Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group

Главная проблема для бизнеса сейчас — падение спроса, уверен Дмитрий Алексеев, а значит, непонятно, как развиваться дальше. Кроме того, на розничном рынке царит «схематоз», и с ним никто не борется.
Совладелец и директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев сообщил, что падение потребительского спроса — главная проблема для развития бизнеса. Его мнение, высказанное телеканалу РБК, приводит одноименное агентство.
За 30 лет ведения бизнеса я не помню ситуации, чтобы рынок потребительских товаров в номинальных рублях, просто в рублях сокращался. У нас были периоды, когда рынок мог падать в штуках, в долларах, но вот в рублях, без учета даже инфляции, он никогда не падал, — заявил Дмитрий Алексеев.
Описывая ситуацию, Алексеев сказал, что падение рынка в рублях коснулось многих категорий товаров. Это в том числе связано со сберегательной моделью поведения, к которому прибегает население в последние два года. Люди выбирают — либо приобрести дорогую технику, либо положить деньги на депозит, чтобы на них заработать.
Эти нюансы бизнес вынужден учитывать, строя стратегии развития. То есть ему приходится угадывать, когда случится отток с депозитов, что будет с курсом валют и т.д.
Мы видели, что депозиты переманивают у нас клиентов. Произойдет ли обратный эффект, не знаем. Мы должны либо делать ставку, либо подразумевать разные сценарии. Один из вероятных сценариев, что все-таки динамика курса переломится и мы можем увидеть к Новому году и 100 (руб. за доллар. — РБК), гадание на курсе неблагодарная вещь. Но мы в своих бизнес-моделях вынуждены рассматривать и такие сценарии, — пояснил глава DNS.
Помимо этого, на традиционный ритейл оказывают влияние маркетплейсы. По словам Алексеева, они совершили настоящую революцию с точки зрения доступности товаров, при этом перестраивали рынок и использовали возможности, которыми большие игроки не воспользовались. В итоге два маркетплейса в России стали контролировать 15% всей розничной торговли.
В свою очередь, около 15% такого бизнеса основано на трансграничной торговле, сказал Алексеев. Товары, получаемые по этому каналу, не подлежат сертификации, маркировке, с него не платится НДС, госорганы его не фиксируют.
На единицу товара, ввезенного по этой схеме, разница достигает 20%. Это никакой эффективностью не покрывается. Если это ок, весь рынок будет так работать, давайте так. Тогда через два-три года примерно 30–40% всего бизнеса будет проходить через этот канал. Но это, как бы кажется, не очень разумная политика с точки зрения государства. Потому что это дырка на таможне, — пояснил он.
Он призвал государство не подталкивать участников рынка к конкуренции в подобном «схематозе», а сосредоточиться на создании условий, при которых компании могли бы строить собственные процессы эффективнее для потребителя.
Как писал DK.RU, компания DNS заняла пятую строчку в рейтинге Топ-100 крупнейших интернет магазинов за 2024 г., составленном Data Insight. Общий объем выручки онлайн-ритейлеров, которые вошли в рейтинг, составил почти 10,5 трлн руб., при этом больше половины этой суммы сгенерировали два игрока — Wildberries (3,32 трлн руб.) и Ozon (2,52 трлн руб.).
Также в первую пятерку по выручке вошли: Яндекс Маркет (535,3 млрд руб.), Мегамаркет (342,6 млрд руб.) и DNS (263,6 млрд руб.).



