Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Нет экономически оправданного спроса». Производство новых российских самолетов сократят

«Нет экономически оправданного спроса». Производство новых российских самолетов сократят
Иллюстрация: freepik.com

Согласно планам развития авиаотрасли, ежегодное производство самолетов должно составить 140-270, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

Планы по выпуску почти 1 тыс. российских гражданских самолетов, заложенные комплексной программой развития авиаотрасли (КПГА) до 2030 г., будут пересмотрены в сторону сокращения, пишет «Коммерсант».

В ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу, что нет «экономически оправданного спроса» на такое количество новых отечественных самолетов. Источники говорят, что итоги аудита и перспективы поставок будут обсуждаться на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина.

Аудит на заводах ОАК был назначен правительством после того, как Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114-300. Как рассказывал DK.RU, замещение западного флота было намечено на 2024 г., однако было отложено до 2026 гг. из-за того, что испытания самолетов не завершены.

Согласно программе развития авиаотрасли, парк иностранных самолетов всех типов должен сократиться с 738 лайнеров в 2022 г. до 319 самолетов к 2030 г. с ускорением выбытия с 2026 г. В замен россиский авиапром должен получить 1036 отечественных пассажирских самолетов.

Аудиторы пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством воздушных средств образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не соответствует коммерческому спросу». Было запланировано ежегодное производство 140-270 самолетов, но реальная потребность оценивается аудиторами в 50-60 самолетов.

Структура спроса оказалась сильно смещена в сторону МС-21, спрос на Ту-214 будет ограничен по времени, а SJ-100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета в пользу МС21, — говорят аудиторы.

Ранее, согласно опросам авиакомпаний говорилось, что 400 самолетов МС-21 необходимы для «Аэрофлота». Входящая в «Ростех» RedWings заявляла о готовности купить116 самолетов SJ-100 и 204 МС, авиакомпания S7 планировала пополнить парк 125 суднами МС-21 и 25 SJ-100.

Собеседник издания говорит, что планы по производству 1 тыс. самолетов к 2030 г. составлялись как раз по итогам опросов авиакомпаний, но релевантность «этого опроса» вызывает сомнения.

SJ-100 не будет обеспечен спросом за рубежом, а в России его востребованность под вопросом… На такую размерность (100 мест) в мире приходится менее 5% рынка, — говорят источники.

По оценкам ОАК, текущего авиапарка примерно из 880 самолетов достаточно для перевозки как минимум 113 млн пассажиров в год. При этом у авиакомпаний достаточно резерва для поддержания перевозок на имеющихся иностранных самолетах за счет продления налета. 

Еще один фактор, который влияет на пересмотр планов по производству самолетов — их стоимость. Аудиторы увидели и риск кассовых разрывов по всей цепочке производства.

Так, себестоимость первых SJ-100 к 2027 г. оценивается в 5,4 млрд руб., или $63 млн по текущему курсу ЦБ, МС-21 — почти в 9 млрд руб. ($103 млн). При этом конкурент SJ-100 Embraer 190-200 стоит около $40 млн., аналоги МС-21 — Airbus A320 и Boeing 737 — 45-50 млн.

Себестоимость импортозамещенного МС-21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W, стоивших до санкций 800-900 млн руб., на отечественные ПД-14 стоимостью почти в 1,8 млрд, — говорит собеседник.

При этом другой собеседник категорично говорит, что производители и поставщики пока могут обеспечить производство лишь шести самолетов каждого типа в год:

В условиях загрузки всей авиационной промышленности гособоронзаказом на 80% поставленная перед гражданским дивизионом ОАК задача — заведомо нереалистична, — утверждает он.

Как пишет издание, по итогам аудита Минтрансу с участием ОАК и авиакомпаний предложено разработать новую оптимальную целевую модель перевозок, поскольку нынешняя «не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний».

Ранее DK.RU приводил слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что в авиакомпаниях с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов, поскольку возможностей ремонтировать судна не будет.

Поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов: это, прежде всего, конечно, МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.

Также он отмечал, что названия Superjet будет измененно, вероятнее всего, на «Яковлев».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.