Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

44,9 млн россиян слушают музыку и готовы за нее платить, невзирая на санкции

Россияне выбирают иностранные музыкальные сервисы, несмотря на проблемы с доступом и оплатой. Это единственная возможность услышать западные новинки и ушедшие из РФ группы.

Общее число людей, которые слушают музыку онлайн в России, во втором квартале 2023 г. было оценено в 44,9 млн, а год назад — в 45,5 млн. Причем 12,9 млн человек платят за музыкальный контент (это может быть постоянная подписка на сервис или разовая покупка трека).

Наиболее популярным сервисом в России, по данным исследования проекта Mediascope BrandPulse, остается «Яндекс.Музыка». Его доля по сравнению со вторым кварталом 2022-го выросла на 2 п.п., до 73%. Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в нем участвовали люди в возрасте 14–64 лет, проживающие в российских городах с населением от 100 тыс. человек. Всего было опрошено 51,7 млн человек. 

Доля «Музыки ВКонтакте» увеличилась на 4 п.п., до 67%. При этом доля «Музыки в Одноклассниках» (существует с 2011 г.) во втором квартале этого года составила 29%, «МТС Музыки» (с 2016 г.) — 11%, немецкого сервиса SoundCloud — 6%.

Чем моложе слушатель, тем больше вероятность, что он готов платить за качество звука и удобный интерфейс, рассказал Mediascope BrandPulse. Так, среди людей 14–34 лет слушают музыку за деньги 37%, среди людей 35–44 лет — 24%, среди 45–54-летних — 16%, а среди 55–64-летних — только 10%.

Доля YouTube Music от общего числа слушающих музыку в России составила 37%. Показатель снизился на 16 п.п. по сравнению с тем же периодом прошлого года, но вырос на 4% по сравнению со значением первого квартала. Также сократилась доля Apple Music и сервиса «Звук», но оба сохранили заметные позиции, занимая 12 и 11% соответственно. При этом сервис Apple Music в последние месяцы работает с перебоями. В отзывах в App Store пользователи жалуются, что проигрывание песен «зависает», пропадает список сохраненных треков, происходит внезапное списание денег и др.

Доля Apple Music по сравнению с первым кварталом выросла на 2 п.п. В случае сервисов YouTube Music и «Звук» произошел «скачок», вызванный внешними факторами (ребрендингом или сменой логотипа у каждого из сервисов — эти параметры существенно влияют на узнаваемость бренда в ходе исследования).

Зарубежные музыкальные сервисы Deezer и Spotify проект BrandPuls не оценивал. Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов обратил внимание на проблему отсутствия в статистике Mediascope данных об аудитории Spotify и Deezer, без которых рынок не оценить полностью. По итогам 2020 г. «МегаФон» сообщал, что Spotify занимал у российской аудитории третье место по популярности с долей 12,1% по аудитории, тогда как у Apple Music и YouTube Music было 10,2 и 1,6% соответственно. В то же время Сафронов замечает, что локальные музыкальные платформы в мире имеют лишь несколько стран, а в России их даже несколько:

Но их репертуар сейчас заметно ограничен — пропала основная часть международного, в первую очередь англоязычного, контента в связи с уходом тройки ведущих международный лейблов, большая часть весьма популярного в России украинского контента, а также ряд заметных российских исполнителей. Многое из этого (хоть и не все) можно найти на зарубежных платформах — конечно, пользователи стремятся получить недостающее.

В конце 2021 г. всех удивил взлет Spotify, который очень быстро после своего старта в России стал самым обсуждаемым в руссскоязычных соцмедиа музыкальным сервисом, согласно исследованию Brand Analytics, рассуждает директор по стратегическим коммуникациям этого агентства Василий Черный:

Это было неожиданно, так как сервисы музыки от VK и «Яндекса» уже были весьма популярны и распространены в России. На слуху был также «Сберзвук», использовались такие зарубежные сервисы, как SoundCloud, YouTube Music, TIDAL, Deezer. Сейчас ситуация изменилась. Пользование зарубежными сервисами очевидно снизилось, но не обнулилось — многие российские пользователи завели себе карты иностранных банков или нашли другие способы оплаты зарубежных сервисов. В то же время «Яндекс.Музыка», и «VK музыка» очень развитые и удобные сервисы. Они входят в комплексные подписки, успешно продвигаются и удовлетворяют запросам большинства пользователей.

Эксперты считают, что часть аудитории «обратилась к сервисам, находящимся вне легальной зоны», то есть к пиратам. После начала специальной военной операции на Украине ряд иностранных сервисов заявил об уходе из России. В частности, письма о завершении работы своим подписчикам в марте прошлого года разослал Deezer. С середины апреля перестал работать Spotify.

Самое читаемое
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.