Таксисты требуют пересмотреть закон о локализации машин в автопарках

Несмотря на принятие Госдумой соответствующего закона, у отрасли остается много вопросов. В частности — на чем можно будет возить пассажиров с 1 марта 2026 года.
Общественный совет по развитию такси обратился к президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину с просьбой создать на площадке РСПП рабочую группу по подготовке к локализации машин, используемых в такси. В эту группу должны войти не только представители власти и автопроизводители, но и участники рынка пассажирских перевозок, пишет «Коммерсант».
У таксопарков в очередной раз возник вопрос — какой все-таки транспорт можно будет использовать в пассажирских легковых перевозках.
Как ранее рассказывал DK.RU, изначально планировалось, что уже с октября 2025 г. заработает правило, по которому службы такси смогут использовать лишь автомобили с определенной степенью локализации. Была разработана система баллов, которые начисляются за долю отечественных узлов, агрегатов и комплектующих в автомобиле; в перевозках могут быть задействованы только машины, набравшие не менее 3200 баллов. На этапе обсуждения законопроекта эксперты выяснили, что этим критериям соответствуют только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.
Естественно, перевозчиков ситуация сильно обеспокоила, ведь большинство таксопарков сейчас оборудованы преимущественно китайскими марками. Общественники обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить законопроект, поскольку он нарушает права потребителей и антимонопольное законодательство, а региональные перевозчики предупредили о неминуемом росте цен на услугу. РСПП также выступил против первой версии законопроекта: его представители считают, что из такси могут уйти 100 тыс. самозанятых водителей, а цены на услугу вырастут минимум на 15%.
В ответ на массовое недовольство комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры разработал ряд поправок.
В частности, начало действия закона было перенесено на 1 марта 2026 г. и был добавлен пункт об условиях, при которых автомобиль был произведен. Так, для включения машины в реестр такси либо ее локализация должна соответствовать 3200 баллам, либо автомобиль должен быть произведен в рамках специнвестконтракта (СПИК), заключенного с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2025 г. Возможен и допуск машины, выпущенной по более позднему СПИК, но это потребует решения правительства.
С 2033 г. единственным условием включения в реестр станет количество баллов локализации.
В мае Госдума приняла закон сразу во втором и третьем чтениях. Но участники рынка утверждают, что отрасль не готова к нововведениям. По словам главы Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, к ним массово обращаются таксопарки, которые не понимают, как им подготовиться к 1 марта 2026 г.
Слова Зариповой подтверждают в службе заказа такси «Максим», служба поддерживает идею о создании органа, который будет координировать таксомоторных перевозчиков, автопроизводителей и представителей власти.
Самое главное — никто на рынке такси не понимает, какие автомобили будут допущены для работы с 1 марта следующего года. Сейчас закон о локализации содержит исключительно запрет на использование конкретных автомобилей в такси, а требований к локализованным автомобилям еще не существует, кроме общего количества баллов локализации, говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Этот критерий относится к автопроизводителям и абсолютно не учитывает особенности автомобилей для такси, считает он.
По словам перевозчиков, было бы разумно, если бы работать в такси разрешили всем производимым в России автомобилям, не привязываясь к системе баллов и СПИК.



