Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии Talisman

Анна Шешенина
Анна Шешенина. Автор фото: Денис Полуэктов. Иллюстрация: DK.RU

В 1990-е, когда открылись границы, возникла потребность в частных языковых центрах. После пандемии и начала СВО спрос на знание языков пошел на спад. Многие закрылись, но не все. Почему?

В проекте «Ген уральского предпринимательства», помимо исторических очерков, мы обращаемся к опыту предпринимателей, которые решились вести бизнес при участии членов семьи. Как складываются их отношения, в чем сложности и выгоды семейного бизнеса?

Сегодняшние герои 34 года назад открыли непростой проект — Языковую Академию Talisman. Такой бизнес всегда зависит не только от ситуации внутри страны, но и от глобальной политической обстановки, а также от умения собственников и топ-менеджеров строить отношения с клиентами. Его нельзя масштабировать по шаблону — слишком много переменных.

Возможно, поэтому многие языковые центры существуют в пределах одного кабинета, многие закрылись в пандемию, а те, кто не закрылся тогда, ушли с началом СВО, потому что геополитика изменилась. Однако Talisman — другое дело, и в этом его уникальность.  

Языковая школа появилась в начале 1990-х, а в этом году отрабатывает 34-й сезон (длится с сентября по май). Ею управляют уже два поколения собственников — Елена Подстрешная, основатель, и ее дочь — Анна Шешенина, генеральный директор.

Как выстраивался семейный бизнес в 1990-е, когда никаких традиций, связанных с этим, в стране еще не было? Как сейчас выживают языковые центры, когда перспективы сдать международный экзамен, уехать учиться в Европу или работать в западной компании резко сократились? Об этом в интервью Анны Шешениной на DK.RU.

Talisman это ведь не просто языковой центр, который располагается в нескольких кабинетах, здесь все масштабнее?

— Да, у нас несколько образовательных направлений. Языковая академия — только один из них. Еще есть книготорговая компания — мы продаем учебную литературу для освоения языков. Есть клуб, где проходят занятия по гибкому графику для взрослых. Есть онлайн-школа. В этом году у нас появился новый проект — «русский для жизни».

Talisman возник как альтернатива школе, где не учили разговорному языку?

— В советской школе в принципе не было задачи научить людей разговаривать. Учили переводить тексты. Мало кто осваивал язык как инструмент общения. С тех пор в России появились понятия разговорный и неразговорный язык, хотя они, по сути, неверные. Как язык может быть неразговорным? Латынь если только.

В 1990-х политическая ситуация изменилась, открылись границы и людям захотелось общаться. Тогда и был создан центр. Он работал по эмоционально-смысловому методу. Это авторский метод профессора Игоря Юрьевича Шехтера, созданный для взрослых. Talisman начинался как центр обучения взрослых. Метод сам по себе крутой — по нему обучали первых космонавтов на Байконуре. 

Как ваша мама узнала про этот метод?

— Моя мама не лингвист, по образованию она юрист, а по призыву или состоянию души — настоящий предприниматель. Она смогла увидеть потребность в обучении языкам, нашла людей, которые в этом разбираются, познакомилась с кем-то из преподавателей, собрала команду и организовала процесс обучения — так появился Talisman.

А как вы попали в бизнес?

— Меня особо никто не спрашивал, хочу ли я, — дали стопку объявлений и сказали: «Иди расклеивай». Мне тогда было 10 лет. Потом меня повысили, сказали: «Иди мой кружки в баре». Я не помню, чтобы у мамы было свободное время в те годы. Это отразилось и на моем детстве.

Talisman стартовал в 1991 г., а я в том же году пошла в первый класс. В школу я пришла самостоятельно. На линейке была без родителей, но с цветами. Так мамин бизнес стал школой жизни не только для мамы, но и для меня.

Девяностые — это такой период, прожив который люди либо переходили некий рубеж и принимали новую реальность, либо у них это не получалось. Не все использовали это время как шанс, не все смотрели на трудности как на возможности. Мне приходилось трудно, но я с благодарностью отношусь ко всему этому — и к тому, что приходилось помогать маме в работе, и к тому, что приходилось быть самостоятельной.

После школы я поступила на факультет иностранных языков, училась и параллельно работала менеджером или преподавала. Ко мне всегда был повышенный спрос: если я опаздывала, я сама себе писала выговор и вешала его в учительской.

То есть вы в проекте мамы с 10 лет?

— Не знаю, правильно ли это. У каждого свой путь. У нас вот так получилось. Был период, когда я начала сомневаться — мое это или не мое. Это сейчас детей воспитывают по-другому, давая им море возможностей, проверяя, что ему откликается, соблюдая его личные границы… Скажи я моей маме про личные границы в 1991 году… Тогда никто такими понятиями не оперировал.

С одной стороны, жесткость закаляет, с другой, все это все равно приходится прорабатывать в осознанном возрасте. Поэтому, конечно, у меня был период в жизни, когда я задумывалась, правильный ли путь выбрала, может, иностранные языки — это не мое.

Но в итоге вы стали преподавателем английского?

— Я владею английским языком. Но я не веду занятия. Если говорить о том, учитель я больше или предприниматель, совершенно точно по призванию я — второе. Я больше коммерсант, хотя все ценности учебной деятельности — образование, развитие — для меня не чужды. В этом бизнесе, наверное, по-другому и нельзя. Образовательный бизнес — это бизнес, но, на мой взгляд, невозможно смотреть на учебный процесс только с этой стороны.

Мы всегда говорим своим студентам, что знание иностранного языка — это инструмент или преимущество, это ключ, который откроет новые двери и даст еще больше возможностей.

Знание английского языка позволяет получать информацию из большего количества источников. 90% информации в интернете на английском языке. Так сложилось, если ты хочешь развиваться в IT, fashion, вырастить производство до международного уровня, английский язык тебе в помощь. Это такие мотивационные опорные камни.

Ну и, конечно, дети — наша особая гордость. Помимо лингвистического образования, мы принимаем участие в их воспитании каждодневно.

Наблюдая за нашими выпускниками, мы видим, что очень многие поступили в зарубежные вузы, сдали международные экзамены, устроились работать в компании международного уровня. Казалось бы, система работает, но …

Разговаривая с людьми, мы увидели, что многим изучение иностранного языка нужно не с целью обучения, развития, роста, а чтобы просто уехать за границу. Видимо, такая цель сформировалась в отсутствии внутренней опоры, идентификации себя как части русской культуры. Так со временем мы пришли к тому, что русский язык преподавать тоже нужно.

Какая целевая аудитория может быть у такого курса?

— В прошлом году мы вышли с предложением «русский для жизни» — это русский язык для русских детей. По входным тестированиям, по интервью с детьми и взрослыми стало ясно, что школьная программа не мотивирует их интересоваться родным языком, потому что они не видят в нем области практического применения.

Есть чат GPT, What’s up и Т9, которые исправляют ошибки, — зачем самому знать все это? Мы постарались найти другие смыслы для детей, чтобы мотивировать их интересоваться именно языком. В этом году у нас 11 групп. Мы занимаемся в режиме онлайн. Старались сделать программу такой, чтобы она была максимально интересной.

Я обожаю русскую классику, но то, как в школе знакомят с произведениями школьной программы, — идет явно не по любви, а через сопротивление, потому что дети не понимают, зачем им это нужно.

Нашу программу мы постарались сделать максимально прикладной. Чтобы эту информацию можно было применить на практике — сделать проект, написать пост, письмо, заявление о приеме на работу. Сочинения пишут в школе на несколько листов, а потом, когда приходят устраиваться на работу, не знают, как составить элементарное заявление своими словами — понятными, доступными и емкими.

Вы планируете масштабировать эту идею или свой бизнес?

— С этого года у нас стартовал еще один проект — «Академия образовательного бизнеса ALLTON». Это направление ориентировано на владельцев учебных центров, необязательно языковых, всех, кто строит бизнес в образовании. По прошествии 30 лет работы мы поняли, что готовы делиться своим опытом.

Но это не франшиза, это обучение. Франшизу я не хотела бы продавать, потому что в образовательном бизнесе все построено на людях. Вот эта теплота и близость — она на 80% залог успеха. Да, он зависит от того, как выстроены процессы, но чтобы выстроить их, нужно быть в плотном контакте с людьми. От фигуры собственника и руководителя, таким образом, зависит очень многое.

Продать 50 франшиз и быть неспособным контролировать уровень качества — не по мне. Поэтому франшизу мы продавать не будем. Мы готовы поделиться тем, что есть у нас — решениями, документами, выстроенными бизнес-процессами, своими системами автоматизации.

У вас по-прежнему работают носители языка?

— Да. Но вообще, когда носитель языка еще и преподаватель по образованию — это большая редкость. За всю историю существования компании у нас таких работало человека три-четыре. Сейчас в России этих людей можно по пальцам пересчитать. Потому что пригласить кого-то сюда жить — очень длительная и кропотливая задача, связанная с оформлением официального приглашения. Плюс есть культурные и климатические особенности.

Мы работаем в основном с экспатами — людьми, которые здесь уже живут по воле судьбы и имеют разрешение на проживание и работу. По стоимости занятие с носителем языка дороже, но некритично.

Из предыдущего интервью:

Можно ли научиться быть предпринимателем?

— Быть предпринимателем — это уметь ходить неизведанными тропами, прокладывать собственный путь. Есть вещи, которые не заглушить, врожденное предпринимательство — об этом. 

Чтобы быть предпринимателем, необходимо обладать особыми личностными качествами. Нужно уметь оценивать риски, видеть горизонт планирования. Предприниматель должен обладать высоким порогом терпимости к неопределенности. От этого во многом зависит масштаб и успех деятельности.

Также должна быть проактивная позиция: что бы ни случилось, сохраняй способность к действию. А еще важна честность, особенно важно быть честным с самим собой: признавать ошибки, осознавать слабые стороны. 

Также важно доверять людям и делегировать им задачи. Если предприниматель будет распыляться и сам выполнять всю работу: я же дворник, я же менеджер, я же водитель, я же шеф-повар — ничего хорошего не выйдет.

Лидер бизнеса должен делать только то, чего никто другой сделать не сможет, а всю остальную работу отдавать приглашенным специалистам, которые сделают ее в сотни раз лучше и быстрее.

Так получилось, что Talisman — семейный бизнес. Хотите, чтобы ваши дети продолжили его?

— Talisman должен быть успешным бизнесом, и кто будет им управлять, дети или наемный топ-менеджер, неважно. 

Нужно делать то, что хорошо для бизнеса. Если ребенок не демонстрирует тяги к предпринимательству, не обладает требуемыми навыками и знаниями, я лучше поделю ответственность с кем-то из сотрудников, с кем можно развиваться в партнерстве. Конечно, хочется, чтобы бизнес с более чем 30-летней историей жил и развивался, и мне импонирует тема династии, но двигать бизнес должны профессионалы, люди, которые горят этой идеей. 

Читайте также на DK.RU: В Екатеринбурге открылся китайский языковой центр.

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.