Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как заработать миллиард на кофе. История кофеен DUO

Как заработать миллиард на кофе. История кофеен DUO
Иллюстрация: DK.RU

Все думают, что кофейни — это микробизнес. Однако его можно успешно масштабировать до десятков точек по городу и до десятков тысяч точек по всему миру. Что для этого нужно?

С одной стороны, многие рестораторы и бизнесмены заявляют о том, что залог успеха компании — кадры, удачная кадровая политика, и все ясно как божий день — иди работай, масштабируй. С другой стороны, как настроить вот эти принципы работы с людьми, чтобы механизм крутился? В какие консалтинговые компании обращаться, у кого учиться, с кого брать пример?

Константин Матвеев, основатель сети кофеен DUO, на «Стартап-форуме» в «Домне» поделился установками, которые лежат в основе развития его бизнеса и которые он транслирует своей команде.

Кофейни DUO с подачи журналистов еще называют «екатеринбургский Starbucks». Сейчас на карте Екатеринбурга можно найти 10 заведений под этим брендом. К 2025 г. заявлено 30. В планах компании выйти на оборот в $1 млрд к 2030 г.

Константин Матвеев, фото: презентация, предоставленная СОФПП— В 2017 г. я открыл первую кофейню. Для нас было большой радостью, когда по итогам года мы добились выручки 1 млн руб. Для нас это казалось чем-то большим, серьезным, глобальным. В этом году мы закрываем выручку 1 млрд руб. На следующий год у нас планы не очень амбициозные — 2 млрд руб. Вообще стратегия компании — двукратное увеличение прибыли ежегодно. К 2030 г. я хочу, чтобы мы сделали капитализацию и оборот $1 млрд. Это такой единорог — мечта нашей компании.

Развиваться компании помогают некоторые базовые принципы, которыми я хотел бы поделиться.

Учиться у лучших практиков

Это первый принцип, который лежит в основе развития моей компании и с которого все начиналось. Я постиг его, когда еще не работал в ресторанах, а занимался образованием. Тогда мы изучали, как можно наиболее эффективно организовать обучение. Мы смотрели на Запад, смотрели на Гарвард и, найдя их исследования, с удивлением обнаружили, что сами они ориентировались на Россию.

Они пытались найти самую эффективную школу в мире за последние 100 лет. Критерием эффективности являлось количество выпускников, которые оставили след в мировой истории. Как вы думаете, что это была за школа? Это был Царскосельский лицей. Причиной успеха лицея было то, что большинство его преподавателей были не теоретиками, а действующими практиками, посвятившими себя своему делу. Тогда я понял свой первый принцип — для эффективной учебы надо находить лучших в профессии.

Когда я стал заниматься ресторанами в 2016 г., номером один среди рестораторов был Михаил Зельман. Сейчас мало кто знает о нем: он так хорошо занимался бизнесом, что ему пришлось уехать из России. Он основал сети ресторанов, которые называются «Бургер» и «Лобстер». Там все по $20. Они находятся в Нью-Йорке, Лондоне — только в самых крупных мегаполисах мира. Это очень большой и успешный бизнес. Настолько большой, что когда стало нужно, чтобы лобстер в ресторанах был всегда свежий, они купили в Канаде рыболовную компанию и начали сами ловить лобстера. Потом, чтобы этот лобстер оставался самым свежим, построили большие аквариумы-передержки в Хитроу и других крупных аэропортах мира.

Однажды у меня появилась возможность поехать в Лондон и познакомиться с Михаилом Зельманом. Мы с группой российских рестораторов его очень долго ждали, но по приезде первым делом он пошел не к нам, а на кухню и поздоровался с каждым работником, с кем-то даже обнялся и перекинулся парой слов. Когда он пришел к нам, мы спросили — это был театр, показуха? Он сказал: «Вы должны запомнить: есть принцип, который лежит за пределами всех принципов, — все дело в людях».

В Лондоне на тот момент была уже очень высокая конкуренция на рынке труда. Он отметил, что когда-то эта конкуренция придет и в Россию, и тогда мы увидим, что основная борьба в бизнесе будет разворачиваться на этом рынке, а не на каком-либо другом.

Монопродуктовый манифест Михаила Зельмана

Мы долго его расспрашивали, почему он занимается лобстерами и какая идея лежит в основе развития его бизнеса. Он сказал: с его точки зрения, существует такое понятие, как монопродуктовый манифест. В бизнесе это воплощается в том, что ты выбираешь одно направление. А если говорить вообще, это про то, чему ты готов посвятить свою жизнь, что является страстью твоей жизни, ради чего ты готов рано вставать и много работать, что написано в твоей трудовой книжке от Бога. Про что ты сам.

Я люблю кофе и вино. Это моя страсть — то, чем я готов был заниматься тотально на все 100% — рано вставать и много работать. Со временем, правда, мое «дуо» превратилось только в одну любовь — любовь к кофе: чтобы рано вставать, от вина пришлось отказаться. Еще позже я понял, что даже и не в кофе дело. Все дело в любви, но не к продукту, а к людям.

Цистерна воды, или дисциплина и последовательность

У меня был классный тренер дисциплины и последовательности с шести лет — это мой отчим. Как-то он купил восьмикубовую бочку из-под молоковоза, поставил рядом с ней ручную качалку для воды и сказал: «Качай». Я накачал ее за два дня. Он приехал и всю воду вылил на свои помидоры, потом сказал «накачай опять». Я запомнил на всю жизнь эту бочку от молоковоза и запомнил, что такое дисциплина и последовательность.

Недавно мы изучали лучшие компании Екатеринбурга. Одна из них — «Золотое яблоко». Они образовались в 1996 г. На рынок Челябинска вышли только через 11 лет, на рынок Москвы — через 20 лет. Вообще, компании сейчас 27 лет. То есть это тоже история дисциплины и последовательности, про «качать бочку», чтобы реализовать проект и создать продукт.

Все дело в людях — как это понимать?

Однажды мы пришли к Валентину Кузякину и спросили — скажи честно, в чем секрет твоих кофеен ENGELS? Он говорит: «Если очень глубоко, то в людях — это кадры, кадры и еще раз кадры». Найти нужного человека — это как история про то, что в жизни нужно прочитать всего лишь одну книжку, но чтобы понять — какую, нужно прочитать все остальные.

Наша кадровая стратегия заключается в том, что не нужно нанимать профессионалов. Когда я учился на АВА, нам показали картинку, где нарисован волосатый чувак в свадебном платье. Нас спросили: взяли бы вы его к себе на работу? 99% ответили «нет», а это был миллиардер Ричард Бренсон. Мораль: выбирайте не по форме, а по наполнению.

Сейчас все кофейни строятся за рекордные сроки. Кофейню в «Радуге», например, мы запустили за 17 дней. «Макдональдс» некоторые свои объекты сдает за сутки. «Старбаксов» только в Китае девять тысяч. А что делать? Если хотеть капитализацию в миллиард, нужно очень быстро масштабироваться. Так вот наши кофейни сейчас строит человек, который пришел к нам худеньким мальчишкой со смешной прической, и он совсем не был строителем, когда мы его взяли.

То есть наш секрет очень прост — мы выбираем не профессионалов, мы выбираем в первую очередь людей, с которыми нам хотелось бы жить и работать. По этому поводу мы никогда не обращались в консалтинговые компании, потому что в этом нет смысла — мы идем собственным путем.

У нас есть внутренний клуб для сотрудников, потому что мы считаем, что человек и его внутренний настрой — это самое важное для компании. Я как человек, который отвечает за обучение, знаю, что единственный способ научить — быть примером.

Мое утро начинается в 4.30, и время до 6.30 посвящено мне. Это связано с повышением эффективности меня на работе, потому что я работаю без выходных. Единственный ресурс, который может меня ограничить, — это мое здоровье. Многие лайфхаки по поддержанию своего здоровья — йога, суставная гимнастика, силовые упражнения — я запускаю внутрь клуба, я отгружаю ребятам те ценности, которые собираю уже 45 лет.

Базовая ценность человека — развивать себя как собственный проект. То есть себе нужно посвящать много времени — здоровью, интеллектуальному и социальному развитию. Здесь работает такой же принцип, как в самолете, когда нужно надеть маску сначала на себя, потом на остальных.

Также принцип «все дело в людях» можно распространить на людей, которые сидят в наших кофейнях, пьют из наших стаканчиков, которые так же сидят на ваших стульях и носят вашу одежду… Истории, подтверждающей этот принцип, у меня нет — ее придется написать вам самим.

Читайте также на DK.RU: «Укотовлены конкретно». Как Листраткин открыл кофейню с котами без опыта в общепите

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.