Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Что цифровизация может дать малому бизнесу и почему выгоднее ее полюбить, чем бояться

Топ-4 главных страха небольших компаний перед цифровизацией: огромные бюджеты, нехватка времени, сопротивление сотрудников и отсутствие специалистов по внедрению ИИ. Все они решаемы, пояснила эксперт.

Что мешает небольшим компаниям внедрять технологии в процессы, как справляться с этими сложностями и что это дает бизнесу? На вопросы DK.RU ответила Мария Мустафаева, специалист по цифровому развитию бизнеса, стратегический консультант, основатель клуба «Цифровые лидеры бизнеса» и автор программы «Цифровая трансформация бизнеса» в рамках нацпроекта «Демография».

— Для начала разберемся с понятиями. Цифровизация бизнеса — это не просто хаотичное внедрение технологий. Это создание комплексной технологической стратегии, которая позволит компании стать более гибкой, рентабельной и эффективной, подготовиться к переходу к цифровой трансформации.

А цифровая трансформация — это уже выход на принципиально иной уровень, создание качественно новых процессов и бизнес-моделей. Примером может послужить путь компании Uber. В свое время она отказалась от владения активами и рабочей силой, сделала ставку на использование внешних ресурсов и тем самым совершила революцию в сегменте такси, а позже и во всем мире сервиса. Сейчас очевидно, что именно такой подход максимально отвечает духу времени и позволяет очень быстро масштабироваться.

Стратегии цифровой трансформации, которые ведут к подобному уровню цифрового просветления, уже внедряются в России «Сибуром», «Газпромнефтью», «Россетью» и другими гигантами. Если тренд расширится, совокупный эффект от технологических инноваций в бизнесе может ускорить рост ВВП страны до 3,4% к 2040 г.

Перед малым бизнесом, конечно, не стоит задача сразу выйти именно на этап цифровой трансформации. Тем не менее амбициозная цель «стать «Убером» в собственной нише» не повредит. А, скорее, приведет владельца компании к новому типу мышления, поможет ему вывести бизнес на путь цифровизации и вырваться вперед. Ведь в среднем предприятия, которые внедрили комплексную систему цифровых решений, растут на 40% быстрее.

Сейчас на этом пути уже находятся 52% некрупных компаний, как показывает индекс цифровизации малого и среднего бизнеса от 2022 г., подготовленный банком «Открытие» и аналитическим центром НАФИ. Это значит, что больше половины собственников замотивированы внедрять и внедряют технологии в бизнес, тогда как остальные все еще сталкиваются с психологическими или организационными барьерами и рискуют навсегда остаться за бортом. Что именно им мешает? И что делать, чтобы дать своему бизнесу шанс на выживание в перспективе ближайших 5 – 10 лет?

Барьер №1: страх больших бюджетов

Многим предпринимателям кажется, что перевод процессов на технологические рельсы — это вопрос сотен миллионов рублей. Такое впечатление взялось не на пустом месте: в медиапространстве и бизнес-сообществе чаще всего упоминаются дорогостоящие кейсы крупных корпораций. Но внедрение технологий, которые упрощают бизнес-процессы, могут позволить себе все. Использование CRM-систем, автоматизированного общения с клиентами, электронного документооборота, искусственного интеллекта в рутинных задачах стало доступным для предприятий с самыми разными бюджетами. А те же корпорации часто выпускают на рынок готовые решения, которые уже показали свою эффективность, и просто подают интересные примеры того, как можно решить ту или иную проблему через технологии. 

Конечно, вдумчивый подход и качественное внедрение технологий совсем дешевыми быть не могут. Около 25% от прибыли на эту цель стоит забюджетировать. Относитесь к этой сумме как к инвестиции, способную принести кратный рост, и «ешьте слона по кусочкам».

Начинайте модернизацию процессов с областей, которые важнее всего для ваших клиентов. Чтобы их выделить, задайте себе вопрос: «Какую пользу это принесет клиенту или партнеру? Насколько эта ценность велика по сравнению со всем остальным?». Например, компания «Ягоды Карелии» автоматизировала процессы, которые были основными для сборщиков ягод — прием, учет дикоросов, а также расчет с контрагентами. Внедрение разработки окупилось за сезон, стало эталонным для отрасли и даже вышло в продажу на маркетплейсе SberCRM под названием «Сезоны сбора». Теперь компания получает от сервиса дополнительный доход, а собираемые данные по сбору ягод использует для развития бизнеса.

Барьер №2: недостаток времени

Собственники малого и среднего бизнеса почти никогда не находят времени на решение стратегических задач, хотя знают, что в перспективе это как раз помогло бы им «вылезти из операционки». В итоге они оказываются в замкнутом круге, выйти из которого можно только усилием воли. Цифровизация требует как раз такого волевого подхода — один раз сесть и определить приоритетные участки, проконсультироваться со специалистом по цифровому развитию, собрать проектную команду, которая работает с такими кейсами.

Выделить несколько часов в неделю на ближайшие полгода. Обычно столько времени занимает реализация технологических проектов в малом и среднем бизнесе.

В результате не только собственник, но и сотрудники смогут освободиться от рутинных задач, направив внимание на участки, требующие более креативного подхода. А в некоторых случаях бизнес и вовсе перестает требовать внимания основателя.

Так, например, произошло с сервисом RusPriority. Владельцы создавали его как высокотехнологичного оператора между лаунджами в аэропортах и банками, и в бизнес-модель были заложены искусственный интеллект, блокчейн и другие инструменты цифровизации. В итоге за полгода проект из стартапа дорос до среднего бизнеса, при этом команда составляет всего 8 человек, а процессы не требуют активного участия самих предпринимателей.

Барьер №3: отсутствие специалистов

Внедрение даже простых инструментов вроде CRM или чат-бота действительно требуют профессионального участия. Но владеть специальными знаниями и уж тем более нанимать людей в штат в большинстве случаев не требуется. Условная модель «Убера» работает и здесь: нужно просто знать, где найти тот или иной ресурс для решения конкретной задачи.

Провести аудит текущих возможностей и предложить вариант развития поможет консультант по цифровой стратегии, который имеет опыт цифровизации в вашей сфере. Внедрит продукт специалист, которого поставщики технологических инструментов предоставляют на некоторых тарифах. Если понадобится что-то нестандартное, разработанное специально под вашу компанию, с этим разберется проектная команда на аутсорсе. И чаще всего выделенного бюджета в размере 25% от прибыли и нескольких часов в неделю от владельца бизнеса действительно оказывается достаточно. И часто оказывается, что этот шаг становится началом большого интенсивного развития.

Например, сеть галерей чая и кофе «Кантата», которая сейчас обладает очень развитой цифровой инфраструктурой для управления процессами, собственными приложениями для пользователей, розничных точек продаж и курьеров, начинала свой путь с аутсорс-решения — платформы InSales. На ней компания запустила первые три онлайн-магазина, и это стало отличным экспериментом для лучшего понимания потребностей бизнеса. А первые успехи в онлайне позволили менеджерам «Кантаты» увидеть перспективу в цифровизации процессов и обосновать ресурс на найм собственной команды внедрения.  

Барьер №4: сопротивление людей

Люди не любят перемен. И это, пожалуй, один из самых сильных барьеров при реализации цифровой стратегии. Можно внедрить сколь угодно удобную и дорогую систему ведения сделок, но продавцы все равно будут хранить контакты клиентов в блокноте, пока не увидят для себя ощутимую выгоду в более технологичном подходе.

Впрочем, то же самое касается и собственников бизнеса. Пока у владельца не скопится очень много «боли» вокруг ручной работы, которую ему приходится выполнять, или пока он не загорится возможностями масштабного роста, все процессы так и будут вестись по старинке, медленно уводя бизнес на обочину индустрии.

Но побороть человеческий фактор можно. Для этого надо работать с мотивацией теми способами, которые подходят конкретным людям. Кому-то стоит наглядно, в цифрах показать возможный профит, кому-то в красках нарисовать негативный сценарий, кому-то рассказать об успехах конкурентов, а кого-то вдохновить примерами компаний-визионеров. И работает это в любой сфере.

Казалось бы, какая цифровизация возможна в ЖКХ? Однако создателям приложения для управляющих компаний «УмЖКХ» удалось привлечь к использованию сервиса даже диспетчеров, сантехников, слесарей и дворников — людей зачастую возрастных и далеких от технологий. В этом помогли не только удобный и понятный интерфейс, приятные глазу цвета и встраивание в бизнес-процессы УК, но и очевидные преимущества для пользователей. Теперь мастер участка может распределять задачи по исполнителям за чашкой кофе дома, а не в котельной на летучке, сотрудники не тратят время на лишние собрания и бумажные отчеты, а диспетчеры принимают заявки от жителей без длительных расспросов по телефону. Бизнес тоже выигрывает: процессы оптимизированы, скорость реакции УК увеличилась, появилась возможность автоматизировать задачи, более не требующие участия человека. 

В течение десяти лет для большинства компаний цифровизация станет не просто приятным дополнением к бизнес-модели, а условием выживания. Ведь в современном мире как никогда работает принцип «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». При этом размер бизнеса и его устойчивость не гарантируют стабильности в будущем. Вспомним, например, крах империи Kodak: его бы не случилось, если бы гигант принял цифровую фотографию всерьез и включил эту технологию в свою стратегию развития.

Читайте также: «Мы достигли уровня, когда насыщение экономики цифровыми девайсами не гарантирует рост»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.