Подписаться
Курс ЦБ на 09.12
62,57
65,67

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку
Иллюстрация: Центр когнитивных технологий «УГМК-Здоровье»

Родители шестилеток — особая категория, они будто готовятся «запустить человека в космос». Как безопасно подготовить ребенка в школе и какими навыками он должен владеть в раннем школьном возрасте.

Часто поступлению в первый класс предшествует серьезная подготовка: детей отдают на подготовительные курсы, учат их читать, писать и считать. И ребенок пяти-шести лет, нередко в ущерб физическому развитию и простым подвижным играм, пишет в прописях, считает столбиком и делает домашние задания. Но стоит ли нагружать будущего школьника таким объемом информации, какие психологические метаморфозы происходят с ребенком в начальной школе и что делать, если, к примеру, у него рассеянное внимание? На эти и другие вопросы DK.RU ответил Ярослав Рогинский, медицинский психолог Центра когнитивных технологий «УГМК-Здоровье». 

Ярослав, есть ли определенный набор навыков, с которыми ребенок должен приходить в школу? Например, уверенно считать до десяти или читать 30-40 слов в минуту?

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  1— Когда мы говорим о том, готов ли ребенок к школе, то речь не столько о наборе навыков, сколько об их эффективности. Способность усваивать знания зависит от множества факторов: от физической, эмоциональной, социально-коммуникативной зрелости ребенка. Школьник должен развиваться, изучая окружающий мир в соответствии со своими возможностями. Сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что дети не соответствуют развитию по возрасту и труднее переносят смену игровой детсадовской парадигмы на учебную.

Получается, правильнее не «заучивать» ребенка перед школой, а вкладываться в его эмоциональное развитие?

— На этот вопрос сложно ответить однозначно. Естественно, мы желаем своему ребенку самого лучшего, хотим, чтобы он выгодно смотрелся на фоне других первоклассников. Однако необходимо предоставить ему пространство для постепенного и самостоятельного роста. У каждого будущего первоклассника свой вектор развития. Головной мозг — это определенный субстрат. Если какой-то участок мозга не дозрел, а родитель нагружает ребенка новой информацией, начинается сопротивление. Школьник напрягается, подключает дополнительные умственные резервы. Происходит это всегда через протесты и «не хочу».

Да, можно учить ребенка раньше писать и читать, но, если он физиологически не готов, то мы больше навредим ему, чем принесем пользы. Если и делать упор на интеллектуальное развитие школьника, то лучше постоянно говорить с ним о том, что он узнал нового для себя сегодня. Что касается чтения, желательно просить ребенка пересказывать прочитанное своими словами: важно не количество прочтенных страниц, а качество запоминания.

Вообще, когда мы пытаемся вписать всех детей в какую-то одну систему, мы рискуем «потерять» тех, кто не попадает в обозначенные границы «нормальности». Делать выводы о развитии ребенка необходимо не из каких-то стандартов, а исходя из его возможностей.

Еще пару слов о возможностях, способностях и гармоничном развитии. Я часто наблюдаю за игровыми площадками. На них не так много детей, как должно быть. А ведь физическая активность — это очень важно. От нее зависят память, внимание, мышление, речь и развитие зрительных органов.

Если будущий первоклассник ведет сидячий образ жизни, проводит время в гаджетах, есть риск, что развитие будет дисгармоничным. Поэтому родителям я советую проводить больше времени с детьми на улице: играть в мяч, гулять, бегать.

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  2

Какое влияние оказывают гаджеты на формирование когнитивных функций у современных детей?

— То, что гаджеты плотно вошли в нашу жизнь, игнорировать невозможно. Научный дискурс о влиянии планшетов и смартфонов на формирование детской психики до сих пор продолжается. Ясно одно: использование ребенком гаджета больше 30 минут в день не должно быть бесцельным и бесконтрольным. Сверх обозначенного времени, конечно, можно использовать телефон или планшет, но лишь для того, чтобы показать ребенку, к примеру, животных Африки или побывать в каких-то определенных местах при помощи Гугл.Карт.

Если гаджет используется более получаса и родители за этим не следят, то это плохо влияет на центральную нервную систему ребенка. В первую очередь — на речь. Потому что с персонажем условной игры ребенок не общается вслух: либо при помощи кнопок, либо при помощи внутреннего голоса. Мы очень часто в последнее время встречаем детей с недостаточно развитым артикуляционным аппаратом, а речь является фундаментом для развития всех высших психических функций.

Второе, на что оказывают влияние гаджеты, — физическое развитие. Часто в центр приходят дети со слабым корпусом, неразвитыми мышцами шеи и спины. Как ребенок с таким «набором» будет сидеть на уроке? Он начнет сутулиться, смотреть на доску не прямо, а под углом, ложиться на парту. Это все сказывается на концентрации внимания и на почерке. Кроме того, если ребенок постоянно тыкает в экран, мы получаем только один сильный палец, а мышцы кисти должны развиваться равномерно, чтобы он мог нормально держать ручку.

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  3

Не давать ребенку гаджет в принципе — это правильно или тоже перекос?

— Во всем важен баланс. Давайте так: изначально планшеты и смартфоны — это устройства для взрослых. Взрослый, в отличие от ребенка, может контролировать свои действия и нести за них ответственность. Школьнику это недоступно. Так что выстраивание границ между ребенком и планшетом — это зона ответственности родителя. Нужно сделать так, чтобы ребенок понимал, для чего конкретно сейчас он берет гаджет в руки.

Какое влияние на формирование когнитивных функций ребенка оказывают режим питания, отдыха и бодрствования?

— Правильный здоровый режим — это, что называется, база. У ребенка должен быть структурированный день: он должен понимать, что и за чем его ждет: во столько-то пробуждение, во столько-то рисование, потом прогулка, обед. Так формируется контроль над своей деятельностью. Отсутствие самоорганизации и четкого режима приводит как раз к тому, что ребенок не знает, чем себя занять, и тянется к гаджету.

Вообще многие функции и навыки человека формируются еще до пубертатного периода, т.е. до 12-14 лет. Если мы сбиваем режим дня, то это может навредить энергетическому блоку — подкорковым структурам, которые являются аккумулятором для человека.

С какими проблемами к вам в центр чаще всего обращаются родители первоклассников?

— К нам приходят не только с проблемами. Родители нормотипичных детей — тех, кто развивается в соответствии с возрастом — тоже обращаются и просят оценить готовность ребенка к школе. Мы оцениваем уровень развития навыков: как ребенок читает, пишет, воспринимает информацию на слух. А самыми распространенными запросами, с которыми мы сталкиваемся в стенах центра, — это трудности, вызванные гиперреактивностью, неусидчивостью. Часто приходят дети с синдромом дефицита внимания, трудностями в освоении школьных навыков, нарушениями речи.

Как Центр когнитивных технологий помогает перестроиться детям с игровой модели поведения на учебную и подготовиться к школе?

— Наши специалисты обладают набором методик, направленных на развитие и коррекцию когнитивных навыков. Например, тут проходят занятия по программе «Интерактивный метроном». С ее помощью у ребенка появляется  чувство ритма, развивается межполушарное взаимодействие. Ребенок учится упорядочивать информацию, движения. И все это с элементами игры.

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  4

Метроном хорошо помогает при нарушениях речи. Когда ребенок умеет отбивать определенный ритм, он быстро учится читать по слогам. Развивается координация движений, быстрота реакций.

Вторая методика, о которой стоит упомянуть — мозжечковая стимуляция. Занятие проходит в игровой форме, где задача ребенка устоять на подвижной платформе. Цель — научить головной мозг правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, языковые механизмы, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку, укрепляется весь организм: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.

Кстати, на мозжечковую стимуляцию ходят и взрослые, особенно спортсмены, которым важно уметь контролировать положение тела в пространстве.

Дети, которые приходят к нам в Центр, очень любят тренажер зрительной интеграции — «Колибри». С его помощью ребенок отрабатывает зрительные функции, расширяет поле зрения, улучшает память, зрительную координацию и вырабатывает устойчивое внимание. По сути, тренажер представляет собой большой экран, на котором появляются разные упражнения, например, следить за крабиком или собирать пазлы. Все это ребенок делает только глазами, а специальная программа следит за тем, куда смотрит ребенок, моргает или нет. И если, например, ребенок теряет фокусировку на крабике, то он уползает.

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  5

Ребят, которым сложно дается математика, мы отправляем на программу «Нумикон». В «Нумиконе» числа от одного до десяти представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы «Нумикона» устроены так, что в учебном процес­се задействуются разные сенсорные каналы: слух, зре­ние, осязание, а также подключается движение и речь.

Сколько занятий в среднем необходимо ребенку, чтобы улучшить ту или иную когнитивную функцию?

— Чем больше мы вкладываем в ребенка, тем лучше. Вообще, конечно, эффект от занятий — это вещь очень индивидуальная. Но в среднем эффект от посещения Центра когнитивных технологий заметен уже после первых 15-20 занятий. Каждое улучшение, которое мы замечаем у ребенка, — это всегда радость и победа. Особенно в трудных случаях. К нам обращаются родители детей в том числе и с расстройством аутистического спектра. И очень приятно видеть результат нашей коллективной кропотливой работы, особенно когда такие дети могут узнать тебя в коридоре и поздороваться.

Хотели как лучше, а получилось… Почему излишние чтение и математика вредят ребенку  6

Что вы посоветуете родителям первоклашек?

— Важно не торопить события, дайте ребенку возможность развиваться самостоятельно, но не бесконтрольно. Если хочется прокачать его навыки, делать это стоит аккуратно, без давления, в игровой форме. Далее, если вам кажется, что с вашим ребенком что-то не так, идите к специалистам, которые подтвердят или опровергнут ваши опасения.

Читайте также на DK.RU: Ребенок начал щуриться? Как спасти зрение школьнику

 

Реклама 

https://www.ugmk-clinic.ru/ 

Самое читаемое
  • «Высоцкий-2» обойдется Андрею Гавриловскому в $150 млн«Высоцкий-2» обойдется Андрею Гавриловскому в $150 млн
  • Как скажется на бизнесе переход на единый налоговый платеж — Роман РечкинКак скажется на бизнесе переход на единый налоговый платеж — Роман Речкин
  • Экономисты вновь прогнозируют обвал национальной валюты до 70–80 руб. за долларЭкономисты вновь прогнозируют обвал национальной валюты до 70–80 руб. за доллар
  • «Мы будем вынуждены пожертвовать доходностью. Но это плата за спокойный сон инвестора»«Мы будем вынуждены пожертвовать доходностью. Но это плата за спокойный сон инвестора»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.