извещать о нем в течение пяти рабочих дней. Проблемные клиенты смогут реабилитироваться перед банком, предоставив подтверждающие документы, или обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ по «черным спискам».

Сложнее всего придется компаниям из «желтой» зоны:

Средний уровень риска — это клиенты, у которых есть реальный белый бизнес, и они к нему подмешивают серые потоки. ЦБ этот подмес определяет гораздо лучше, потому что такие клиенты проводят расчеты рассредоточенно по разным кредитным организациям, — рассказал источник в ЦБ.

Для добросовестных клиентов и обслуживающих их банков платформа, скорее, благо, отмечает The Bell. Банки смогут прикрыться «зеленой» оценкой ЦБ, снизить затраты на комплаенс и запрашивать у клиентов меньше подтверждающих документов.

Главным вопросом к системе остается механизм реабилитации, учитывая, что статистика решений межведомственной комиссии при ЦБ закрыта, рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия.

У внедрения платформы была сложная судьба, сообщал DK.RU. ЦБ дважды вносил в Госдуму законопроект, регулирующий ее работу. В процессе рассмотрения банки добились отмены положения о безусловном отказе в проведении операций.

Несколько лет назад ЦБ обязал банки вести налоговый контроль корпоративных клиентов — для раскрытия схем ухода от налогов. Участников рынка такая перспектива не радовала: новые риски и издержки регулятор не компенсирует. Комментируя ситуацию для DK.RU, они говорили, что дублировать функции налоговой службы на уровне банков не имеет никакого смысла.

Самое читаемое
  • Уральский миллиардер из списка Forbes заинтересовался покупкой HenkelУральский миллиардер из списка Forbes заинтересовался покупкой Henkel
  • Гостиницы Angelo и «Лайнер» продали с пятого разаГостиницы Angelo и «Лайнер» продали с пятого раза
  • Шесть популярных мифов о мозге, и как они возникли — психофизиолог Полина КривыхШесть популярных мифов о мозге, и как они возникли — психофизиолог Полина Кривых
  • Первый большой open-air в «центре российского либерализма». ФоторепортажПервый большой open-air в «центре российского либерализма». Фоторепортаж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.