Подписаться
Курс ЦБ на 15.06
89,06
95,15

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес
Иллюстрация: «Индустриальный младенец» (Арт группа LKKL). Фото предоставлено уральской паблик-арт программой «ЧО»

Екатеринбург наряду с Москвой и Пермью называют хедлайнером паблик-арта. В чем ценность местного уличного искусства? Объясняет современный художник Марина Звягинцева.

Последние несколько лет в России набирает популярность паблик-арт — вид современного искусства в общественном пространстве. К нему принято относить инсталляции, видео-проекции, саунд-инсталляции, диджитал-скульптуры и арт-объекты из современных материалов, которые влияют на неподготовленного зрителя и добавляют городской среде индивидуальность и эмоциональность.

В стране не так много городов, которые можно включить в условную «карту паблик-арта». Екатеринбург наряду с Москвой и Пермью называют хедлайнером этого направления. Уральская столица известна своими арт-сообществами, а местный бизнес с интересом вступает в коллаборации с ними для решения маркетинговых задач.

Современный художник, одна из основоположников паблик-арта в России и приглашенный эксперт 3-ей Уральской индустриальной биеннале Марина Звягинцева рассказала DK.RU о становлении и характерных чертах паблик-арта на Урале, а также об особенностях коммуникации между художником и девелопментом.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 1 Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 2 Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 3 Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 4
Марина Звягинцева и ее работы: «Лестница вверх», «Вечная теплота» и «Море спального района». Фото предоставлено героем материала

— Приехав несколько лет назад в Екатеринбург на Уральскую биеннале по приглашению организаторов, я была приятно удивлена, когда в отеле мне выдали туристическую карту, где наряду с памятниками я обнаружила отмеченным и паблик-арт объекты. В отличие от многих других городов, здесь паблик-арт вплетен в пласт достопримечательностей наряду с объектами, представляющими историческую значимость. 

Помню, как мы с группой экспертов и гостей города направились к памятнику клавиатуре, который был создан в 2005 г. Каждая бетонная клавиша — одновременно импровизированная скамейка. Уже тогда я почувствовала, какая теплая коммуникация сложилась между жителями города и паблик-артом, который стал неотделимой частью Екатеринбурга. Познакомившись ближе с самобытными местными арт-объектами, я обнаружила интересные особенности, которые выделяют уральский паблик-арт среди искусства других городов.

Феномены уральского паблик-арта

Прежде всего паблик-арт в Екатеринбурге обращает внимание зрителя на историю и культурный код города. Город идет нестандартным путем: темные места, такие как подземные переходы, которые априори чаще подвержены вандализму, переводят в формат «санкционированного холста». К примеру, граффити-комикс «Оранжевый маршрут» в подземном переходе у ТЮЗа рассказывает о знаменитых людях и достопримечательностях Екатеринбурга через мультяшных персонажей и «пасхалки».

Направляясь гулять в Исторический сквер, вы окажетесь в переходе на Плотинке, где портреты Виктора Цоя и цитаты из песен создают эффект переключения радиоканалов. Благодаря «светящейся» краске в туннельном переходе не страшно ходить даже ночью. Оба проекта реализованы в рамках Международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия».

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 5Переход на Плотинке. Фото: DK.RU

К слову, заметный интерес к стрит-арту, граффити и паблик-арту в регионе — не случайная тенденция, а влияние этого культурного явления. Фестиваль «Стенограффия» впервые состоялся в 2010 г. в Екатеринбурге, и в течение всего этого времени формирует вокруг себя комьюнити. Несколько лет назад «Стенограффия» запустила проект «Биржа поверхностей»: жители города присылают фотографии многоэтажек, технических будок, гаражей и заброшенных территорий. А команда фестиваля выбирает поверхности, которые нуждаются в преобразовании или могут быть интересны художникам своей необычной формой и локацией.

Проведение в регионе большого количества арт-программ и фестивалей способствовало образованию сообщества уральских художников, которые стремятся выстраивать диалог друг с другом. По сети арт-объектов, покрывающей город, видна концентрация на комплексном развитии региона с помощью искусства, а не на отдельных высказываниях — как это характерно для художников из Москвы или Перми.

Своим примером комьюнити не просто вдохновляет жителей, но и приглашает их принять участие в создании произведения. Отсюда рождаются партиципаторные проекты, которые вовлекают публику в создание произведений. Например, «ВИЗМУТ» — арт-объект из 365 глиняных скриншотов экранов с личными картинками, созданных екатеринбуржцами на мастер-классе от художников.

Другая особенность местного паблик-арта состоит в том, что искусство здесь прорастает «изнутри», работая, в первую очередь, на внутреннюю коммуникацию — с людьми, которые живут в регионе. К примеру, ежегодной традицией стала инсталляция «Абажуры» Тимофея Ради. Сегодня без нее сложно представить зимний Екатеринбург. Радя смонтировал первый арт-объект январской ночью 2013 г. — интересно, что изначально художник сделал это без согласования с администрацией города. «Если что-то сделано жителями города, для жителей, и всем это нравится — какие могут быть вопросы? Нет вопросов», — объяснял свой поступок Радя. Екатеринбуржцы радостно приняли уютный арт-объект, и в конечном итоге мэрия разрешила художнику устанавливать абажуры раз в год в зимний период.

Арт-объекты, ориентированные на внутреннюю жизнь города, органично вписываются в архитектуру. Они вызывают у жителей гордость за культурные достижения и усиливают привязанность к родному краю. Свердловское паблик-арт-комьюнити с удовольствием приглашает к себе художников из других регионов и стран. В их работах можно увидеть иное отражение культуры города, узнать о самих себе что-то новое. Гости сперва погружаются в контекст городской среды и только потом приступают к созданию произведение. Поэтому их работы практически всегда приживаются на этом месте.

Паблик-арт в коммуникации с девелопментом

Тренд интеграции современного искусства в девелопмент не обошел стороной екатеринбургских застройщиков. Однако и здесь взаимодействие девелоперов с паблик-артом также имеет свои отличительные черты.

Застройщики работают не точечно, устанавливая арт-объекты на территории ЖК, — в городе развернулась полноценная паблик-арт программа. Ее автор и инициатор «Атомстройкомплекс» с 2020 г. инвестирует в программу «ЧО»: создано уже более 30 арт-проектов, а мероприятия фестиваля посетили более миллиона человек.

При участии «Атомстройкомплекса» выстроена целая инфраструктура для развития уличного искусства. Девелопер поддерживает такие инициативы, как спецпроект «Уральская школа паблик-арта» и автобусный тур «Паблик-арт и парки» по местам арт-объектов «ЧО». А также — запуск поп-ап магазина «Центр передачи энергии», в котором продавалось ограниченное количество тиражных копий работ уральских художников. Вырученные от продажи средства в размере 165 тыс. руб. были направлены на помощь людям старшего поколения. Кроме того, застройщик инициирует и поддерживает публичные дискуссии, которые касаются взаимодействия паблик-арта и бизнеса.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 6«Портал» (Красил Макар). Фото предоставлено паблик-арт программой «ЧО»

Ценность паблик-арта в уральском регионе признана не только его жителями, но и во многом — местными властями. В Екатеринбурге существует синергия между тремя ключевыми участниками рынка: художниками, застройщиками и местной администрацией. Этой позитивной тенденции много лет.

В 2010 г. проведение Уральской индустриальной биеннале современного искусства активно поддержали как простые жители, так и бизнес и городские власти. Заводы и гостиницы предоставляли свои площадки для проведения мероприятий и создания арт-объектов.

К слову, инициатива внесла большой вклад в формирование имиджа Екатеринбурга как одной из столиц паблик-арта. Изначально участники были сфокусированы на модернизации заброшенных зданий с помощью искусства, затем — на диалоге о судьбе старых домов. Потом биеннале стала постепенно «выходить в город», а многие инсталляции художников становились ее частью.

Поэтому, следуя традициям, уральские девелоперы выносят арт-объекты в городскую среду, а не привязывают к конкретным жилищным комплексам, даже если создание инсталляций было ими профинансировано. Они акцентируют внимание на улучшении качества жизни граждан, рассказывая о своих арт-проектах аккуратно и нативно, практически не упоминая названия жилых кварталов.

В Москве же девелоперы сталкиваются с многочисленными бюрократическими сложностями при попытке установить арт-объект в общественном месте, что часто вынуждает их ограничиться внутренними территориями жилых комплексов. К примеру, в свое время московские власти не согласовали Энтони Гормли установку скульптур на крышах столичных домов в рамках 3-й Московской биеннале.

Сотрудничество девелоперов и художников демонстрирует потенциал в популяризации уральской идентичности. Говоря о ней, мы можем выделить следующие особенности:

  1. Соединение многих арт-объектов с мифологией города. Ярко выделяются образы тотемов: ящеров, драконов и динозавров, а также переосмысленные сюжеты из сказок Бажова. К примеру, их можно увидеть в «Городских идолах» Натальи Пастуховой в Уктусском лесопарке, в «Пазле Урала» с ящерами Анастасии Пищугиной на заборах у мусорных контейнеров, на бетонном рельефе «Тополь Потап» Павла Шугурова.
  2. Взаимосвязь отдельных арт-сюжетов с уральскими заводами. Екатеринбург — индустриальный город с высокой концентрацией предприятий. С модернизацией заводских мест активно работали художники Уральской биеннале: например, Леонид Тишков создал проект «Заброшенные утопии» на бывшем коньковом заводе в Верхотурье.
  3. Локализация уральских мотивов и особенностей региона в арт-объекты. Вспомним Урало-Сибирскую домовую роспись в проекте «Портал» анонимного художника Красил Макара в Парке им. 40-летия ВЛКСМ и арт-объект «Призрак леса» Алексея Мартинса, созданный на основе графики лесных пожаров в Свердловской области.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 7«Призрак леса» Алексея Мартинса. Фото: DK.RU

Другое перспективное направление для взаимодействия девелоперов и художников — привлечение внимания общественности и городских администраций к разрушенным зданиям и необходимости мероприятий по реконструкции объектов. Сегодня в этой сфере реализовано несколько ярких проектов: сохранение резного терема кузнеца Кириллова благодаря инициативе фестиваля «ЧО», стрит-арт «Разлука» художника Ильи Федотова-Вьюгова на заброшенном здании в Нижнем Тагиле, «Шкала здоровья» на крыше исторического здания, которая показывает уровень его ветшания.

Как девелоперу рассчитать эффект от вложений в паблик-арт

Сегодня партнерство между искусством и бизнесом превращается в инструмент регенерации культурной среды и создания «образа мест», делая инвестиции девелоперских компаний в паблик-арт выгодным вложением не только в собственный имидж, но и в развитие региона.

Игроки рынка сходятся во мнении, что пока полноценную оцифровку окупаемости инвестиций в паблик-арт провести не получается. Ведущие девелоперы региона оценивают степень влияния паблик-арта на развитие их бизнеса прежде всего с точки зрения формирования репутации и повышения узнаваемости бренда среди потенциальных покупателей и партнеров.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 8К примеру, «Атомстройкомплекс» относит финансирование паблик-арта к одному из направлений работы с имиджем бренда и его атрибутами. Ежегодно после проведения мероприятий арт-программы «ЧО» застройщик проводит опросы горожан, отмечает креативный и бренд-директор компании «Атомстройкомплекс» Никита Харисов:

— С точки зрения маркетинга, наивно полагать, что паблик-арт может повысить продажи объекта или в целом девелопера. Это работа с брендом и его атрибутами. Мы, например, как единственный в России девелопер, который с 2020 г. на постоянной основе проводит паблик-арт программу в городской среде, а не рядом со своими объектами, каждый сезон замеряем, как изменилось отношение горожан к бренду «Атома» после контакта с «ЧО». Наш бренд воспринимается как более современный, а с точки зрения атрибута социальной ответственности мы вообще на первом месте. Нам важно также замерять отношение жителей к городу, потому что город — это тоже «продукт», в формировании и развитии которого мы участвуем. Нам важно, чтобы люди не уезжали из Екатеринбурга, а оставались здесь, участвовали в его развитии.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 9

По словам Дарьи Молодцовой, руководителя проектов ГК «КОРТРОС», рассчитать конверсию от насыщения проектов жилых комплексов арт-объектами и смыслом, который связан с этим, фактически невозможно, даже с помощью сквозной аналитики:

— Ведь искусство в девелопменте, как и PR, — это про стиль, имидж, долгоиграющие стратегические преимущества и, конечно, усиление вкуса жизни. При этом применение концепции art development в проектах ГК «КОРТРОС»‎ повышает для клиентов ценность жилья.

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 10Музей истории места. Фото: предоставлено компанией «Первостроитель»

Почему арт-объекты усиливают привязанность жителей к Уралу, и как на это влияет бизнес 11Андрей Пономарев, директор департамента развития компании «Первостроитель», также подчеркивает высокую значимость паблик-арта как долгосрочного инструмента имиджевых коммуникаций:

— Девелопер «Первостроитель» занимается развитием территории, которая появилась на карте города более ста лет назад. За это время она пережила несколько этапов становления – от фабричных цехов и бараков, где жили работники легендарной фабрики «Уралобувь», до современного комфортного микрорайона, который построил, развивает и обслуживает «Первостроитель». Сохранить память района, рассказать жителям историю его возникновения мы посчитали своим долгом. Так в мае 2023 г. появился первый в городе «Музея истории места», экспозицией которого занимались специалисты «Музея истории Екатеринбурга». Для компании этот проект имиджевый, как и в целом все, что мы делаем для сохранения памяти места.

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу

>>> Сколько зарабатывает культура Екатеринбурга и почему престиж профессий в этой сфере растет

Обсудить

Самое читаемое
  • На продажу выставлена база отдыха рядом с «Оленьими ручьями»На продажу выставлена база отдыха рядом с «Оленьими ручьями»
  • «Того, кто родился до 1991 г., ждут проблемы». У туристов массово изымают загранпаспорта«Того, кто родился до 1991 г., ждут проблемы». У туристов массово изымают загранпаспорта
  • Владимир Якушев получил высокий пост в «Единой России». Кто теперь будет полпредом в УрФО?Владимир Якушев получил высокий пост в «Единой России». Кто теперь будет полпредом в УрФО?
  • Екатеринбург подтвердил четвертое место среди городов России по объемам строящегося жильяЕкатеринбург подтвердил четвертое место среди городов России по объемам строящегося жилья
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.