Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность
Иллюстрация: DK.RU

Тотальный офисный режим неприемлем для большинства соискателей, однако удаленная работа команды — вызов для управленцев. В погоне за трендами можно упустить контроль и потерять в эффективности.

Работа в гибридном графике, особенно в летний период, в последние годы становится определяющим фактором при выборе работодателя. Такой формат предполагает, что сотрудник по согласованию с руководством может решать, в какие дни он будет находиться в офисе, а когда работать удаленно.

По мнению профессионального HR-сообщества, гибрид — наиболе оптимальная модель работы на сегодняшний день, она позволяет компаниям проявить лояльность к специалистам и повышает шансы на удержание талантов. В то же время эксперты Ассоциации рекрутинговых агентств (АРА) предупреждают, что работодатель должен четко контролировать офисный график и выполнение планов, при этом внедрение гибридного и тем более удаленного режима работы некоторым отраслям бизнеса или отдельным сотрудникам не подходит.

ГЛАВНОЕ

 
  • 62% сотрудников ценят гибкость и гибридный график работы.
  • Гибрид и удаленка невозможны для подразделений с интенсивным взаимодействием — клиентских служб, финансов, ритейла, медицины, производства.
  • Для большинства сотрудников личный комфорт важнее работы.
  • Сотрудникам важна повышенная «забота», четкая и оперативная обратная связь.
  • Дистанционка может привести к потере управляемости командой, если нет контроля.
  • Многие сотрудники не умеют работать вне офиса.
 

Кандидаты больше не мечтают

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 1Лариса Богданова, директор IBC HR, президент АРА, член совета АКПП:

— Лето и жара ухудшают концентрацию даже самых трудолюбивых и ответственных сотрудников. Часть сотрудников без сожаления увольняется на летний сезон, директора и HR разводят руками. Исследование SuperJob доказывает, что гибкий график работы повышает вовлеченность на 25%, а жесткий режим снижает эффективность на 18%.

По данным ВЦИОМ, 62% сотрудников ценят гибкость, гибридный график для них оптимален. Ритейл и производство, медицина требуют полного офисного дня. Логистика, IT, HR и маркетинг эффективны на удаленке.

«Делай дело, цени время» — я дала своей команде IBC HR свободу в выборе графика, ни один сотрудник не ушел на полную удаленку. Некоторые рекрутеры начинают рабочий день в 5 утра, другие в 7, а кто-то работает с 11 часов. Время — главный капитал. Результаты работы показали прогресс, значит, внедрение успешное.

Трансформация графиков работы требует от руководителей высшего пилотажа в управлении и осознанной последовательности в инновациях.

Я рекомендую бизнесу:

  1. Меняться и менять рабочие графики, экспериментировать.
  2. Тестировать графики в пилотных проектах. Есть совы и есть жаворонки, можно настроить рабочий ритм по группам.
  3. Обучать руководителей управлению гибридными командами и гибкости.
  4. Слушать и слышать сотрудников. Эффективный график повышает производительность и удерживает таланты.
  5. Проводить бенчмаркинг, изучать, как система работает у других компаний.

Формат работы vs Формат лидерства: что ищут сотрудники в 2025 г.

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 2Вадим Брежнев, основатель компании «Брежнев Консалтинг»:

— В «Брежнев Консалтинг» мы видим: подход к формату работы меняется. Все больше компаний возвращают сотрудников в офис — не ради контроля, а чтобы усилить контакт, корпоративную культуру, энергию и синергию. Чтобы включить команду в достижение целей.

Многие наши клиенты пересобирают процессы, заново выстраивают климат в компании. Потому что там, где есть команда, легче проявлять лидерство. А там, где каждый сам по себе, особенно на удаленке, сложнее вдохновлять, синхронизировать, управлять. Руководители говорят: работа в офисе — это про скорость, слаженность, единение.

Но дело не в локации. Дело в атмосфере. В культуре. В лидерах. Люди приходят в компанию, а уходят от руководителей. И сегодня задача лидера — не контролировать, а развивать, вдохновлять. Создавать эффект 1+1=3.

Именно с этим мы работаем на стратегических и командных сессиях. Мы помогаем командам заново договариваться о важном, находить драйверы взаимодействия и точки роста. Помогаем лидерам расти вместе с бизнесом. И трансформировать культуру не формально, а изнутри. Через контакт, через энергию, через смыслы — и через настоящую работу команды.

Что эффективнее для бизнеса: офис, удаленка или гибрид?

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 3Юлия Пустобаева, руководитель департамента управления и подбора персонала в компании Efix Group:

— Формат работы — ключевой фактор, влияющий на продуктивность, удержание сотрудников и привлекательность компании для талантов.

Офисный график необходим для подразделений с интенсивным взаимодействием — клиентских служб, финансов, производства. Он обеспечивает оперативность и слаженность процессов, но может не подходить сотрудникам, стремящимся к гибкости и балансу между работой и личной жизнью.

Удаленка расширяет доступ к талантам по всей стране и миру, снижает издержки и повышает автономию. В то же время она требует высокого уровня самоорганизации и развитых цифровых процессов.

Согласно Gallup, около 60% работников компаний с возможностью удаленки предпочитают гибрид, 33% — полностью удаленный формат, менее 10% — офисный режим.

Гибрид — компромисс свободы и контроля. По данным McKinsey, 90% компаний планируют сохранить гибрид. Он повышает вовлеченность и продуктивность, но ограничивает наем специалистов рамками одного города или региона.

Оптимальный подход — комбинировать: клиентские и операционные подразделения в офисе, IT и маркетинг — удаленка или гибрид. Компании, которые адаптируют график под специфику команд, получают конкурентное преимущество.

Читайте также на DK.RU: Рынок труда и подбор персонала: эксперты о самом важном

«Новый лидер — не контролер, а модератор»

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 4Анна Рассомахина, директор кадрового агентства «Ценные люди», программный директор HR FORUM BIG FISH, автор телеграм-канала «Заметки опытного HR»:

— Еще в 2016 г., когда я была директором по персоналу в девелоперском холдинге в аквапарке, каждую весну уходило до 20% сотрудников, предпочитавших лето провести на даче. Пандемия усилила этот тренд, сделав личный комфорт важнее работы.

Далее подоспели альтернативные варианты заработка, при которых не надо ходить в офис пять дней в неделю и сидеть там по восемь часов в день. Миллениалы и зумеры сориентировались побыстрее, поколение Х тоже поняло пространство и ситуацию, но чуть позже. Так работодатели попали в ситуацию, когда надо договариваться, а авторитаризм перестал работать.

Те, кто не перестроился, начали терять персонал, и рейтинги таких компаний поползли вниз. Те, кто всегда выбирал партнерскую, гибкую позицию, начали существенно опережать и выигрывать. На первый план вышла концепция человекоцентричности. Гибкость стала необходимостью в гонке за лучшими кадрами.

В таких условиях важно не забывать о результативности. Роль руководителя-надзирателя — больше не рабочий вариант. Новый тип руководителя — это скорее модератор, нежели контролер. Его задача заключается не в том, чтобы строго следить за выполнением правил, а в создании среды, способствующей эффективной работе команды.

Такой руководитель:

• Организует пространство для общения и обмена опытом внутри коллектива.
• Помогает сотрудникам расти, предоставляя ресурсы для профессионального развития.
• Координирует совместную деятельность, направляет усилия членов команды на достижение общих целей.
• Поддерживает психологический комфорт: доверяет подчиненным, создает атмосферу открытости и взаимного уважения.

Лидер становится проводником изменений, вдохновителем и наставником, а не надзирателем.

Полный рабочий день в офисе, удаленка или гибрид – как выбрать?

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 5Ирина Горбунова, HR эксперт Консалтинговой компании «Счетовод»:

— Я считаю, что к выбору рабочего графика важно подходить разумно, опираясь на возможности и стратегические цели работодателя, конкретную должность и потребности сотрудников. То есть применяя индивидуальный подход.

Безусловно, есть отрасли, где дистанционная работа напрашивается сама по себе. Это по-прежнему ИТ, крупные компании с сильным менеджментом, где расширение географии найма позволяет привлекать интересных специалистов или должности, когда функционал не связан с присутствием в офисе.

Мое мнение, что без очевидной необходимости не стоит внедрять в компании дистанционный график, желая сэкономить расходы на содержание людей, или по первому желанию того же сотрудника.

Мы живем в эпоху организационной тревожности, антихрупкого работника и переломного момента несоответствия навыков. Сегодня в реальном мире кризис лидерства, когда в том числе руководители столкнулись с тем, что нет навыков управления командами с дистанционными графиками.

Самая распространенная причина увольнения сотрудников — недостаток поддержки лидера; 20% сотрудников испытывают ежедневное одиночество, особенно на удаленной работе (Gallup, 2025). И все вышеперечисленное играет не на пользу дистанционной работе.

Людям сегодня важны повышенная забота, четкая и оперативная обратная связь, помощь в адаптации к новым технологиям. А при дистанционной работе, как правило, и обратная связь, и внимание со стороны руководителя минимизируются, ожидаемой поддержки не случается, люди не чувствуют себя сопричастными к команде.

Принимая решение о выборе графика, я бы посоветовала не гнаться за трендами и мнениями, а опираться только на потребности, возможности и цели своей компании.

Если говорить об удаленном или гибридном графике, то перед внедрением важно ответить себе на вопросы:

  • Готова ли компания управлять людьми на дистанционке?
  • Ваши лидеры умеют управлять сотрудниками в новых условиях?
  • Как будете нивелировать риски, связанные с удаленным графиком?

На сегодняшний день рисков при удаленном графике больше, чем преимуществ.

Гибкость без стратегии: как график работы влияет на эффективность и бренд работодателя

«Мы живем в эпоху антихрупкого сотрудника». Как график работы влияет на эффективность

 6Аверина Юлия, директор кадрового центра «Метрополис», вице-президент АРА по работе с партнерами:

— Рабочий график — это не просто внутренняя договоренность, а мощный управленческий рычаг и элемент HR-бренда. Особенно в летний сезон, когда у части команды фокус уходит, а результат — снижается.

Гибрид — это компромисс, но требующий зрелости команды и сильного руководства.

Недавно к нам обратился наш постоянный клиент, он решил открыть новый бизнес, кофейню, и нужен бариста. Это не наш профиль, но решили помочь. График работы у бариста с 8.00 до 21.00. Мы столкнулись с отказами из-за графика, люди хотят работать по полдня. Вроде бы и зарплата за полный день выше, но не готовы, хотят полегче.

Или вот недавний отказ кандидатки: я не могу работать до 18:00, отказываюсь. У моего кота диабет и нужно ставить уколы после 15:00.

И в том и в другом примере задача для руководителя — подстраиваться или нет?

Сегодня компании конкурируют не только зарплатами. Формат работы (офис, удаленка, гибрид) стал одним из ключевых факторов выбора работодателя. При этом подход «главное — свобода» без стратегии превращается в потерю управляемости. Не график важен, а то, что за ним стоит: цели, смыслы, ценности.

Многие до сих пор не умеют работать вне офиса — дисциплина падает, границы стираются. Именно здесь возникает вызов для управленца: не просто выбрать формат, а встроить его в культуру и смысл, не потеряв в производительности.

В каких отделах сотрудник нужен в офис?

  • Продажи и сервис — где критична плотность взаимодействия и скорость обратной связи.
  • Новые отделы и команды в фазе становления.

Когда работает удаленка?

  • IT, маркетинг, аналитика — при наличии четкой системы задач и прозрачного контроля результатов.

Справка

 
Ассоциация рекрутинговых агентств (АРА) включает 24 ведущих агентств в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Омске и Брянске, которые осуществляют:
— подбор руководителей среднего и высшего звена;
— подбор уникальных (редких) специалистов;
— подбор специалистов и рабочих;
— executiveSearch, HeadHunting;
— мониторинг заработных плат;
— HR-консалтинг;
— обучение и программы развития компетенций.
Агентства Ассоциации смогут усилить подбор персонала благодаря:
— экспертизе в подборе в различных отраслях и сферах, глубоком понимании рынка труда; — оперативности в закрытии вакансий;
— расширенным возможностям поиска кандидатов во всех регионах (50+ каналов и инструментов поиска);
— гарантии с бесплатной заменой;
— умению профессионально вести конфиденциальный поиск;
— представлению только подходящих кандидатов и экономии времени.
 

Подробнее о рынке труда и подборе персонала читайте по ссылке.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.