Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom
Иллюстрация: СОФПП

Ежегодный рост электронной коммерции в России составляет 30%, а в мире — 6%. «Тот путь в ритейле, который мы выбрали, один из немногих в мире, но это классная история», — считает Алексей Шашкин.

Алексей Шашкин — директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка на форуме о деньгах ФИНМАРКЕТ (организован Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства) рассказал о рынке электронной коммерции в России.

Он поделился интересными цифрами. Если коротко — 97% предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, — малый бизнес, но в России на сегодня открыто 70 тыс. ПВЗ против 70 тыс. офлайн-магазинов трех ведущих ритейлеров. То есть малый бизнес вносит совсем немалый вклад в экономику страны. Аналитики между тем прогнозируют рост оборота на eCom к 2025 г. в пять раз.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 1

— Статистика показывает, что Россия по проникновению eCom обогнала многие страны Европы. Явные лидеры здесь — Южная Корея и Турция, Китай. Более 60% населения еженедельно там пользуется сервисами и услугами eCom.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 2

С точки зрения объема продаж на рынке eCom в России мы видим, что ежегодно рост составляет порядка 30-33%. Мы видим по прогнозам, что в 2024 г. российский рынок электронной коммерции превысит 10 трлн руб.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 3

97% предпринимателей, которые торгуют в eCom, ведут бизнес в одиночку или их штат не превышает пяти человек. То есть в основном это небольшие компании. Но они делают большой вклад в экономику страны. И их количество будет увеличиваться.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 4

40% торгующих на eCom — люди, которые занимаются производством, остальные — дистрибьюторы.

Товары для дома, товары из раздела «красота» и «здоровье», «обувь и одежда для взрослых», а также детские товары — лидеры продаж на электронных площадках.

В среднем каждый предприниматель торгует в двух местах — это либо два маркетплейса, либо маркетплейс и собственный интернет-магазин. При этом есть исключения — предприниматели, которые торгуют только на своей интернет-площадке или в офлайн-магазине.

На российском рынке eCom есть четыре лидера — OZON, Wildberiies, Мегамаркет и Яндекс Маркет. Мало шансов, что появится кто-то пятый. В других странах мира, как правило, доминирует одна, в лучшем случае две компании. В России — больше.

В структуре российских предприятий 566 тыс. тех, кто имеет ОКВЭД для электронной торговли. Исходя из транзакционной активности, которую мы видим в Сбере, мы понимаем, что количество активных мерчантов на рынке меньше — 488 тыс. Это данные на начало 2024 г. Мы уверены, что это число будет расти, но не астрономически. Потому что в целом количество покупателей растет, но конкуренция представленных товаров на маркетплейсах тоже большая.

135 тыс. предпринимателей в России торгуют только на своих площадках, то есть у них есть только свой бизнес и свой интернет-магазин.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 5

Сейчас в России 70 тыс. пунктов выдач маркетплейсов. При этом количество офлайн-магазинов у топ-3 игроков, условно говоря, тоже 70 тыс. Тот путь в ритейле, которым мы пошли — один из немногих в мире, то есть это редкая история. И я считаю, что это классная история.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 6

Мы уверены, к 2025 г. количество ПВЗ вырастет в три раза, до 200 тыс., а оборот ПВЗ увеличится в пять раз — это то, что прогнозируют все игроки на рынке, и мы с этим прогнозом согласны. Фактически маркетплейсы — это наш новый ритейл. 99% ПВЗ имеют примерочные, очень многие заказывают одежду себе и детям, чтобы получить ее в удобном месте.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что у предпринимателей, торгующих на eCom, есть три основных потребности.

Как малый бизнес покоряет маркетплейсы и выводит Россию в мировые лидеры eCom 7

  1. Использование AI. К сожалению, предпринимателю, у которого бизнес небольшой, самому найти способы использования AI непросто.
  2. Аналитика. Большие компании имеют огромную аналитику по покупателям. Другое дело, когда бизнес начинающий — он не понимает, что происходит с рынком, не знает никакой аналитики, кроме статей в прессе.
  3. Единое окно для управления маркетплйсами. Это удобнее, чем иметь три разных личных кабинета.

Нефинансовые сервисы для старта работ на маркетплейсах есть у многих банков. Те игроки, которые работают с малым бизнесом, имеют в основном следующие сервисы — вывод на маркетплейсы, ведение бизнеса, бухгалтерские и юридические услуги, а также внешняя аналитика, внутренняя аналитика, работа с карточками товаров.

Есть еще история с D2C — это модель продаж, в рамках которой компании самостоятельно не только производят, но и продвигают, продают и доставляют свои продукты, имея собственный интернет-магазин или осуществляя продажи на различных площадках — в социальных сетях и классифайдах (AVITO или «Юла»).

Наша страна по цифровизации номер один в мире. Например, если вы попробуете открыть ИП в ОАЭ, то это целое приключение. С точки зрения АI мы находимся на третьем месте в мире, фактически уступая только Китаю и Америке.

Читайте также на DK.RU: «Вложений — от 500 тыс.». Как открыть свой маркетплейс и какие ниши сейчас свободны

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.