Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Это была моя мечта с 1998 года». Зачем предпринимателю свое ТВ, радио и издательство?

Бизнес вообще похож на беговую дорожку: нажали кнопочку и всё — не бежать нельзя, иначе упадешь. Как параллельно с созданием оператора «Интерра» создавалась медиагруппа «Интерра Медиа».

Сегодня в медиагруппу «Интерра Медиа», которой руководит сооснователь и директор ООО ТГ «Интерра» Виталий Листраткин, входят сайт, радиостанция, телеканал, интернет-магазин, издательство. Но путь становления группы был долгим и начался еще в 1998 г. Как исполнилась мечта длиною в 25 лет — в интервью на DK.RU. 

С чего началась история «Интерра Медиа»?

— История стартовала в 1998 г., когда я купил домен pervouralsk.ru и начал пробовать на коленке создавать сайт. Тогда интернет был доступен через модемное соединение: с городского телефона нужно было позвонить на коммутатор телефонной станции и получить довольно тощий доступ в интернет. В 1998 г. интернет был развлечением для фриков, и так продолжалось примерно до 2003 г. 

В 2004 г. у нас появился программист, который писал код на сайт, а в 2005 г. к команде присоединился редактор, который отвечал за новостное наполнение. 

Силу медиа я почувствовал, когда благодаря публикации на сайте я принудил заблокировать сим-карту человека, который в смс угрожал мне убийством (историю я подробно описал в своей книге «Жизнь в стиле  бизнес»). Вот тогда впервые ощутил, что опубликованная в медиа информация обладает влиянием. 

«Интерра Медиа» возникла раньше оператора «Интерра», или два проекта развивались параллельно?

— Хронологически ростки  «Интерра Медиа» проросли  раньше. Потому что официальная деятельность провайдера «Интерра» началась в 2001 г., а сайт — уже в 1998 г. 

Но вообще «Интерра Медиа» и «Интерра» развивались параллельно. Я изначально понимал, что собственный сайт закрывает потребность в рекламном продвижении и позволяет серьезно оптимизировать расходы на рекламу, чтобы продвигать деятельность операторской компании. 

Периодически я пытаюсь прикинуть, во сколько мне бы обошлась реклама провайдерских услуг, если бы я покупал ее на рынке, а не размещал на собственном ресурсе. Разница примерно 1:4, экономия существенная. 

Довольно долго в «Интерра Медиа» входил только сайт pervouralsk.ru. Когда началось активное развитие группы?

— В 2010 г., когда появилось желание создать свою радиостанцию. Тогда стало понятно, что штат редакции нужно расширять и нанимать людей, которые будут отвечать за новостную повестку, за развитие проекта.

Сейчас, чтобы занять радиочастоту, нужно проходить конкурс, но в региональных городах частоты отдавали без него, так было примерно до 2015 г. То есть грамотно составили заявку, частота оказалась свободна, и мы ее забрали — так появилось радио Интерра FM. В музыкальном плане станция сильно отличалось от других радиостанций — везде попса, а у нас рок. Сегодня Интерра FM присутствует в шести городах Свердловской области.

Но не будем забывать, что радио — это не только про музыку, но и про рекламу. Мы собственным проектом частично закрывали потребность в продвижении оператора «Интерра». Тогда я второй раз (первый был, когда открыли pervouralsk.ru) оценил, какой ресурс оказался у нас в руках. 

Для полноты медиагруппы не хватало только собственного ТВ. Как появилось это направление?

— Телеканал появился спонтанно. У каждого бизнесмена рано или поздно свербит идея подепутатить, причины разные, одна из них — закрыть гештальт по самореализации. Меня эта идея не обошла стороной и я тоже пошел на выборы. Как раз начало депутатского опыта показало, что наличие прямого доступа к телевидению необходимо. 

Эфирное вещание телевизионного сигнала тогда предоставлялось избирательно, это был сложный путь, и мы решили по нему не идти. Как потом оказалось, поступили абсолютно правильно, потому что в итоге те частоты государство изъяло, а вещание мигрировало в кабель и цифру. 

Мы же изначально начала вещание в кабельных сетях. Но очень скоро поняли, что собственное ТВ нам не потянуть: чтобы вести линейный эфир, нужно иметь буквально чемоданы денег.

Но вы не забросили эту идею.

— Примерно год поиграли в линейный эфир и решили, что пора заканчивать, потому что  классическое ТВ попросту сжигало деньги. В итоге перешли на ту схему, по которой работаем по сей день: у нас есть съемочная команда, небольшая студия, есть авторы сценариев, есть продакшн, который монтирует ролики. Итоговый продукт выкладываем в социальные сети и частично отдаем в эфир телеканала «Интерра ТВ».

В своей книге «Жизнь в стиле бизнес» вы пишете, что те, кто занимается операторскими услугами, рано или поздно задумываются о создании интернет-магазина, чтобы что-то продавать. Вы не стали исключением.

— Практически все операторы идут этим путем и создают интернет-магазин, где чаще всего продают оборудование: роутеры, ТВ-приставки, коммутаторы и прочую периферию. Мы зашли совсем с другой стороны. 

В 2014 г. жена подарила мне виниловый проигрыватель, я купил несколько пластинок. Потом мне начали дарить пластинки, их становилось порядочно, и возникла идея: почему бы не продать? С этого началась история «Интерра Маркет».

Чтобы собрать коллекцию для магазина, во-первых, мы использовали и используем сарафанное радио: знакомые твоих знакомых узнают, что ты продаешь виниловые пластинки, а потом у кого-то из них в окружении умирает коллекционер и дети не знают, что делать с коробками виниловых пластинок. Несут к нам. 

И, во-вторых, в городах нашего присутствия мы давали объявления в местных газетах, что готовы приехать и купить оригинальные советские грампластинки, звоните. Мы очень хорошо пропылесосили Свердловскую область в этом плане. 

УБРиР

Изначально планировали продавать пластинки и книги. Первая книга, которую начали продавать в нашем интернет-магазине, была моего авторства. Это сборник рассказов «Мы» 2010 г., в 2015 г. я выпустил еще одну книгу — «Дом Ра».

Потом стали приходить знакомые, предлагали бесплатно забрать у них книги, те самые, которые с советских времен в стенках стояли.  Забирали… Само собой получилось, что в одной из коллекций, которую мы купили, были CD. Стали их продавать тоже. Также появились аудиокассеты, подборки журналов. 

В магазине на сегодняшний день представлено 14 тыс. уникальных пластинок, примерно 4 тыс. уникальных книг и 2 тыс. дисков. Если принимать во внимание дубли пластинок и книг, то общая емкость магазина порядка 30 тыс. товаров.

Продажи идут хорошо? Вложения окупились?

—  Ну, наверное, раза три окупились. Выручка магазина составляет 1,5-2 млн в месяц при довольно высокой рентабельности. 

На мой взгляд, покупают винил, потому что мы продаем ностальгию, в первую очередь. Послушать музыку и в телефоне можно, другое дело подержать в руках пластинку — это эмоции. По идее, у каждой позиции есть свой покупатель. Другое дело, что товар требует каталогизации, контроля, хранения на конкретной полочке и прочего. 

Бывают случаи, когда покупаешь пластинки лотом из расчета 200 руб. за штуку, а в коллекции оказываются пластинки, которые стоят 2-3-5 тыс. руб. — жемчужины. Мы раза три покупали такие коллекции, которые оказались настоящим кладом, за подобным люди обычно ездят в Стокгольм.

Вы ведь тоже ездили в Стокгольм. Большую коллекцию пластинок оттуда привезли?

— Первый раз я летал в Стокгольм на самолете, просто на разведку. Каждый день ходил на почту и отправлял партию пластинок.

А второй раз мы поехали с товарищем на машине, потому что так проще перемещаться. Это было начало 2020 г., если помните, в конце февраля весь мир сел на карантин, границы закрылись. То есть буквально успели вернуться в Россию за неделю до начала карантина. Я в том путешествии остался без загранпаспорта, удивительная поездка оказалась… 

В книге вы упоминаете, что после 2022 г. продажи винила и работа интернет-магазина сильно изменились.

— Выручка магазина упала и пришлось креативить, искать проекты, которые могли бы выручку поднять. Так появился новый проект — малотиражная типография. 

Вы запустили типографию «Интерра Медиа» в 2023 г., как это было?

— До настоящего момента я и мой товарищ, который пишет прозу, издавали собственные книги на стороннем книжном ресурсе — сложный, долгий и не самый приятный процесс. Муторное взаимодействие с редактором, корректором, дизайнером, и, честно говоря, стоимость продукта ого-го.  

И зачем мне эта нервотрепка, подумал я. Добавили издательский ОКВЭД, проработали  юридические аспекты. Разобрались в стартовом технологическом наборе, купили оборудование, запустились. Теперь все делается быстро и без проволочек. За три месяца издано семь книг под нашим ISBN — это довольно приличная скорость. Недавно переиздали книгу Павла Распопова «Река Ай» — отдельно горжусь этим изданием. 

Вы сотрудничаете со сторонними авторами?

— Конечно, но пока что берем небольшие объемы. Учитывая заказы на печать рекламной продукции, загрузка у типографии сейчас 200%.

Вы могли в 1998 г. представить, что к 2023 г. у вас будет медиагруппа из пяти самостоятельных проектов?

— Собственно, это и была моя мечта! А в этом году я, пользуясь случаем, купил специальный домен interra.media, на котором как раз в единое целое собраны все медийные проекты. 

При этом каждый из них приносит деньги, это не просто увлечение.

— Ни один предприниматель не делает проекты в режиме хобби. Даже если строгает что-то в гараже рубанком, он лелеет мечту о том, что его продукцию будут покупать, а не о том, что она будет стоять на полке в том же гараже и просто радовать его глаз. 

Для предпринимателя очень важно, чтобы у него все колосилось и приносило деньги. Хобби — это гулять с собакой, а проекты должны быть хоть по минимуму, но монетизированы.

Какие планы развития медиагруппы? Можно ли сказать, что интерес сместился с операторского бизнеса в сторону медийного?

— То, что вы спрашиваете, звучит как: «Кого из детей вы любите больше?». Ответить на этот вопрос нельзя. В операторском бизнесе «Интерра» все налажено, там прямое мое участие давно не требуется, я туда не лезу, но в курсе, куда что движется. 

«Интерра Медиа» требует больше моего времени, ибо стартап, по сути. План на следующий год очень простой: не умереть. Проект должен выжить, а жизнь дальше подскажет, в какую сторону шагать особенно энергично. И, надеюсь, когда-нибудь издательство вырастет в крепко стоящий на ногах проект. 

Нужно быть очень деятельным человеком, чтобы успевать вести такие разные бизнес-проекты.

— Бизнес вообще похож на беговую дорожку: нажали кнопочку и всё — не бежать нельзя, иначе упадешь. И когда какой-то предприниматель вещает, как он вышел из бизнеса, сидит, отдыхает, получает удовольствие от жизни — не верьте ему. Лукавит) 

Читайте также на DK.RU: 

«Хочу, чтобы никто не называл таких, как я, жуликами». Вышла книга Виталия Листраткина

«Это может спасти жизнь». Как уральский провайдер покрывает видеонаблюдением города

«Когда какая-нибудь тварь из внутримкадья наезжает, мы говорим: «А вы были в Дегтярске?»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.