Сила гармонии: чему бизнес может научиться у симфонического оркестра

Музыкантов нельзя подчинить формально — их можно лишь увлечь и убедить. Именно так работает дирижер, превращая множество голосов в единое звучание. Новая колонка Аллы Петровой-Лемачко.
DK.RU продолжает серию материалов о классической музыке. В новой колонке руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук Алла Петрова-Лемачко рассказывает о феномене симфонического оркестра и о том, как музыка объединяет исполнителей и слушателей.
Алла Петрова-Лемачко:
— Хочу поблагодарить за теплые отклики на мое первое эссе, в которых было так много дружелюбия и просьб поскорее продолжить рассказывать, как слушать, что слушать, зачем слушать.
Считаю необходимым разъяснить. Я — не музыкальный критик. Поэтому музыкальных критиков (дай им бог хорошего здоровья!) прошу расслабиться, ибо никто в этих материалах не будет посягать на их сакральные знания, во многом так и остающиеся недоступными для понимания подавляющего большинства слушателей. Но, безусловно, профессиональная критика тоже нужна в специальных профессиональных изданиях.
Здесь же не про критику. Здесь — про любовь к музыке, через которую — про любовь вообще.
И маленькое полезное пояснение в ответ на прилетевшую извне ремарку — друзья, по отношению к оперным постановкам можно в равной степени употреблять и глагол «слушать», и глагол «смотреть».

Продолжим про Вселенную с великим множеством различных объектов — одиноких, разных по характеру их образования и деятельности. Но есть и скопления, которые являют собой особую мощь и величие. Во вселенной классической музыки таким мощным объектом является симфонический оркестр.
Представьте себе на сцене 80-100 человек. Каждый из них с самого детства часами овладевал искусством игры на выбранном инструменте. А это не только занятия наедине с музыкой и своим инструментом. Это занятия наедине с собой, своими эмоциями, переживаниями (очень часто не только позитивными). Это первые годы, когда мало что получается, а родители заставляют. Но рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь — вот оно, зазвучало. И начинаешь заниматься еще больше. Представляете, какое внутри человека формируется ядро собственной уникальности, самости?
А потом человек приходит в оркестр. Где еще несколько десятков таких уникальностей. Настоящих. Музыкантов с большой буквы, имеющих все возможности и навыки для музыкантского самовыражения. Готовых к сольным выступлениям.
Но это — Оркестр. И несколько десятков ярких индивидуальностей должны стать единым организмом. В противном случае не будет МУЗЫКИ. Если сфальшивит один — не только в прямом, но и в переносном смысле (душой), или захочет выделиться — по-другому зазвучит весь оркестр.
Эти несколько десятков человек становятся семьей — и на сцене, и в жизни. Они учатся (потому что по-другому нельзя) слушать и слышать друг друга. Они учатся помогать друг другу, потому что в противном случае пострадает целое, ради которого они живут. Каждый из них по-разному понимает то, что исполняет. По-разному относится к композиторам, жанрам, формам.
Что же дает им силы преодолевать свою разность, свою индивидуальность, не подавляя ее, но вливая в единый поток? Любовь к музыке. И именно эта разность, объединенная любовью к музыке, дарит нам феномен симфонического оркестра.
То, что оркестр — единый организм, связанный и вне сцены невидимыми нитями, я поняла в далекой по времени поездке с нашим оркестром во Францию. Мы заселились в отель не очень большого городка. И уже через 5-10 минут после заселения почти все музыканты знали, где какие магазины, музеи и прочие полезные бытовые институции. Не было еще развитого интернета, не было мессенджеров и социальных сетей. Но они все знали — как в большом муравейнике, где информация передается неведомым нам путем.
А еще есть Бог. В оркестре это — дирижер.
Самое большое количество анекдотов в музыке, наверное, про дирижеров. Обожаемая и одновременно почти ненавидимая каста в оркестровой среде. Почему? Потому что он — один из… Которому остальные должны подчиняться.
В детстве не учат дирижированию. Поэтому каждый дирижер на начальном этапе своего обучения музыке обязательно овладевает каким-то музыкальным инструментом. В среднем звене музыкального образования появляется дисциплина «дирижирование» — у народников и дирижеров хора. И только в высшем звене появляется специальность «оперно-симфоническое дирижирование».
С этим дипломом человек приходит в коллектив из ста музыкантов, среди которых есть и более одаренные, чем дирижер, и более маститые.
Поразительно, но музыканты оркестра с первых шагов на сцену нового дирижера (необязательно молодого, но нового для данного оркестра) почти безошибочно понимают, кто в оркестровом доме будет хозяином. Дирижер еще не дошел до своего пульта, а это космическое скопление уже знает про него. Просканировали. Примет коллектив дирижера — значит, пойдет за его палочкой. Не примет — у оркестра много невидимых приемов выразить ему свое «фи».
А что дирижер? У него собственное понимание исполняемых произведений, свой характер, темперамент. И именно на нем лежит не просто роль, а настоящая миссия: объединить сто индивидуальностей на основе своей личности, не подчинить, а увлечь и убедить музыкантов, при этом не забыв об индивидуальности композитора. Через общую любовь к музыке он должен привести коллектив к мощному исполнительскому выражению общих эмоций.
Говоря сухим языком управленческих технологий — дирижер должен быть мощным управленцем. Без специального управленческого образования, но опираясь на глубокое понимание логики развития музыкального произведения.
***
К теме оркестра в следующий раз, потому что о нем можно говорить много. Поделюсь результатами блиц-опроса, который я провела среди близких мне дирижеров. Я задала им два вопроса: «Что такое оркестр» и «Что значит оркестр лично для вас».
Есть тема струнных инструментов — обширная, захватывающая, волнующая. Я уже готова анонсировать два интересных разговора в конце октября и в ноябре — не только о музыке, но и об инвестициях, о различиях между инструментами Гварнери и Страдивари и о том, почему некоторые музыканты сейчас предпочитают играть на инструментах современных мастеров. Это будут живые встречи, о времени и месте которых сообщу в следующей публикации.
А пока отвечаю на вопросы «С чего лучше начинать? Что слушать?»
Отвечаю честно — не знаю.
Главное — начать. Потому что это как в чтении — пока не начнешь читать, не поймешь, кто твой любимый автор.
Не рекомендовала бы начинать со сложных больших симфонических полотен. Лучше выбрать небольшие популярные симфонические произведения: миниатюры, фантазии, обработки для оркестра — например сочинения Рахманинова или Чайковского. Хотя у Чайковского можно не бояться и симфоний тоже. Конечно, гениальный Моцарт — плей-лист огромен.
И лучше прийти в зал. Потому что в концертном зале музыку воспринимаешь иначе, нежели через электронные носители даже самого высокого качества. В зале случается магия слияния не только оркестрантов (в исполнении), но и сидящих в зале (в общем слушании), и безусловно — общее энергетическое поле музыкантов и слушателей.
А еще визуальная составляющая — когда не только слушаешь, но и наблюдаешь за музыкантами и дирижером. Получаешь дополнительную эмоцию.
И именно в концертном зале, как правило, происходит тот самый момент откровения, когда — вдруг! — накрывает. И ты задаешь вопрос самому себе: почему я раньше это не понимал и не слушал?
Как раз в эти дни, с 3 по 9 октября, в Свердловской филармонии проходит Симфонический Форум России. С разными программами выступят оркестры из Самары, Воронежа, Саратова, Петрозаводска и Ростова-на-Дону. Вот уж где можно слушать и сравнить!
Начнется Форум 3 октября выступлением нашего Уральского академического филармонического оркестра — одного из лучших в России. А завершится он 9 октября концертом легендарного Заслуженного коллектива России — Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, которым долгие годы руководили великие музыканты: сначала Евгений Мравинский, а затем Юрий Темирканов.
А пока, как Шехерезада, оставляю вас в состоянии незавершенности повествования и в ожидании нашей следующей встречи. 😊
Ранее на DK.RU:
>>> Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях? Премьера рубрики
>>> Дирижер Дмитрий Лисс: «Про «лабутены» слышал. Выдающееся произведение»



