Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

«Это хуже, чем в 90-е»: авторынок снова ждет роста цен и сокращения ассортимента

«Это хуже, чем в 90-е»: авторынок снова ждет роста цен и сокращения ассортимента
Иллюстрация: РИА Новости

Из-за параллельного импорта государство недополучает миллионы рублей возможной прибыли. Но все исправит новый закон о параллельном импорте авторынка, который вступит в силу 1 апреля.

С 1 апреля 2024 г. таможенные условия ввоза автомобилей в Россию через параллельный импорт могут кардинально измениться, разница в ценах может составить миллионы рублей, пишут Известия. Прошлое постановление правительства РФ от 2022 г., вводившее возможность параллельного импорта как ответ на санкционные ограничения, действовало до 1 февраля 2024 г., в новой редакции автолюбителей ждут некоторые изменения. Так, 31 января 2024 г. премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление №76, добавив в него уточнение о том, что юрлица могут ввозить только те машины, бренд которых есть в списке Минпромторга о параллельном импорте.

Чуть раньше, 30 января, Мишустин подписал другой документ, который предлагал Евразийскому межправительственному совету рассмотреть ряд принципиальных изменений. Во-первых, до 1 апреля 2024 г. создать единую базу и систему контроля за товарами, которые были выпущены таможней в одном государстве — члене Союза, а затем ввезены в другое с возможностью доначисления таможенных пошлин. Во-вторых, создать систему, при которой товары, ввезенные с применением внутренних тарифных льгот, использовались только в пределах этой территории, а не в других государствах Союза. В состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Белоруссия.

Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растаможивают по льготной ставке и везут в РФ. Если с 1 апреля 2024 г. разницу в таможенных платежах Кыргызстана России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.

По итогам 2023 г. через страны Союза в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей, сообщает Автостат. Из 707 тыс. импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая — через дилеров или параллельным импортом. По мнению российских властей, действующая схема нивелирует меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет, речь шла о недополучении миллионов рублей.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, полагает, что к этим изменениям все давно шло и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта. Главный редактор электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов сообщил, что сейчас ситуация на авторынке хуже, чем с продажами машин в 1990-е: одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров, а русификация и обслуживание нередко зависят лишь от желания дилера:

Надеюсь, вместо нынешнего принципа, когда все продают все, у каждого бренда появится один хозяин. В этом случае появится и продуманный маркетинг, и клиентская поддержка, и цивилизованные подходы к гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Кроме того, сертификация позволит не допустить на рынок нерусифицированные автомобили.

То же постановление №76 от 31 января устанавливает сертификацию электромобилей и машин с гибридной силовой установкой, ввозимых из дружественных стран для юрлиц. Она будет проводиться по техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств. В январе 2024 г. в стране купили 1485 новых электромобилей, это в 4,1 раза больше, чем в январе 2023-го, пишет Автостат. При этом физлица все еще могут ввозить электромобили и гибриды, как и раньше, но с упрощенными схемами будет бороться все та же схема, которую хотят ввести с 1 апреля. В числе популярных электромобилей и гибридов – Zeekr, Lixiang, Nio, BYD, Avatr.

Последние изменения стали продолжением политики государства по ужесточению условий ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти отрегулировали импорт машин частными лицами. С начала 2023 г. положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. руб. (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л). 

Индексация касалась только юрлиц-импортеров. Обычные граждане по-прежнему могли рассчитывать на льготный утильсбор, но при нескольких условиях: собственник покупает машину с объемом двигателя не больше 3 литров для себя, не больше одной в год, не продает ее в течение года. В октябре правила ужесточили еще раз — теперь при ввозе нужно было указывать, что машина ввозится для личного пользования. Сбор следовало платить по общим для ЕАЭС ставкам, а не внутренним для какой-то страны (например, того же Кыргызстана). Но новые правила ударили не только по перекупщикам, но и по обычным гражданам, которые попали в переходные периоды и столкнулись с отказом таможни оформлять льготный утильсбор. В результате тем, кто рассчитывал заплатить несколько тысяч, могли предъявить более 1 млн руб. к уплате, порой — суммы, сопоставимые с ценой самого авто. 

Оставшиеся в России автомобили производства ЕС, Японии и США продолжают расти в цене. В декабре средняя стоимость подержанной машины достигла 1,379 млн руб., рассказывал DK.RU.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.