Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда»

Отношение к труду меняется. Трудоголизм у нынешних сотрудников — не врожденное «заболевание», а вирус, который то пропадает, то появляется вновь вместе с новыми задачами.

Работать — необходимость или привычка? А если привычка — то вредная или нет? Насколько справедливо утверждение, что работа становится вторым домом? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, организованного DK.RU. Говорили о том, как современный человек относится к труду, как компании принимают участие в организации досуга сотрудников. Отдельно обсудили важность корпоративного обучения.

В мероприятии приняли участие:

Анна Донская, руководитель корпоративного университета IT-разработчика «Контур»;

Ольга Чебыкина, управляющий партнер HR-Лидер, председатель Комитета по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Уральской ТПП;

Алексей Соснин, заместитель директора по управлению персоналом Группы Синара;

Мария Тихомирова, старший руководитель проектов Регионального центра компетенций (РЦК);

Артемий Черданцев, заместитель директора Уральского филиала компании «Полиметалл» по персоналу.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 1

«Пандемия научила правильно расставлять приоритеты в работе»

Трудоголиков становится все меньше. И это несмотря на опросы, проведенные среди россиян, которые утверждают обратное. Дело в том, что считать себя трудоголиком и быть трудоголиком — это две разные вещи, объясняет Ольга Чебыкина.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 2Излишним трудоголизмом страдали «бэби бумеры» (люди, родившиеся в послевоенных 1946-1964 г.г.) и представители поколения «икс» (рожденные с 1963 по 1983 г.г.). А вот «игреки», которые представляют основную массу трудоспособного населения, и «зеты», только начинающие карьеру, — это уже совсем другие люди. Они не особо хотят работать «на дядю» и больше нацелены работать на себя и реализовывать собственную стратегию жизни. Возвращаясь к трудоголизму… Вообще-то это одна из форм зависимости. И как любая зависимость, эта тоже имеет свои последствия. В частности — профессиональное выгорание, которое только усугубляется под гнетом внешних факторов (особенно в настоящее время). Чтобы сгладить последствия выгорания, необходимо создавать в коллективах такие условия, при которых люди работали бы на результат и повышали эффективность компании, но при этом могли управлять своей ресурсностью.

Одна из причин, почему трудоголизм нынче не очень-то в почете — пандемия. Именно она научила людей грамотно распределять личные ресурсы и балансировать между работой и личной жизнью, отмечает Мария Тихомирова.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 3 — Людей, которые проводят все свободное время с ноутбуком в зубах, становится все меньше. Спасибо пандемии. Она научила использовать время себе на благо. Руководители компаний тоже осознали, что и на «дистанте» можно получать хорошие показатели — сотрудники не отвлекаются на какие-то сторонние дела и разговоры. Но для нас — руководителей проектов РЦК — год был очень напряженный. В структуре РЦК работает 26 руководителей проектов. Каждый из них ведет разъездную работу, т.е. выезжает на предприятия, которые принимают участие в нацпроекте «Производительность труда». Каждый руководитель ведет по два проекта в разных стадиях реализации. Почему я говорю о том, что год был напряженный? Потому что к нацпроекту сейчас присоединяется 26 предприятий в квартал. Но дело не только в этом. Растут и информационные потоки. Методика бережливого производства, которую мы передаем предприятиям и внедряем на заводах, постоянно совершенствуется. Мы должны знать все нюансы, чтобы стать проводником для предприятий к системным мерам.

<<< Подробнее о том, как устроена работа руководителей проектов РЦК, можно почитать здесь >>>

Артемий Черданцев согласился с предыдущими спикерами в том, что отношение к труду у сотрудников компаний изменилось. Особенно у молодых работников. Чтобы «зарядиться» на решение какой-то задачи, им необходимо четко видеть перед собой цель.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 4 — Новое поколение нацелено не на процесс, а на результат. Если перед ними стоит задача с конкретной целью, то они готовы «пахать» и днем, и вечером, и с ноутбуком в зубах. Задача «копать отсюда и до обеда» им не интересна. Надо разговаривать по-другому: «Выкопай яму, проложи кабель на столько-то метров, и получится то-то и то-то». Вот за такую задачу они возьмутся, проявят смекалку и придумают, как грамотно распределить время. Более взрослое поколение (40+) — это «золотой фонд» производств. Да, в определенных моментах они сопротивляются изменениям, но без таких людей не обойтись. Вот они готовы днями и ночами трудиться, лишь бы родное предприятие работало.

С одной стороны, трудоголизм — это позитивное явление, говорящее о вовлеченности сотрудника в работу всей компании. С другой стороны, излишняя отдача делу грозит эмоциональными перегрузками. Компании, работающие на внутренний HR-бред, должны это учитывать и заботиться о моральном равновесии работников, считает Анна Донская.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 5 — В «Контуре» работает порядка 10 тыс. сотрудников. Большинство из них — это вовлеченные, любящие свою работу эксперты. Постоянное взаимодействие с клиентами, коллегами, присущий нашим сотрудникам перфекционизм приводит к моральным перегрузкам. Мы как эйчары должны встраиваться в повседневную работу сотрудника и предлагать возможности для поддержки: в «Контуре» помогают сотрудникам стабилизировать состояние карьерный консультант или корпоративный психолог. Важно выстраивать диалог с сотрудниками через руководителей подразделений, узнавать, с чем связано отсутствие отпуска, как можно ему помочь. У нас даже есть специальные курсы, которые помогают диагностировать у себя признаки выгорания и по-новому выстроить деятельность. Кроме того, в распоряжении сотрудников есть учебный портал, где «лежит» большой курс по личной эффективности, работе с выгоранием. В компании проводится профилактика информационной перегрузки. Этой цели служат коворкинги, где соблюдается «режим тишины». Сотрудники бронируют комнаты, чтобы поработать отдельно от других коллег.

Утверждать, что все представители молодого поколения одинаково относятся к труду — не совсем верно, уверен Алексей Соснин. Группа Синара ведет довольно плотную работу с учебными заведениями региона и видит совершенно разных ребят. Одни хотят добиваться результата, и, соответственно, готовы работать не покладая рук. Другие — более инфантильны. Они действительно хотят работать только на себя и мечтают стать блогерами.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 6  — Сейчас ситуация на рынке труда вернулась на 20 лет назад. Тогда тоже были люди, которые шли работать не по специальности, а туда, где модно и платят «большие» деньги. Прямо как нынешние блогеры и тик-токеры. Правда, большинство этих историй заканчивалось одинаково: люди без опыта работы оказывались без работы. Пройдет десять лет, и нынешние блогеры повторят эту незавидную судьбу, будут рассказывать, как хотели быть свободными и независимыми, а получилось то, что получилось. Это то, что касается мотивации молодого поколения. Теперь о трудоголизме. Он бывает двух типов: эффективный и неэффективный. В первом случае сотрудник интересуется работой ради достижения определенного результата. Об этом уже говорил коллега из «Полиметалла». Во втором — сам сотрудник или его непосредственный руководитель просто не умеют распределять задачи и грамотно планировать свое время. Благо, первая категория превалирует.   

А вы спросили, чем хотят заниматься ваши сотрудники?

Многие компании предлагают своим сотрудникам не только интересные рабочие задачи, но и широкий выбор вариантов проведения досуга. Такой подход вовлекает работника в жизнь компании, позволяет ему расслабиться и показать себя не только с «рабочей» стороны, но и раскрыться в творческом плане.

Баланс работы и личной жизни позитивно влияет на людей. Мы как работодатель это понимаем и организуем для сотрудников различного рода мероприятия, например, спортивные — предлагаем сотрудникам посещать различные секции и устраиваем спартакиады. На предприятии активно развивается волонтерское движение: наши сотрудники узнают о людях, которым необходима помощь, и организуют сбор средств или необходимых вещей для них. Есть даже целые волонтерские отряды, которые мы поддерживаем материально: заказываем полиграфию, оплачиваем услуги звукорежиссера или транспорт. Буквально несколько недель назад мы провели праздник для матерей особенных деток, организовали для них различные мастер-классы. Наши сотрудники поиграли с детьми в футбол. На предприятии любят устраивать и семейные праздники. В День металлурга мы обязательно организуем площадку для сотрудников. Приходить можно с детьми и супругами — всем найдется занятие по душе. Одним словом, делаем все, чтобы у сотрудников «Полиметалла» соблюдался этот необходимый баланс отдыха и работы, — говорит Артемий Черданцев.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 7

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 8

Руководители проектов РЦК находятся в постоянном контакте с предприятиями Свердловской области. К сожалению, констатирует Мария Тихомирова, далеко не везде отлажена социальная политика. На некоторых заводах сотрудников просто не слышат.

Здесь для участников проекта мы тоже можем предложить свою помощь: совместно разработать социальную политику, соответствующую ожиданиям предприятия и работников. Есть такой показатель, как вовлеченность сотрудника. Этот показатель можно измерить. Как правило, чем более эффективно предприятие, тем более вовлеченными являются его сотрудники. Некоторые работодатели до сих пор не понимают: вкладываться в развитие сотрудников нужно и важно. Я это вижу по предприятиям, с которыми мы работаем. У некоторых из них шаблонный подход к организации досуга работников: все дают ДМС — и мы дадим ДМС, все компенсируют сотрудникам поход в фитнес-клуб — и мы тоже. А потом руководство смотрит и не понимает, почему же сотрудникам этот фитнес не нужен. Да потому что предприятие у вас на одном конце города, а ездить в зал вы предлагаете на другой конец. Спросите работников, чем они хотят заниматься, в какой фитнес-клуб ходить. Если этого не сделать, они не будут вовлекаться в работу.

В то время как одни компании только придумывают, какие внештатные мероприятия спасут работников от профессионального выгорания, у других есть целый список активностей, направленных на развитие и вовлечение сотрудников. Так, о мероприятиях «Контура» наслышаны даже те горожане, которые не имеют никакого отношения к ИТ-компании.

«Контур» — компания, которая слышит своих сотрудников, поддерживает и создает среду для реализации их потребностей. Причем инициативы исходят от самих сотрудников: кому-то хочется изучать английский, кому-то — заниматься спортом, третьим — вышивать. Все потребности мы стараемся учитывать. Есть специальные «Пульс-опросы», где сотрудники могут поставить оценку удовлетворенности работой и высказать свое предложение руководству. Сотрудникам «Контура» компенсируются занятия йогой, танцами, футболом. Горячо приветствуется социальная активность — в компании развивается волонтерское, благотворительное и экодвижения. Отдельная поддержка — для путешественников. Сотрудники сами собираются в группы и организуют туры в города присутствия «Контура». Мы создали специальное сообщество в соцсетях компании, где можно спросить совета, какие достопримечательности посмотреть, где остановиться и т.д. Недавно у нас прошло еще одно классное событие: семейный фестиваль на открытом воздухе. На главной сцене было организовано мероприятие под названием «Толк в стиле TED». Руководители бизнес-направлений подготовили искренние, рефлексивные истории о своем развитии и становлении. Было очень трогательно видеть директоров в таком ракурсе. В «Контуре» уже не единожды доказали: подобные мероприятия повышают вовлеченность сотрудников, их лояльность к компании и желание работать, — отмечает Анна Донская.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 9

Внушительный список поддерживающих сотрудников мероприятий разработан и в «Группе Синара». Многие из них направлены на раскрытие творческого потенциала работников. Причем, говорит Алексей Соснин, если раньше различного рода выезды на природу и творческие конкурсы были данью моде, то теперь подход к организации досуга работников предприятий стал более осмысленным.

Инвестиции в социальную политику должны служить определенной цели и отвечать на вопрос: «Чтобы что?». Сейчас мы этот вопрос задаем себе постоянно, когда делаем то или иное мероприятие. Деньги, вложенные в сотрудников, должны приносить пользу компании. Расскажу на примере двух активностей Группы Синара. Первая направлена на популяризацию рабочей профессии — конкурс «Профессионалы Синары». Он проводился в 2022 г. впервые. Участники выполняли задания, разработанные по стандартам WorldSkills, причем жюри учитывало не только качество и скорость их выполнения, но и мастерство каждого участника. Этот конкурс зарядил людей. Многие сотрудники, которые приехали в Екатеринбург из других регионов, поняли, что они работают не просто на своем предприятии в условном Кузбассе, а в огромной компании численностью более 30 тыс. человек. Вторая активность — творческая — фестиваль «Архыз под открытым небом» в Карачаево-Черкесии. Более 230 сотрудников собрались в ГК «Романтик» чтобы определить лучших в пяти номинациях — вокальное исполнение, авторская песня, изобразительное искусство, фотография и видеография. Сотрудники предприятий чувствовали себя настоящими звездами, смогли раскрыть свои таланты, зарядиться энергией и, что важно, через это мероприятие еще больше вовлеклись в свою работу, став носителями этой позитивной эмоции в своих локальных коллективах.

«Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» 10

«Срок жизни знаний сокращается. Их надо актуализировать постоянно»

Отдельная тема, которую обсудили участники круглого стола, касалась корпоративного обучения. Все гости мероприятия согласились: обучение внутри компании — это еще одна дополнительная мотивация для сотрудников и способ избежать профессионального выгорания.

Анна Донская:

 — «Контур» — самообучающаяся и саморазвивающаяся организация. Корпоративный университет помогает «менеджерить» навыки и компетенции, которые есть в компании. Обучение делится на три больших блока: развитие профкомпетенций, развитие общекорпоративных навыков (в том числе мета-навыки) и усиление менеджерских компетенций.

У нас есть учебный портал с различными курсами. Там же собираются комплексные программы развития. Учебные продукты упаковываются так, чтобы их было интересно «поглощать». Это дает свои плоды: 70% сотрудников «Контура» регулярно посещают учебный портал. Сотрудников мы учим не только внутри, но и внешними силами: отправляем на конференции, форумы, сами приглашаем интересных гостей. Например, 3 сентября в Парке Маяковского вместе с УрФУ мы проведем образовательное мероприятие для всего города Пикник IT. Запланированы выступления  сотрудников Контура, преподавателей УрФУ и ученых — Алексея Водовозова, Евгении Типоновой и Станислава Дробышевского.

Алексей Соснин:

— Срок жизни знаний сокращается и сейчас уже составляет меньше пяти лет. Так, к примеру, маркетолог 2012 «года выпуска» и маркетолог 2022 года — это люди разных компетенций. Более ранних надо полностью переучивать. И тут возникает сложность: есть исследование, результаты которого показали, что 90% сотрудников в России отдают преимущество спокойной жизни. Учиться и развиваться им не интересно. Когда я говорю сотруднику: «иди поучись, станешь перспективнее, появиться возможность карьерного роста», то и правда могу услышать в ответ: «Зачем мне это»? так что силком в обучение у нас никто никого не тащит, но задачу убедить сотрудника учиться и дать ему возможность получать новые знания мы с себя не снимаем.

Организуя корпоративное обучение, мы прежде всего учитываем, что 80% наших сотрудников — это рабочий персонал. Их мы обучаем именно тем навыкам, которые необходимы для работы: как работать на конкретном оборудовании, как делать качественные сварочные швы и т.д. Для желающих развиваться есть корпоративный портал, очные и заочные курсы, профконкурсы, курсы личностного роста, проект «Управленческая команда» (люди из управленческого резерва, в развитие которых вкладывается компания), программа «Эффективный руководитель», состоящая из 9 модулей, возможность обучаться в магистратурах лучших вузов и т.д.

Мария Тихомирова:

 — Корпоративный университет — вещь однозначно классная. Правда, такая роскошь доступна лишь крупным корпорациям. И это не очень хорошо, ведь в стране — кадровый голод. Узких специалистов не хватает. Восполняемость дефицитных кадров, конечно, есть, но не в той динамике, которая необходима. Особенно от этого страдает, по моим ощущениям средний бизнес. Крупные холдинги за счет эйчар-бренда способны привлекать рабочие специальности и удерживать лучших, а вот для среднего бизнеса — это проблема. Особенно остро кадровый голод чувствуется в маленьких городах.

Был случай, когда я приехала на одно региональное предприятие и спросила, где они берут кадры. Эйчар ответила: «Кто под забором стоит и слюни не пускает — тот наш».

Таким предприятиям мы помогаем в рамках нацпроекта. Обучаем инструкторов по бережливому производству, оставляем после своего ухода с предприятия обученную команду. Также предприятие может встраивать в свою систему обучения нашу платформу на «Производительность.рф», на которой размещено более 60 обучающих электронных курсов, которые касаются не только бережливого производства, но логистики, управления складом, HR. У предприятия может появится мини-корпоративный университет бесплатно.

Артемий Черданцев:

— Цель корпоративного обучения в «Полиметалле» — повышение компетенций наших сотрудников. Отдельный блок обучения направлен на студентов вузов — для них разработаны специальные программы. К примеру, со студенческой скамьи мы учим потенциальный кадровый резерв основам работы в программе «Datamine». Это гибкая система для моделирования рудных месторождений и проектирования горных работ. В образование уже работающих сотрудников мы, конечно, тоже вкладываемся. Выделяем, к примеру, группу инженеров, заинтересованных в развитие, вкладываемся в них и получаем эффективных руководителей.

Работа — второй дом?

В финале круглого стола участники сошлись во мнении: работа — это лишь часть жизнь. Да, большая, но только часть. Для того чтобы оставаться продуктивным, необходимо соблюдать баланс. Если человек проводит практически все свободное время на работе, у него в жизни явно что-то идет не так.

На советских предприятиях все было организовано: и досуг, и работа. Да, и советский человек 70% времени проводил на работе и реализовывал свою основную функцию — «делать дело». Сейчас получается, что 70% времени мы напрягаемся, чтобы достичь результата. Важная задача компании в таких условиях — давать сотруднику возможность разгружаться. На предприятиях, где я работаю, такая возможность организована, а директора часто говорят: «Спасибо, что даете возможность проживать нам жизнь вместе», — отметила Ольга Чебыкина.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.