Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Сила гармонии: чему бизнес может научиться у симфонического оркестра

Сила гармонии: чему бизнес может научиться у симфонического оркестра
Иллюстрация: предоставлено Аллой Петровой-Лемачко

Музыкантов нельзя подчинить формально — их можно лишь увлечь и убедить. Именно так работает дирижер, превращая множество голосов в единое звучание. Новая колонка Аллы Петровой-Лемачко.

DK.RU продолжает серию материалов о классической музыке. В новой колонке руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук Алла Петрова-Лемачко рассказывает о феномене симфонического оркестра и о том, как музыка объединяет исполнителей и слушателей.

Алла Петрова-Лемачко:

— Хочу поблагодарить за теплые отклики на мое первое эссе, в которых было так много дружелюбия и просьб поскорее продолжить рассказывать, как слушать, что слушать, зачем слушать.

Считаю необходимым разъяснить. Я — не музыкальный критик. Поэтому музыкальных критиков (дай им бог хорошего здоровья!) прошу расслабиться, ибо никто в этих материалах не будет посягать на их сакральные знания, во многом так и остающиеся недоступными для понимания подавляющего большинства слушателей. Но, безусловно, профессиональная критика тоже нужна в специальных профессиональных изданиях.

Здесь же не про критику. Здесь — про любовь к музыке, через которую — про любовь вообще.

И маленькое полезное пояснение в ответ на прилетевшую извне ремарку — друзья, по отношению к оперным постановкам можно в равной степени употреблять и глагол «слушать», и глагол «смотреть».

Сила гармонии: чему бизнес может научиться у симфонического оркестра 1Картина Аллы Петровой-Лемачко

Продолжим про Вселенную с великим множеством различных объектов — одиноких, разных по характеру их образования и деятельности. Но есть и скопления, которые являют собой особую мощь и величие. Во вселенной классической музыки таким мощным объектом является симфонический оркестр.

Представьте себе на сцене 80-100 человек. Каждый из них с самого детства часами овладевал искусством игры на выбранном инструменте. А это не только занятия наедине с музыкой и своим инструментом. Это занятия наедине с собой, своими эмоциями, переживаниями (очень часто не только позитивными). Это первые годы, когда мало что получается, а родители заставляют. Но рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь — вот оно, зазвучало. И начинаешь заниматься еще больше. Представляете, какое внутри человека формируется ядро собственной уникальности, самости?

А потом человек приходит в оркестр. Где еще несколько десятков таких уникальностей. Настоящих. Музыкантов с большой буквы, имеющих все возможности и навыки для музыкантского самовыражения. Готовых к сольным выступлениям.

Но это — Оркестр. И несколько десятков ярких индивидуальностей должны стать единым организмом. В противном случае не будет МУЗЫКИ. Если сфальшивит один — не только в прямом, но и в переносном смысле (душой), или захочет выделиться — по-другому зазвучит весь оркестр.

Эти несколько десятков человек становятся семьей — и на сцене, и в жизни. Они учатся (потому что по-другому нельзя) слушать и слышать друг друга. Они учатся помогать друг другу, потому что в противном случае пострадает целое, ради которого они живут. Каждый из них по-разному понимает то, что исполняет. По-разному относится к композиторам, жанрам, формам.

Что же дает им силы преодолевать свою разность, свою индивидуальность, не подавляя ее, но вливая в единый поток? Любовь к музыке. И именно эта разность, объединенная любовью к музыке, дарит нам феномен симфонического оркестра.

То, что оркестр — единый организм, связанный и вне сцены невидимыми нитями, я поняла в далекой по времени поездке с нашим оркестром во Францию. Мы заселились в отель не очень большого городка. И уже через 5-10 минут после заселения почти все музыканты знали, где какие магазины, музеи и прочие полезные бытовые институции. Не было еще развитого интернета, не было мессенджеров и социальных сетей. Но они все знали — как в большом муравейнике, где информация передается неведомым нам путем.

А еще есть Бог. В оркестре это — дирижер. 

Самое большое количество анекдотов в музыке, наверное, про дирижеров. Обожаемая и одновременно почти ненавидимая каста в оркестровой среде. Почему? Потому что он — один из… Которому остальные должны подчиняться.

В детстве не учат дирижированию. Поэтому каждый дирижер на начальном этапе своего обучения музыке обязательно овладевает каким-то музыкальным инструментом. В среднем звене музыкального образования появляется дисциплина «дирижирование» — у народников и дирижеров хора. И только в высшем звене появляется специальность «оперно-симфоническое дирижирование».

С этим дипломом человек приходит в коллектив из ста музыкантов, среди которых есть и более одаренные, чем дирижер, и более маститые.

Поразительно, но музыканты оркестра с первых шагов на сцену нового дирижера (необязательно молодого, но нового для данного оркестра) почти безошибочно понимают, кто в оркестровом доме будет хозяином. Дирижер еще не дошел до своего пульта, а это космическое скопление уже знает про него. Просканировали. Примет коллектив дирижера — значит, пойдет за его палочкой. Не примет — у оркестра много невидимых приемов выразить ему свое «фи».

А что дирижер? У него собственное понимание исполняемых произведений, свой характер, темперамент. И именно на нем лежит не просто роль, а настоящая миссия: объединить сто индивидуальностей на основе своей личности, не подчинить, а увлечь и убедить музыкантов, при этом не забыв об индивидуальности композитора. Через общую любовь к музыке он должен привести коллектив к мощному исполнительскому выражению общих эмоций.

Говоря сухим языком управленческих технологий — дирижер должен быть мощным управленцем. Без специального управленческого образования, но опираясь на глубокое понимание логики развития музыкального произведения.

***

К теме оркестра в следующий раз, потому что о нем можно говорить много. Поделюсь результатами блиц-опроса, который я провела среди близких мне дирижеров. Я задала им два вопроса: «Что такое оркестр» и «Что значит оркестр лично для вас».

Есть тема струнных инструментов — обширная, захватывающая, волнующая. Я уже готова анонсировать два интересных разговора в конце октября и в ноябре — не только о музыке, но и об инвестициях, о различиях между инструментами Гварнери и Страдивари и о том, почему некоторые музыканты сейчас предпочитают играть на инструментах современных мастеров. Это будут живые встречи, о времени и месте которых сообщу в следующей публикации.

А пока отвечаю на вопросы «С чего лучше начинать? Что слушать?»

Отвечаю честно — не знаю.

Главное — начать. Потому что это как в чтении — пока не начнешь читать, не поймешь, кто твой любимый автор.

Не рекомендовала бы начинать со сложных больших симфонических полотен. Лучше выбрать небольшие популярные симфонические произведения: миниатюры, фантазии, обработки для оркестра — например сочинения Рахманинова или Чайковского. Хотя у Чайковского можно не бояться и симфоний тоже. Конечно, гениальный Моцарт — плей-лист огромен.

И лучше прийти в зал. Потому что в концертном зале музыку воспринимаешь иначе, нежели через электронные носители даже самого высокого качества. В зале случается магия слияния не только оркестрантов (в исполнении), но и сидящих в зале (в общем слушании), и безусловно — общее энергетическое поле музыкантов и слушателей. 

А еще визуальная составляющая — когда не только слушаешь, но и наблюдаешь за музыкантами и дирижером. Получаешь дополнительную эмоцию.

И именно в концертном зале, как правило, происходит тот самый момент откровения, когда — вдруг! — накрывает. И ты задаешь вопрос самому себе: почему я раньше это не понимал и не слушал?

Как раз в эти дни, с 3 по 9 октября, в Свердловской филармонии проходит Симфонический Форум России. С разными программами выступят оркестры из Самары, Воронежа, Саратова, Петрозаводска и Ростова-на-Дону. Вот уж где можно слушать и сравнить!

Начнется Форум 3 октября выступлением нашего Уральского академического филармонического оркестра — одного из лучших в России. А завершится он 9 октября концертом легендарного Заслуженного коллектива России — Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, которым долгие годы руководили великие музыканты: сначала Евгений Мравинский, а затем Юрий Темирканов.

А пока, как Шехерезада, оставляю вас в состоянии незавершенности повествования и в ожидании нашей следующей встречи. 😊

Ранее на DK.RU: 

>>> Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях? Премьера рубрики

>>> Дирижер Дмитрий Лисс: «Про «лабутены» слышал. Выдающееся произведение»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.