Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Сначала я не воспринимал мыловарение как бизнес. Но оказалось, это больше, чем ремесло»

Никита Зеленюк
Никита Зеленюк . Иллюстрация: Предоставлено героем материала

Предприниматель из Верхотурья — о том, как почерпнул идею для стартапа в исторической литературе и как его мастерская помогает привлекать туристов в родной город.

Пять лет назад, окончив университет, Никита Зеленюк вернулся в Верхотурье и стал работать инженером по кинопоказу в муниципальном кинотеатре. В свободное время он изучал историю родного города и неожиданно для себя нашел идею для ремесленного бизнеса. Оказалось, что в XIX в. в Верхотурье была собственная мыловарня, и, если реализовать подобный проект в современных реалиях, можно неплохо «прокачать» имидж города.

За несколько лет объемы производства выросли с 50 до 2000 кусков мыла в месяц, а недавно о мастерской узнали далеко за пределами региона. В интервью DK.RU Никита Зеленюк рассказал историю бренда «СВерхМы».

Расскажите, почему идея развития мыловаренного производства вас так зацепила?

— Когда я начал изучать историю Верхотурья, обратил внимание на факт, что в 1836 г. у купца Трофима Казанцева в Верхотурье было два заводика — свечносальный и мыловаренный. А до этого слышал легенду о том, что в городе несколько веков назад варили мыло на козьем молоке.

Я задумался: какая все-таки богатая история у нашего города, какой большой потенциал. Но, к сожалению, туристы знают о Верхотурье только как о духовной столице Урала.

Еще несколько лет назад в наших сувенирных лавочках было сложно найти какие-то товары, которые бы по-настоящему отражали нашу историю. Иконы и крестики, так же, как и магнитики с названием города, можно купить в любом другом месте. Хотелось придумать какую-то интересную альтернативу типовой сувенирной продукции.

Рецепт мыла, которое вы изготавливаете, тоже нашли в документах?

— К сожалению, рецепт не сохранился. Но я попробовал воссоздать его с опорой на информацию из исторических источников и адаптировать к современным реалиям.

Известно, что раньше мыло производили из свиного и говяжьего жира, который предварительно растапливали. По этическим соображениям я заменил его на растительные масла — кокосовое, оливковое. Но я продолжил традиции, сохранив легендарный ингредиент — козье молоко. Его я закупаю у местных бабушек — можно сказать, это еще одна местная привязка.

С идеей понятно. А как вы организовали саму мастерскую? Как искали первоначальный капитал, помещение?

— Сначала я стал варить мыло на собственной кухне. Делал небольшие партии по 50 кусочков в месяц в свободное от работы время. Когда появились мысли о расширении, стал подыскивать помещение для аренды. Но потом понял, что у меня все это время был отличный вариант — когда-то мой дедушка построил просторный гараж, который был подключен ко всем необходимым коммуникациям.

Было еще одно обстоятельство, которое сыграло на руку. Друзья поделились ВКонтакте ссылкой на пост о том, что Игорь Алексеевич Алтушкин запускает шоу startup_reality, куда могут заявиться со своими проектами предприниматели из Свердловской области. Я не дошел до финала, но получил весомую финансовую поддержку в 600 тыс. руб. Эти деньги потратил на развитие проекта — оснащение мастерской, сертификацию продукции, разработку упаковки.

Верхотурье находится в 300 км от Екатеринбурга, где сосредоточена платежеспособная аудитория. Не было опасений, что проект не окупится?

— Честно говоря, сначала я не воспринимал эту историю как бизнес, не думал, что это перерастет во что-то серьезное.

Скорее это было моим хобби. В таком маленьком городе, как наш, вариантов досуга для молодежи немного, поэтому интересные занятия приходится придумывать себе самому. Но потом я увидел, что мои идеи откликаются. Получается, своим ремеслом я стал рассказывать историю города. До меня мало кто знал о том, кто был купец Трофим Казанцев, какие были заводики в Верхотурье.

Да, с учетом того, как далеко мы находимся от Екатеринбурга, там мы представлены в офлайн-точках только частично — мы сотрудничаем с сетью «ЖизньМарт», «Немузеем мусора» и еще несколькими магазинчиками. Но это не лишает нас потенциальной аудитории. Основная доля заказов приходится на маркетплейсы — оптимизируем логистические затраты за счет того, что увозим большие партии на склад OZON.

И, конечно, мыло продается в сувенирных и монастырских лавках Верхотурья и доступно тем, кто посещает наш город. Владельцы этих лавок с удовольствием соглашаются на сотрудничество.

За какое время вам удалось выйти на какой-то ощутимый заработок?

— Примерно спустя три-четыре года после старта я понял, что могу себя обеспечивать, и ушел с основной работы в кинотеатре. Со временем стало сложно совмещать, времени не хватало. Потому что производством занимаюсь сам — пока не готов это доверить кому-то другому.

К настоящему моменту объемы выросли до 2000 кусков в месяц. Я сам готовлю к производству и смешиваю ингредиенты, разливаю массу по формам, режу и упаковываю мыло. Это занимает весомую часть моего времени, но я оптимизировал процессы так, чтобы все успевать.

Пока это сложно назвать бизнесом. Скорее дело, которое приносит стабильный доход. Стараюсь вкладываться в развитие бренда. Например, сейчас вместе с брендинговым агентством разрабатываем упаковку для наборов. В последнее время получаю от покупателей просьбы — продавать не большие куски, а наборы из маленьких кусочков с разными ароматами, чтобы их можно было кому-то подарить.

Название бренда тоже придумывали вместе с профессионалами?

— Да. Мы постарались не просто подобрать звучное название, но и вложить в него смыслы. Так появился вариант «СВерхМы». Он однозначно привлекает внимание, но на слух может восприниматься негативно — все-таки в нашей российской культуре не очень любят амбициозных людей, которые «выпячивают себя».

На самом деле, аббревиатуру можно расшифровать по-разному — «С Верхотурья мы», «Славное Верхотурское мыло». Когда начинаешь рассказывать историю, людям становится понятно, почему мы пошли на такой ход, и они говорят, что задумка — классная.

Иллюстрация: скриншот передачи «Руссо экспрессо» от 07.10.23

В прошлом году о вашей мастерской рассказали сразу два крупных федеральных медиапроекта — телеканал «Пятница» и «Редакция» Алексея Пивоварова* (включен в реестр иноагентов). Как они на вас вышли?

— История с телеканалом «Пятница» произошла благодаря Центру развития туризма Свердловской области, с сотрудниками которого у меня хорошие отношения. Когда команда тревел-шоу «Руссо экспрессо» готовила выпуск о Свердловской области и искала интересные сюжеты, ЦРТ предложили снять один из фрагментов программы в Верхотурье — рассказать о производстве мыла и о том, как проект связан с историей города. Получился интересный сюжет развлекательного формата.

Команда «Редакции» вышла на меня самостоятельно через соцсети. Их спецвыпуск был посвящен предпринимателям и энтузиастам из разных регионов, которые реализуют социально значимые инициативы. Здесь я уже смог рассказать не только о производстве мыла, но и о том, зачем я это делаю, почему мне кажется важным развивать Верхотурье и привлекать сюда туристов.

А еще одним героем из нашего города стал Дмитрий Вершинин — основатель и руководитель театра-студии «Град». Он собрал прекрасный коллектив единомышленников, актеров-любителей. Вместе им удается делать спектакли, которые вызывают живой интерес за пределами города. А еще Дмитрий проводит иммерсивную экскурсию по Верхотурью в образе кремлевского дворника конца XIX в. 

Есть ли у вас еще какие-то инициативы, которые могут сделать Верхотурье более привлекательным для туристов?

— Прежде всего, я считаю, нужно решать проблему с навигацией. В городе практически нет указателей, которые показывают, как добраться до знаковых мест. Нет табличек с QR-кодами у зданий, по которым можно бы было прочитать о их истории и назначении. Многие туристы в лучшем случае ограничиваются посещением Николаевского мужского монастыря и Покровского женского монастыря, в худшем — теряются, уезжают с негативными впечатлениями и больше не возвращаются. Мы разработали авторскую карту города, на которую нанесли основные достопримечательности, заведения, где можно перекусить или отдохнуть. Также поделились лайфхаками для туристов.

Продолжаем развивать сувенирное направление. Как я уже говорил, в Верхотурье, помимо мыловаренного, был свечной заводик. Но, если раньше свечи использовались как источник света, то сейчас в моде ароматические свечи. Мы переосмыслили эту идею и разработали линейку свечей с ароматами нашего города. Например, один из них — аромат сирени, который будет напоминать о прогулке по Верхотурью в начале лета.

А недавно мы приобрели муфельную печь и оборудовали гончарную мастерскую. В этом ремесле себя нашла моя супруга. Думаю, со временем мы начнем не только производить керамическую посуду и сувениры, но и начнем организовывать экскурсии и мастер-классы. Думаю, что такие проекты сделают наш город более интересным для туристов и позволят посмотреть на него под другим углом.

Читайте также на DK.RU: 

«Если дело угодно Богу, люди найдутся». История бренда «Косьминский гостинец»

«После битья в стену я понял, что действовать надо не так». Бренд SOWA

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.