Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«В России изучение языка стало острой необходимостью, а не обязанностью или хобби»

Школа английского языка сегодня: бессмысленный слив бюджета в соцсети, проблемы с методистами и планирование в режиме «сегодня ученик есть — завтра нет».

Алиса Храмченкова, основательница онлайн-школы английского языка EngFord, рассказала DK.RU о том, кто и зачем сегодня Изучает английский язык в России, почему определяющими в борьбе на рынке могут стать пересмотр проверенных методик и риск пойти туда, откуда все уходят, и как простые reels, записанные в пандемию, могут привести к успешной бизнес-модели.

— Алиса, как  вам вообще пришла в голову идея открытия онлайн-школу английского языка? Есть ощущение, что этот рынок уже достаточно насыщен.

«В России изучение языка стало острой необходимостью, а не обязанностью или хобби» 1— Школа появилась в конце 2021 года как логическое продолжение репетиторства. На тот момент я преподавала английский уже семь лет, у меня было около 60 учеников. С началом пандемии возникла необходимость переходить в онлайн, я стала активнее вести блог, основной темой которого стал образовательный контент.

В коротких видео я объясняла грамматику и лексику языком, доступным даже тем, кто не знает английский и думает, что для обучения нужен особый талант. Партнером в этих видео стала моя восьмилетняя ученица. Людям это нравилось, потому что, во-первых, им становились понятны сложные вещи, а во-вторых, они видели, каким может быть учитель английского языка — образ сильно отличался от школьного. Так, через социальные сети, ко мне стали приходить новые ученики, которых я не могла взять на репетиторство, потому что уже была загружена. 

Сначала я просто отказывала, а потом решила найти преподавателей, чтобы передавать им учеников за определенный процент. Так мы работали с тремя преподавателями на протяжении полугода.

Потом я подумала, что нужно менять формат, так как было сложно контролировать и качество обучения, и свой доход — риск того, что ученики будут напрямую договариваться с учителями, был достаточно высок. Тогда мне и пришла мысль открыть собственную школу. 

Чувства, что рынок перенасыщен, не было, потому что не было проблем с поиском учеников. Скорее наоборот — я ощущала, что потребность в изучении английского только растет. Знание языка сегодня уже не преимущество, а обязательный навык человека, который хочет иметь высокооплачиваемую работу, путешествовать и узнавать другие культуры. Согласно исследованию Высшей школы экономики,  владение английским может обеспечить уровень зарплаты выше в среднем на  11-27%.

— Что было самым сложным в первые месяцы работы и как удалось преодолеть эти сложности? 

— Самым сложным стало то, что я не умела продавать. Для поступления в школу EngFord обязательным является бесплатное занятие, на котором мы определяем уровень студента и его  цели. На этом занятии и совершается продажа. Я платила преподавателю, который проводил бесплатные тестовые занятия, фиксированную сумму за каждый урок, независимо от того, состоялась продажа или нет. Он умел преподавать, но не продавать. А я не умела ставить KPI и мотивировать.

Сейчас у меня работают менеджеры по продажам, которые одновременно учатся в школе английского, благодаря чему знают продукт очень глубоко. У них есть KPI и система мотивации. В итоге конверсия продаж с теплого трафика из моего блога составляет 90%, с холодного — 40%.

Вторым сложным моментом стала разработка программы обучения. Я долго искала методистов, которые бы учли все мои требования. Мне пришлось поработать с 50 людьми, чтобы найти двух, которые были со мной на одной волне. Основным требованием к программе было ее наполнение современными материалами — сериалами, песнями, подкастами, книгами, по которым можно изучать актуальный язык, а не его версию из учебника. Чтобы изучение языка проходило в удовольствие, программа должна отражать интересы моей целевой аудитории, а это молодые люди от 18 до 35 лет.

Первые три месяца программу тестировали на мне, главном преподавателе школы, а также на группе учеников, которые давали обратную связь после каждого урока.

Третья проблема — постоянный доступ к покупке разовых занятий.  Такая система оказалась неэффективной для бизнеса, потому что мы не могли планировать продажи, а, соответственно, и ресурсы, необходимые для их обработки. Она оказалась неэффективной и для студентов, потому что постоянная доступность и низкие цены способствовали тому, что они могли нерегулярно заниматься или делать большие перерывы в изучении. Так невозможно увидеть прогресс в изучении языка, что может сильно демотивировать. Сейчас уроки продаются только четыре раза в год курсом на 2, 3, 6 и 12 месяцев. Это проверка серьезности намерений учеников. Как показывает практика, те, кто готов заранее оплатить большое количество занятий, ставят изучение языка в приоритет. В результате сейчас 80% студентов продолжают обучение в школе, переходя на следующий уровень. Сейчас у нас почти 300 постоянных студентов и 30 преподавателей. 

— Работа школы до и после 24 февраля 2022 г.: как изменились рынок и запросы клиентов? Понадобились ли какие-то экстренные меры для поддержания работы школы или, наоборот, студентов стало только больше?

— Для моего бизнеса все изменилось в лучшую сторону, но произошло это совсем не сразу. Пришлось пройти через кассовый разрыв и сменить бизнес-модель. После блокировки в России социальной сети, которая была единственным каналом продвижения моей школы, я, как и все, ринулась во «ВКонтакте». Тогда мало кто понимал, как там работает таргет. В итоге я вкладывала деньги в рекламу, которая не окупалась —учеников не прибавлялось. В какой-то момент мои расходы на персонал и вложения в продвижение стали превышать доходы, и я даже планировала закрыть школу. 

Но вместо этого решила вернуться в социальную сеть, которую запретили в России. Охваты там упали на 30%, но было заметно, что осталась аудитория, которая нуждается в качественном контенте и ради этого готова преодолевать трудности с доступом в соцсеть. Я продолжила делать образовательный контент в новом формате, reels, и за четыре месяца смогла увеличить количество подписчиков в десять раз, не потратив на продвижение ни копейки. Сегодня среди моей аудитории больше потенциальных учеников, чем было до 24 февраля. 

Вообще, после февральских событий запросы аудитории изменились. Сегодня в школе 90% процентов учеников, которые пришли изучать английский в связи с тем, что переехали или собираются это сделать. Изучение языка для них стало острой необходимостью, а не обязанностью или хобби. 

— Как разумнее всего продвигать онлайн-школу иностранных языков сейчас, с чем и с кем точно не стоит работать, откуда на самом деле приходят клиенты?

— Я считаю продвижение через личный бренд в социальных сетях самым эффективным для тех, кто выходит на этот высококонкурентный рынок. Это не требует затрат на маркетинг, что позволяет конкурировать со школами-гигантами, рекламные бюджеты которых не ограничены.

Я бы не советовала работать с блогерами-миллионниками, которые привлекают своих подписчиков за счет накруток, такая аудитория редко разделяет интересы блогера и не воспринимает его рекомендации.  У меня, конечно, был опыт такой работы, в результате ко мне не пришло ни одного потенциального ученика. 

Очень эффективно сотрудничать с блогерами до 50 000 подписчиков. В этом случае аудитория воспринимают рекламу как их рекомендацию из-за высокого доверия и лояльности к блогеру.

— Чего вы ждете от рынка России в будущем? Как планируете работать дальше?

— Интерес к изучению языков в России только растет. Например, в 2019 году мы занимали 48 место в мире по уровню владения английским, а в 2021 уже 40-е. Обстоятельства последнего времени повысили необходимость в изучении английского. Подстраиваться под изменения целесообразно одним способом — создавать продукты, которые удовлетворяют  актуальные потребности клиентов.  Сейчас, например,  это английский для тех, кто переехал или планирует переезд, сегодня мы формируем программу именно с учетом таких запросов.

Ранее на DK.RU: «Здесь я полюбила даже те предметы, которые не признавала в другой школе»

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.