Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Три способа решить проблему с самокатами. Мнение юриста

Три способа решить проблему с самокатами. Мнение юриста
Иллюстрация: DK.RU

Пешеходы передвигаются со скоростью 5-8 км/ч, а электросамокаты — 25-90 км/час по одним и тем же тротуарам, что травмоопасно. Это актуально для всех крупных городов мира. Екатеринбург — не исключение.

Количество ДТП с самокатами растет с каждым годом, это показывает статистика. Не проходит и недели без новостей о происшествиях с самокатами, где есть пострадавшие. Уже понятно, что электросамокаты стали проблемой на городских улицах и что ситуацию надо взять под контроль, но кто может это сделать и как?

Юрист юридического агентства «DF» Евгений Осинцев считает, что зона правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) сейчас «находится в состоянии дикости», по идее, цивилизовать эту сферу может только федеральный законодатель. У муниципальных властей не так много вариантов воздействия на ситуацию, но они есть.

DK.RU поговорил с экспертом о том, как можно усилить контроль за самокатами на местном уровне.

Три способа решить проблему с самокатами. Мнение юриста 1Способ первый. Крайне радикальный

— На сегодняшний момент есть несколько путей «выруливания» из этой ситуации. Один из них крайне радикальный. Примером является Париж. Там буквально этой весной был проведен референдум: жители проголосовали, что со следующего года подобного рода самокаты, то есть электрические, разгоняющиеся и так далее, здесь будут полностью запрещены.

Конечно, многие жалуются. Недовольны доставщики и те, кто привык передвигаться не сидя в общественном транспорте, а на свежем воздухе — это очень удобно. Но! Референдум большинством голосов решил, что в Париже не может и не должно быть подобного рода вещей. Потому что травмоопасность и непредсказуемость этого транспорта переходит границы, потому что он загромождает проходы и проезды. Дошло до того, что жители Парижа начали выкидывать электросамокаты в Сену, лишая доходов кикшеринговые компании.

И вот мэр Парижа организовала и провела референдум и получила результаты: больше этих самокатов в городе не будет. Что особенно актуально с учетом предстоящей Олимпиады, когда по улицам будет ходить очень много людей. Это радикальный вариант.

Формально мэр Екатеринбурга может также провести референдум, как мэр Парижа. Но, к сожалению, местные власти не смогут реализовать решение данного референдума. Это связано с особенностями нашего законодательства.

У нас законодательство распределено по сферам своего воздействия на федеральное, региональное и муниципальное. Того, что референдум теоретически может быть проведен, мало, у него должны быть правовые последствия. В данном случае сфера дорожного регулирования неподконтрольна местной власти. Вопросы дорожного движения — это вопросы исключительно федерального законодательства.

Но если вопрос развернуть по-другому: например, запретить использование земельных участков, расположенных в городе Екатеринбурге, для парковки и временного хранения такого рода транспортных средств, тогда почему бы и нет? Как зайти на такой референдум — это вопрос, требующий проработки.

Способ второй. Средневзвешенный

Второй вариант, назовем его medium, заключается в том, чтобы изначально все имеющиеся электрические самокаты, хоть принадлежащие кикшеринговым компаниям, хоть покупающиеся частными лицами, принудительно ограничить в скорости передвижения программно-техническим способом. Например, до 15 км/час. Для того чтобы лицо, передвигающееся на нем, просто имело физическую возможность как-то среагировать, затормозить и так далее при возникновении непредвиденной ситуации.

В этой же медиум-программе возможны правовые решения следующего рода: признать транспортные средства, разгоняющиеся до или имеющие возможность разгоняться до максимальных величин, источниками повышенной опасности. И ставить их на соответствующий учет, исходя из технических характеристик.

Таким образом, все электросамокаты могут подлежать учету. То есть, если ты покупаешь самокат на рынке или с рук, то обязан в течение определенного времени поставить его на учет. И полиция имеет право остановить самокатчика, проверить, стоит ли на учете данное транспортное средство, и оштрафовать владельца, если он вовремя не оформил СИМ. И все остальное по аналогии с другими ТС — парковка, госномера и так далее.

И мы понимаем, что чем жестче будет наблюдение, тем жестче будет статистика, тем больше государство будет контролировать эту сферу. То есть данный мидл-вариант имеет тенденцию к саморазвитию.

И один из способов воздействия на ситуацию как раз связан со сбором статистики. Я бы на месте журналистов и общественных организаций, которые работают в сфере безопасности дорожного движения, долбил бы ГИБДД (как региональную, так и федеральную) на предмет того, что статистика сейчас ведется плохо — «почему вы ее не ведете, почему вы от нас это скрываете».

Да, мы знаем отдельные случаи, когда пострадавшие получают сильные травмы, или пострадавших много, или когда столкновение с самокатом приравнено к ДТП. А сколько пострадавших в происшествиях с самокатами, которые не признаны ДТП — такой статистики нет. Причем как на уровне ГИБДД, так и на уровне судов. Хотя именно туда поступают все исковые заявления о возмещении вреда здоровью. Я думаю, если бы эта судебная статистика была раскрыта, все удивились бы, как много происходит происшествий, которые с юридической точки зрения не являются ДТП.

Чем больше общество будет знать о том, сколько происшествий происходит с СИМ, тем скорее появятся общественная реакция и разного рода инициативы, чтобы заставить законодателя приравнивать самокаты к источникам повышенной опасности со всеми вытекающими юридическими, организационными и административными последствиями.

Способ третий. Точечное вмешательство в хаос (в состояние дикого правового регулирования)

Еще один способ воздействия на ситуацию — это то, что у нас есть на сегодняшний момент. Это, по сути, вообще дикое состояние, точечное договорное решение на региональном уровне. Например, мэр Москвы топнул ножкой и сказал: «Все кикшеринговые организации обязаны обеспечить снижение скорости электросамокатов до 25 км/час». Но мы же понимаем, что это решение для компаний, а электросамокаты, которые находятся в частном владении, — с ними что? 

Также мы понимаем, что никаких действенных механизмов контроля за кикшеринговыми компаниями нет. Они сказали «мы снизим», а по факту может оказаться, что самокат ехал с большей скоростью. Какое воздействие в данном случае? Штраф? По сути, никакого. То есть это популистское, локальное, региональное воздействие.

Ситуация с самокатами — это даже не серая, а абсолютно непрозрачная зона. Пострадавший остается наедине с законом, когда должен доказывать, что он как пешеход шел хорошо и правильно, а другой пешеход, который пользовался каким-то приспособлением, причинил ему ущерб здоровью. Это серьезные расходы, больничный, который будет оплачивать страховой фонд, а не сам причинитель вреда.

Стоит подчеркнуть следующее: в нашем законодательстве установлено правило, по которому водитель транспортного средства всегда презюмируется виновным, то есть его вина присутствует всегда. Таково положение закона: пострадавший доказывает не столько вину водителя, он доказывает, что сам себя вел добросовестно. Тогда он сможет получить 100% компенсации. Если он был пьяным и не там шел, то просто может получить сниженный размер компенсации.

В отношении водителей самокатов этой презумпции нет. И получается, что в данном случае пострадавший еще и должен доказать, что водитель электросамоката виновен. Поэтому для этих случаев ситуация считается юридически более усложненной, по сравнению с теми же мопедами.

В ДТП с участием самоката и автотранспортного средства законодатель, находясь в молчании, отдает все на откуп конкретного судьи.

В одном случае судья придет к тому, что самокат — это транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности, и в аварии будет изучаться вина каждого участника. А в другом случае судья посчитает, что СИМ не является ТС, ведь в законе и в нормативных актах МВД такого пункта нет. И поэтому тот, кто был за рулем автомобиля, априори виноват, а тот, кто летел как угорелый через перекресток, вообще ни в чем не повинен. Водитель с точки зрения справедливости становится без вины виноватым.

В данном случае, чтобы доказать свою правоту, у водителя автомобиля должны быть видеозаписи регистратора, записи камер, свидетели, которые скажут, что самокатчик плохо управлял или был пьяным. Что свидетельствует о том, что размер компенсации такому пострадавшему и его наследникам надо снижать. Но она все равно будет. И это с точки зрения справедливости, конечно, несправедливо.

Мы часто наблюдаем, что электросамокаты гоняют со скоростью не меньшей, чем у мопедов. А у некоторых самокатов еще и вес такой же. При этом устойчивость у самоката значительно меньше. Сейчас на них ездят еще и вдвоем, и втроем, что тоже не урегулировано никакими правилами ГИБДД. Хотя, по сути, нужно останавливать людей и снимать их с самоката.

Запретить использовать самокаты в дни массовых мероприятий местные власти, скорее всего, не смогут с точки зрения закона. Потому что это оборудование уже допущено до российского рынка, сертифицировано всеми госорганами, значит, может эксплуатироваться по своему назначению.

Можно привести аналогию с алкоголем. В законе о регулировании алкогольного рынка есть специальные оговорки, по которым местные органы исполнительной власти могут запрещать или локализовать продажи алкоголя в дни определенных событий. Если бы такого рода оговорки были в ПДД, можно было бы запрещать использование самокатов в конкретных локациях, например, в парках, или во время праздников с большим скоплением людей.

Также можно было бы ограничивать электросамокаты технически дистанционно. Например, на лизинговые автомобили устанавливают специальные блокираторы — принудительное заглушение двигателя, если не был осуществлен очередной платеж. На самокаты можно было бы установить подобные ограничители и контролировать не только скорость передвижения, но также вес и количество ездоков.

Как только законодатель что-то скажет, это будет выполняться. А сказать что-то нужно, иначе мы рискуем здоровьем огромного количества людей. Последствия наезда самоката могут быть тяжелыми для всех, но для детей и пенсионеров — особенно. Чаще всего, как мы видим из новостей, страдают от самокатчиков именно дети.

Получается, что федеральный законодатель просто закрывает глаза и ничего не делает, кроме отдельных членов депутатского корпуса и некоторых чиновников. В любом случае, пока комплексного решения того, что можно и что нельзя, нет. Вот это я и называю состояние дикого правового регулирования, которое нужно изменить.

Читайте также на DK.RU: Суд признал электросамокаты транспортным средством, но это ничего не меняет.

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.