Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Вложений — от 500 тыс.». Как открыть свой маркетплейс и какие ниши сейчас свободны

Юлиана Гордон
Юлиана Гордон. Иллюстрация: Личный архив

«Не Wildberries единым жив рынок e-com. 75% занимают монстры, но свободно еще 25%. Я уверена, что скоро в России появятся 200-300 нишевых маркетплейсов в микросегментах» — Юлия Гордон, iWENGO.

В России, как и в других странах, с каждым годом растет число маркетплейсов. Да, львиную долю рынка пока занимают Wildberries и Ozon (до 75%), но и количество небольших, нишевых, магазинов тоже растет. Правда, не так быстро, как в Европе. Например, во Франции около 400 нишевых маркетплейсов, наполненных к тому же собственными торговыми марками (СТМ). У нас нишевых игроков пока мало, счет идет на десятки. Но в течение пяти лет ситуация может измениться.

Кому стоит открывать свой маркетплейс, какие сложности существуют на этом пути, почему СТМ в России — это дико дорого, и о других нюансах электронной торговли в колонке Юлианы Гордон, основательницы школы iWENGO.

Справка DK.RU

 
Юлиана Гордон
Основатель школы iWENGO (12000 выпускников) и платформы для запуска маркетплейсов LENNUF. Председатель Экспертного Совета Центра Электронной Торговли. Участник рабочей группы при Минпромторге РФ по развитию стратегии отрасли электронной торговли России. Входит в рейтинг ведущих экспертов России по электронной коммерции.
Победитель в номинации «Лучший руководитель года интернет-магазина» премии Оборот.ру.
В Интернет-торговле с 2005 г., трижды работала в OZON.ru в должности CRM-директора и Deputy Marketing Director. Директор по маркетингу PayPal в составе Ebay.inc осуществляла выход на российский рынок компании в ко-брендинге с интернет-магазинами KupiVip, LaModa, Holodilnik.ru, Biglion, Tutu, Utkonos, AnyWayAnyDay. Являлась маркетинг-директором туристического направления холдинга S7, вела CRM-проекты в Мегафон, Билайн, МТС. Запустила первый в России онлайн-маркетплейс AIZEL.ru сегмента «premium fashion», вывела в онлайн в России такие бренды как Gucci, Prada, Valentino, Fendi. Руководила проектом запуска маркетплейса в компании Leroy Merlin.
 

Последняя попытка реализоваться

— Я много лет работала топ-менеджером в разных корпорациях — Amazon, Леруа Мерлен, Ebay, МегаФон и др. Но всю свою жизнь, начиная с 18 лет, знала, что хочу иметь свой бизнес. Сделала пять неудачных попыток, потеряла в общей сложности больше полумиллиона долларов. Все мне говорили — слушай, ты хороший топ-менеджер, не нужен тебе свой бизнес. Но мне он был нужен, точнее, мне нужна была бизнес-идея. Мне важно было — а что после меня? Когда ты топ-менеджер, даже в мировых корпорациях, все равно ты винтик в большой машине, от тебя мало что зависит.

Так что семь лет назад я оставила менеджерскую работу, поехала в Индию и стала думать, что все-таки будет последней моей попыткой сделать свой бизнес.

Мне очень повезло, потому что у меня были знания в электронной коммерции: я ездила учиться этому в Лондон, во Францию, в Америку. Возможно, это и есть мое предназначение — передавать эти знания и опыт людям? Я попробовала преподавать в Высшей школе экономики, за три года выпустила несколько сотен студентов, 10 дипломников, и поняла, что в России отсутствует практика, ориентированная на образование в сфере именно интернет-торговли. Была «Вышка» и «Нетология», и больше ничего. И тогда я решила, что вот она — эта бизнес-идея, вот она, моя последняя попытка реализовать себя.

Я продала свой «Кадиллак», выкупила домен для iWENGO (он стоил каких-то немыслимых денег, около 12 тыс. евро), наняла дизайнера, сделала бренд и основала школу электронной коммерции.

Бутиковая модель бизнеса

Не сказать, что за семь лет у нас получилось достичь больших показателей в деньгах, но я к этому и не стремилась. По сравнению с GeekBrains, «Нетологией» и подобными школами мы очень маленькие. Наш оборот чуть больше миллиона долларов в год, всего мы выпустили 12 тыс. студентов. Я называю себя бутиком: вот есть бренд Chanel, он тоже не Zara по объему, но он Chanel. Я называю себя Chanel в интернет-образовании. Я не рассчитывала на большие объемы, не стремилась привлечь инвесторов, я просто хотела создать очень качественное, выверенное до последней буквы практикоориентированное e-com образование.

78% наших студентов применяют полученные знания уже в процессе обучения, и, по нашим замерам, около 80% выпускников либо начинают свой бизнес после обучения и выходят на маркетплейс в течение 30 дней, либо меняют сферу деятельности на связанную с е-коммерс.

Основная наша фишка в том, что мы строим обучение на кейсах наших студентов. У нас прямо есть kpi: какое количество кейсов обогатили контент нашей школы в квартал, за полгода, год.

Зачем инвестировать в платформу для маркетплейсов

Платформа для запуска маркетплейсов LENNUF стоила мне и моему бизнес-партнеру больше 100 млн руб. Это чистые инвестиции. Почему мы на это пошли?

Начнем с этого, что Россия до недавнего времени была не уникальна по сценарию развития рынка e-commerce, это важно.

Даже если посмотреть на Америку, Европу, Китай, везде был один сценарий. Первый из трендов — это развитие нишевых или микронишевых маркетплейсов.

Например, в Китае в каждой провинции около 300 нишевых маркетплейсов, а по всей стране их 100 или 200 тыс. Например, я обнаружила в Китае нишевый маркетплейс испорченных, точнее, подавленных фруктов, которые сгружают с рынков, и они продаются через маркетплейс. Во Франции есть нишевый маркетплейс байкинга, то есть он ориентирован исключительно на тех, кто едет в горы на велосипедах и нуждается в соответствующей экипировке.

Если в 2017 г. во Франции было 46 нишевых маркетплейсов, то в прошлом году их стало на 260 больше.

Когда я на это все посмотрела, у меня возник вопрос — а что будет в России? А то же самое. Я обратилась к своим студентам, и оказалось, что они уже запустили 11 нишевых маркетплейсов, и только три из них закрылись.

Например, мой студент из Набережных Челнов Максим Федоров — он не предприниматель, он вообще стоматолог, в пандемию открыл нишевый маркетплейс товаров для медицины. Угадайте, откуда пришел первый заказ? Из роддома поселка Находка.

Потом так же открылся маркетплейс для профессионалов индустрии красоты. Это сложный рынок — емкость небольшая, число покупателей ограниченно, но в половине случаев эти товары не найти на Ozon или Wildberries, потому что для продажи нужны спецразрешения, сертификаты и т.д.

Следом ко мне пришли ребята, которые запустили маркетплейс emed.market — товары сугубо для врачей. Или еще пример — маркетплейс для строительного сегмента «Рывок», на нем в том числе продаются асфальтоукладочные машины и прочая сложная техника. Годовой оборот этого маркетплейса — 2,5 млрд руб.! Мне в голову раньше не могло прийти, что могут быть такие нишевые (и успешные) маркетплейсы.

Что в сухом остатке? Не «Вайлдберрисом», «Озоном» и СберМегаМаркетом едиными жив рынок e-com. Как и на всех рынках, здесь есть 3-4 ведущих игрока, которые занимают 75%, но есть еще 25%, которые очень сильно фрагментированы. Я уверена, что и в России появятся 200-300 нишевых маркетплейсов в микросегментах, и большая доля будет относиться к b2b, продавая товары профессионального назначения.

Технические сложности

Сегодня в России есть коробочные решения, на которых можно запилить нишевый маркетплейс, но их мало и они плохо адаптированы к российскому рынку. Самые известные — это CS-Cart и Битрикс. При этом все равно придется перепиливать, переписывать под свой продукт. Так что чаще всего есть только одна альтернатива — самописный продукт.

В Европе и США совершенно другая ситуация, там уже есть определенный стандарт: хочешь быстро запуститься на Amazon — есть соответствующая платформа, и так со всеми крупными площадками. Нам это пока недоступно.

Мне было сразу очевидно, что коробочный продукт будет востребован. Почему никто до меня в него не инвестировал, сложно сказать. Может, потому что и так хорошо жилось. Отраслевого стандарта, кроме Битрикс, нет. 47% всех интернет-магазинов в России — это самопис. На этом зарабатывает около 10 тыс. веб-студий. Студии делают на этом почасовку, им выгодно продавать аутстаффинг, чем разрабатывать готовые решения.

Мы вышли со своим продуктом для маркетплейсов LENNUF на минимальной стадии зрелости рынка. И это сложно. Тот же Битрикс — это раскрученный бренд. Чтобы LENNUF стал известным на рынке, мне нужно еще сто миллионов вложить в маркетинг. Но за последний год мы уже создали пять нишевых маркетплейсов на нашей платформе, а значит, волна пошла.

Что не так с СТМ

Сегодня создать собственную торговую марку в России — это дико дорого. СТМ — это микропазл, там нет крупных блоков, там все микро — имидж, бренд, коммуникации, которые должны попасть целевой аудитории прямо в сердце. Попробуй найти такого копирайтера, который прямо в сердце целевой аудитории зарядит.

Уровень вложений в СТМ начинается с 3 млн руб. Даже в миллион не уложиться, потому что нужно сначала собрать все гипотезы, протестировать их, выбрать лучшую. Никому еще не удавалось запустить СТМ с первого раза. Все-таки это не для малого бизнеса пока.

Но я продолжаю верить в СТМ, потому что, скажем, на Аmazon 40% всех продаж предпринимателей — это СТМ. Это такой же тренд, что и с нишевыми маркетплейсами, он к нам 100% прикатится. Я даю нам еще лет пять на это дело.

Поможет ли ИИ развить электронную торговлю

Еще год-два назад мы вообще не умели пользоваться искусственным интеллектом. Сейчас он доступен всем, но непонятно, как им пользоваться. За желаемым результатом стоит куча скиллов, которых у людей просто нет, даже у маркетологов их нет.

Я, находясь сейчас в Европе, подключила себе Джонни, оплатила все эти аккаунты, но мне все равно нужны скиллы. Нужен язык общения с ИИ — не просто английский язык, но и профессиональные компетенции, которых у тебя раньше не было. Никто из маркетологов и менеджеров еще два года назад не умел писать суперпромт, чтобы искусственный интеллект выдал тебе нужный результат. У нас есть машина, горшочек, который варит, но ингредиенты мы должны сыпать туда сами, а мы пока не умеем.

Мы сейчас сами много тестируем, привлекаем специалистов, запускаем одними из первых на рынке курс по искусственному интеллекту, но это все еще пока джунгли: чтобы ИИ реально был поставлен тебе на службу, тебе нужны ключи общения с ним. И вот набор этих ключей пока что в дымке.

Даже первопроходцы искусственного интеллекта могут его использовать лишь узко, в своем сегменте, в своей категории, хорошо зная именно свой продукт. А вот научиться использовать ИИ масштабно, глобально, без границ — это огромный вызов.

Сколько стоит маркетплейс

Все зависит от объема ниши — одно дело нишевый маркетплейс стали и металлопроката, другое — товары для узкого рынка. В принципе, за 2 млн руб. можно запустить нишевый маркетплейс в столице, а в регионах — и за 500-600 тыс. руб.

Но тут нужна детализация. Это как с билетом на самолет — куда ты летишь, частная это авиация или лоукостер, бизнес-класс или эконом.

Скажем, сейчас мы запускаем большой маркетплейс люксовой косметики в Казахстане — там речь идет о привлечении брендов первой линейки, и там совсем другая цена вопроса.

Что касается самих ниш, то я бы выделила три. Во-первых, товары для b2b: маркетплейсы для строительных бригад, медиков и клиник, для компаний, которые занимаются озеленением дворов, парков, для профессионалов beauty-индустрии, стали и металлопроката.

Вторая — суперпрофессиональная. Например, для любителей мотокросса. Согласитесь, не пойдут любители Харли-Дэвидсон покупать шлемы на Wildberries.

И третья — это маркетплейсы услуг: продажа недвижимости, профессиональных курсов, специалистов.

Факапы при открытии маркетплейсов

Ошибок при заходе на маркетплейс много. Но самые главные — неоптимизированная карточка товара и ошибки в ассортименте.

У нас были кейсы, когда люди переходили из собственного интернет-магазина в маркетплейс и полностью переносили ассортимент с одной площадки на другую. И падали из-за низкой оборачиваемости.

Например. Ребята в Татарстане продавали в маркетплейсе чай. Попали с СТМ четко в целевую аудиторию, выросли до 2 млн руб. в месяц. Начали расширять линейку — выпускать какие-то другие чаи, мусульманские и т.п. В итоге стали заложниками расширения ассортимента. То есть бесконечное расширение и ошибки с ассортиментом чреваты очень резким падением продаж, уводом основной линейки топ-бестселлеров в минус и так далее.

Так что не расширяйтесь без необходимости, не пытайтесь наращивать продажи за счет расширения ассортимента без уверенности, что дополнительные товары не уронят ваши бестселлеры.

Ну, и, конечно, очень важно — правильно создать карточку товара, потому что это основная зона роста по привлечению аудитории.

Еще отмечу ошибки в Customer Service. Не ответили на отзыв, зарубились с клиентом, не выполнили возврат и т.п. Некоторые продавцы, наверное, думают, что маркетплейс — это Телеграм, удалил чат да и все. Но все отзывы, которые были оставлены на маркетплейсе, никогда не будут удалены, все это останется отпечатанным в мозгу клиента. Недооценка этого фактора может привести к огромным неприятностям.

Текст подготовлен на основе интервью Алексея Оносова и Алексея Никонова с Юлианой Гордон в рамках проекта «Практики бизнеса».

Ранее на DK.RU: 

«Не вписываюсь в чужую картину мира» — Сергей Балакирев о том, как сохранять ресурс

Андрей Гончаров: «Современный мир будто говорит: перестань думать, просто потребляй. Я так не хочу»

«Если ты заряжен, дорога сама тебе открывается», — Алексей Мартыненко, «Умалат»

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.