Подписаться
Курс ЦБ на 09.05
91,82
98,94

Елена Лефтерова: «Для меня Россия — это идеальное место для ведения бизнеса»

Елена Лефтерова: «Для меня Россия — это идеальное место для ведения бизнеса»
Иллюстрация: Елена Лефтерова

Собственник компании «Аутсорс-Бюро Лефтеровой» уверена — не нужно бояться уходить из найма в свой бизнес. В 2015 г. она оставила высокую должность и открыла собственную компанию.

МСП меняет облик городов, делает их привлекательными, живыми и развивающимися. Владельцы бизнеса — особенная категория людей: несмотря на все сложности, они берут на себя ответственность за принятые решения, умеют подстраиваться под меняющиеся правила игры, видят перспективы для развития. 

DK.RU представляет новый спецпроект «Бизнес — территория возможностей». Он — о предпринимателях. Талантливых, ответственных за свое дело, независимых и энергичных. Проект нацелен на формирование положительного и честного образа предпринимательства. 

Сегодня героем спецпроекта стала Елена Лефтерова — собственник компании «Аутсорс-Бюро Лефтеровой». На DK.RU она рассказывает, как решилась уйти в бизнес с хорошей должности, почему не вернется работать в наем, и легко ли в России быть предпринимателем.

— Я выросла в маленьком поселке Кысыл-Сыр, название которого переводится как «Красная горка», в Якутии. В лучшие времена там проживало 10 тыс. человек, а сейчас всего около 1,5 тыс. В детстве мне все там нравилось — школа, мощный Вилюй с песчаным пляжем, лес, друзья… Повзрослев, начинаешь понимать, что здесь нет главного — перспектив.

Наем — скучно, бизнес — страшно

— В какой-то момент я решила радикально поменять обстановку и уехать на Большую землю. Моя энергичная натура требовала движения, развития. Я не готова была всю жизнь прожить в оторванном от всего мира прекрасном уголке, — с улыбкой рассказывает Елена. — Хотелось перспектив. На Урале у меня были знакомые, казалось, что так легче зацепиться за «материк», и я поехала в Екатеринбург.

В 1997 г. Елена приехала на Урал. За плечами несколько лет стажа бухгалтером в администрации поселка. Но было понимание, что в большом городе сразу устроиться на должность бухгалтера будет непросто. Поэтому, проработав год секретарем в строительной компании, она с удовольствием перешла в бухгалтерию.

Параллельно я поступила в институт, училась заочно, но главное — у меня были мудрые наставники, которые многому научили. Всего за 7 лет я построила хорошую карьеру и дошла до должности главного бухгалтера крупной компании-застройщика. У меня была отличная зарплата, но я понимала: что-то не то. 

Вы захотели начать свой бизнес?

— Да. И мой первый предпринимательский опыт случился в 2012 г. Однажды утром я проснулась и решила, что открою магазины по продаже охлажденного мяса. 

В течение года я открыла их два: один в Кольцово, другой в Академическом. Я была уверена, что все обязательно получится: у меня красивые витрины, чисто, хороший свежий товар. Но опыта не было совсем и развить прибыльную торговлю не получилось. Через полтора года я благополучно рассталась с этим бизнесом. Не моя эта история.

Поразмышляв, я поняла, что, во-первых, очень люблю, а во-вторых, лучше всего знаю налоговое законодательство. Сразу открывать новый бизнес было страшновато, поэтому я пошла в наем. Угадайте, кем? Правильно, главным бухгалтером.

Там я проработала еще три года. Все это время муж уговаривал меня вернуться в бизнес. Он говорил: «Ты классный эксперт в своей сфере и должна создать компанию, в которой будешь заниматься тем, что ты отлично умеешь делать». Так появилась идея аутсорс-бюро.

У вас была хорошая должность, высокая зарплата, адекватные руководители. Как вы решились на то, чтобы уйти в свободное плаванье? 

— Было страшно, но это нормально. Когда у тебя все стабильно, ровно, ты не хочешь никуда уходить, потому что находишься в зоне комфорта. И вроде бы понимаешь, что в бизнесе перспектив больше, но страшно терять равновесие. Тем более, предыдущий опыт уверил меня: предпринимательство — это риск.

Для меня в найме самое некомфортное — это то, что нужно находиться на рабочем месте, даже если нет полной загруженности: обычно на решение текущих задач уходит два-три часа, а дальше ты просто сидишь и тратишь время впустую. На большинстве позиций, где мне приходилось работать, соблюдение графика было важно, но энергия же требует выхода!

Сейчас я понимаю, что могу рассчитывать на хорошие зарплатные предложения, но даже должность топ-менеджера, директора или управленца будет считаться для меня понижением. Нет ничего лучше собственного бизнеса. А неудачи только закаляют!

Собственный бизнес для меня — это движение, перспектива, самостоятельность в принятии решений и много всего положительного.

«Самостоятельная ячейка»

Итак, история «Аутсорс-Бюро Лефтеровой» началась в 2015 г., когда Елена набрала несколько клиентов на аутсорс и сняла офис. В то время она еще работала главным бухгалтером в компании, а бизнес развивала параллельно.

— Я сняла офис для частной практики, еще работая в найме. Так длилось год-полтора, но потом все-таки решилась и сказала руководителям, что открыла собственную компанию и ухожу. Так что официально бюро работает с 2016 г. 

Одним из первых клиентов стал мой бывший работодатель. Он перешел ко мне на аутсорс, и это была большая мотивация для меня. Но через несколько месяцев нам пришлось расстаться окончательно. К тому времени бизнес уже приносил сопоставимые с моей прошлой зарплатой деньги, так что я не унывала.  

Очевидный вывод из моего опыта — поддержка семьи может стать ключевым фактором успеха.

Много ли инвестиций потребовалось в открытие бизнеса?

— Чтобы начать бизнес в сфере услуг, необязательно обладать большим стартовым капиталом, но обязательно нужна команда, причем командой на старте могут быть один-два человека. Так получилась, что первыми членами бизнес-команды стали я и муж. Я занималась экспертной частью, а Игорь — развитием. Довольно быстро мы начали расширяться, наняли первого сотрудника, потом второго. В итоге начала складываться команда, основной костяк которой работает по сей день.

Сейчас в «Аутсорс-Бюро Лефтеровой» 12 человек. Команда — это все. Не будет команды, не будет ничего. 

Как понять, что у вас команда? Для себя я это сформулировала так: у вас есть костяк, который работает с вами долго и уходить не собирается. Второй признак, который сам собой обозначился — люди, которые по разным причинам ушли от вас, захотели вернуться. Все говорят о кадровом дефиците сегодня, поэтому крепкая команда — то, чем нельзя пренебречь.

Фамилия в названии компании — довольно смелый шаг.

— Я очень этому сопротивлялась. Но все-таки решилась. И теперь за качество отвечаю собственной репутацией эксперта и предпринимателя.  

В текучку я сегодня уже не погружаюсь, текущий бухучет ведут специалисты компании, но работа по каждому клиенту на контроле. Недавно взяли в штат руководителя бухгалтерии. На мне сейчас остались налоговые споры, налоговое консультирование и отстаивание прав клиентов в части налоговых претензий, зачастую необоснованных и незаконных. Основные мои функции как руководителя компании — организация процессов, внедрение технологий, развитие и контроль.

Несмотря на смену «работы», с ростом компании я все равно много общаюсь с клиентами. Все знают мой личный номер и иногда обращаются с юридическими, кадровыми, управленческим проблемами. Если я знаю того, кто лучше меня разбирается в вопросе, всегда рекомендую партнеров, отвечая, опять же, своей репутацией за качество их услуг.

Почему быть предпринимателем лучше? Никогда не хотелось вернуться в наем?

— Нет, в наем, наверное, я никогда не вернусь, сейчас это для меня как понижение, вне зависимости от должности и масштаба предприятия.

Может быть, это звучит пафосно, но мне действительно важно, что у меня есть свое дело, что моя компания — это самостоятельная ячейка в государстве, которая платит налоги, дает людям работу.  

Еще важно, что у компании есть миссия — мы делаем бизнес клиентов более прозрачным, структурированным и безопасным с точки зрения взаимоотношений с государством. 

Осознание того, что я вношу вклад в развитие общества, в формирование бизнес-среды — очень греет. И здесь речь не только о бизнесе, а еще о деловой активности. Я участвую в мероприятиях клуба женщин-предпринимателей «Основание» (бывшая «Opora Woman»), являюсь председателем комиссии по аудиту, бухучету и финансово-налоговому консультированию СО «Опоры России», член Евразийской Ассоциации налоговых и финансовых консультантов.

Любой может стать предпринимателем или для этого требуются особые качества?

— Предпринимателем может стать любой, но не всем это нужно в силу характера или темперамента. Самое главное для предпринимателя — умение брать ответственность: перед собой, перед сотрудниками, перед государством. Для многих это и самое страшное.

Второе важное качество — уметь выстроить стабильно работающую систему. Открыть бизнес легко, но что потом с ним делать, как его развивать, чтобы он не закрылся через пару лет? Поэтому системность очень важна. Бизнес — это, в первую очередь, стабильно работающий механизм. Этому можно научиться. 

Отсюда и третья важная черта — умение и желание учиться. Учиться на своих ошибках, учиться у других, постоянно искать новую информацию и новый опыт. Без этого никак.

Какие ошибки вы допускали при построении бизнеса и чему это вас научило?

— Про первую ошибку я уже рассказала — в идеале начинать свое дело с того, что знаешь лучше всего.

Вторая моя боль — неформальные договоренности с партнерами. Эту ошибку я допустила и в первом бизнесе, и во втором, но во второй раз, благо, все закончилось хорошо. Так что мой совет: если у вас есть партнер по бизнесу, неважно, родственник это, лучший друг или просто знакомый, — все отношения должны быть формализованы, а ответственность и обязанность сторон прописаны в договоре.

Но в любом случае каждый допускает собственные ошибки на пути предпринимательства. При этом очень важно работать над ними, уметь анализировать и принимать решения, которые предотвратят их повторение. После того, как ошибка допущена и вы ее осознали, необходимо изменить процессы в бизнесе так, чтобы подобное не повторялось. Просто «тушение пожара» не поможет, должна быть системная работа.

Вы много общаетесь с предпринимателями, как их можно описать, есть какой-то средний портрет?

— Средний портрет невозможно вывести, но я вижу разницу поколений. Предприниматели из нулевых неохотно переходят на работу «в белую», они всегда находятся в поисках «схем».

Молодые же приходят и говорят: «Скажите, как надо сделать и сколько это будет стоить». И идут заниматься развитием бизнеса. Это очень круто. 

Печально, но бывает, что спустя некоторое время у них начинают возникать вопросы: «А вот мои друзья/партнеры делают так, и им за это не прилетает. Может, мы тоже так попробуем?». Бывает, что опытные предприниматели подталкивают молодых к устаревшим решениям. Разговариваем, конечно, объясняем, что незнание закона не освобождает от ответственности. 

С какими проблемами сегодня чаще всего сталкиваются предприниматели?

— Могу пояснить только по своей сфере налоговой безопасности. 

Предпринимателям важно понимать, что налоговая поменяла методы работы, но при этом в ФНС все еще работают люди, у них есть план, есть инструменты, и они, как любой другой наемный сотрудник, хотят выполнить свои задачи. Отсюда возникает масса незаконных требований со стороны налоговой. По нашей статистике, 80% требований ФНС незаконны отчасти или полностью.

Владельцам бизнеса важно сегодня правильно отвечать на требования со стороны государственных органов. Если ты неправильно ответил на требование, был очень активен в предоставлении документов, информации, сведений, либо в определенных случаях бездействовал, ты можешь подвести не только себя, но и контрагентов.

Большая проблема для предпринимателей МСП — недостаточная квалификация бухгалтеров, незнание прав и обязанностей предпринимателей и налоговой, этим инспекторы и пользуются.

Иногда приходят клиенты и говорят: «Нас задавила налоговая, помогите разобраться». Смотришь, а его не налоговая задавила, его незнание закона подвело. 

Второе, что хочется отметить, — незнание предпринимателями мер поддержки. Государство недостаточно доносит эту информацию до бизнеса.

Удивительно, но большинство предпринимателей не знают про льготы, которыми они могут воспользоваться и тем самым улучшить свое финансовое положение. На территории Свердловской области, например, действует больше 300 различных мер поддержки и льгот для бизнеса. Про УСН и патент вроде бы все знают, но не каждый предприниматель в курсе, подходит его деятельность под патент или нет. 

Однажды к нам пришел клиент, который строит дома и сдает их в аренду. Спрашиваем: «Вы на какой системе налогообложения?». Отвечает: «На УСН, платим 6% с дохода, получается 1,8 млн в год». Мы ему объясняем, что его деятельность подходит под патент, который стоит 34 тыс. руб. в год, и никаких 1,8 млн руб. налога платить не надо. В итоге они, конечно, перешли на патент, но до этого несколько миллионов переплатили, потому что просто не знали, что налоговый режим можно изменить. 

Россия — хорошая страна для ведения бизнеса?

— На мой взгляд, у нас огромные неосвоенные возможности. Конкуренция существует в очень небольшом количестве отраслей. В большинстве случаев, чтобы обойти конкурентов, достаточно делать свое дело лучше среднего.

Про поддержку государства я уже говорила. Если кто-то жалуется, что ему государство или конкуренты не дают развиваться, он просто недостаточно внимания уделяет развитию своего бизнеса и взаимодействию с госорганами. 

Для меня Россия — это идеальное место для ведения бизнеса.

Какой совет вы дали бы тем, кто только планирует или только начал вести собственный бизнес?

— Начинать бизнес надо «в белую». А если бизнес уже работает и использует какие-то схемы, серые или черные, то реально есть два-три года, чтобы максимально его обелить.

Налоговая постоянно совершенствует инструменты контроля. Практически все схемы видны налоговой невооруженным глазом. В долгосрочной стратегии «белыми» быть дешевле и безопаснее. 

И не нужно бояться уходить из найма в свой бизнес в любом возрасте. Хотите менять мир вокруг себя, идите и меняйте. Будут ошибки, но будут и победы. Удачи в бизнесе.

«Аутсорс-Бюро Лефтеровой»
Контакты:
БЦ Антей,
Красноармейская, 10, офис 6/00
Тел.: 8 800 350 83 05    
Почта: 123@lefterova.ru   
Автор фото: Наталья Ефремова

Читайте также на DK.RU:

Елена Лефтерова: «Время серых схем прошло» 

«Предпринимательство — это не про то, как больше заработать, а как сделать что-то крутое»

Реклама: ООО "АУТСОРС-БЮРО ЛЕФТЕРОВОЙ" erid LjN8K1yCP

Самое читаемое
  • Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?Страсти по трамваям. Когда у нас будут новые трамваи и где проложат новые линии для них?
  • Парад и салют для избранных. Чем екатеринбуржцам запомнится 79-я годовщина Великой Победы?Парад и салют для избранных. Чем екатеринбуржцам запомнится 79-я годовщина Великой Победы?
  • В Кольцово умерла пассажирка. Ее рейс задержали больше, чем на пять часовВ Кольцово умерла пассажирка. Ее рейс задержали больше, чем на пять часов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.