Лебедев: «Не надо заниматься имитацией прошлого. Это — тупик»

Артемий Лебедев рассказал о лучших парках России, о том, что Пушкин предпочел бы гулять под светодиодными, а не под газовыми фонарями, и почему парк без занятий любовью — это недопарк.
Артемий Лебедев поделился личным опытом с многочисленными слушателями в рамках форума 100+ TechnoBuild. В этот раз речь зашла о парках и их значении для больших и малых городов, а также влиянии новых трендов на самосознание людей. DK.RU традиционно собрал интересные моменты выступления дизайнера, чтобы читатели могли сами решить, соответствуют ли его советы уральской идентичности.

Возможно, у вас появится ГлавПарк
Мы давно работаем с компанией PRINZIP, которая собирается сделать в Екатеринбурге Главный парк. И это серьезная заявка, много сил нужно на ее реализацию. В команде должно быть много биологов, флористов и других специалистов, понимающих эту тему. Тогда в итоге может получиться абсолютно отдельная самостоятельная сущность, такая как Центральный парк в Нью-Йорке или Зарядье в Москве.
Но я очень надеюсь, что это будет абсолютно своя история, которая станет символом, визитной карточкой Екатеринбурга. А для этого нужно понимать еще некоторые важные вещи, не забывать о мелочах, которые и создают атмосферу места.
У нас есть необходимость быть не только в доме, а где-то еще, там, где нам просто хорошо.
Мы довольно счастливая нация, потому что у нас есть культура дачи. Многие страны вообще не знают, что это такое, например в Европе нет такого понятия. А мы на лето, как правило, любим выезжать куда-то: даже если это шесть соток, редисочка растет, какой-то парничок стоит, нас уже это устраивает. Остальные эту потребность начали как-то замечать и реализовывать совсем недавно.
В 20 веке мы наблюдали, как отдавали наши города автомобилям, и это была огромная урбанистическая ошибка. Сейчас города стараются отдавать обратно людям. У нас в стране это случилось, можно сказать, «вчера», хотя какое-то количество парков уже существует, есть замечательные примеры: Челябинский городской бор, Парк Галицкого в Краснодаре, Зарядье в столице.

Во многих других городах есть какой-нибудь парк — обычно он называется ЦПКиО. Там есть колесо обозрения, аттракционы, кафушки, люди приходят кирнуть и съесть шашлык. Москва не была в этом плане исключением, хотя, если посмотреть на спутниковую карту, в столице очень много парков. Но если просто выйти на улицу и спросить среднего москвича, он не скажет, что Москва — зеленый город. Неблагодарная сволочь — там реально много парков и лесов с лосями и другими дикими животными: не только в Берлине есть зайчики и ежики.
Но вот то, что у людей есть потребность находиться на природе и со всем этим взаимодействовать, стали серьезно замечать только лет 20 назад.
Парк Горького — большая зеленая полоса, на которую обратили внимание еще в 30-е годы и решили оставить ее в качестве леса. Потом передумали: давайте скажем людям, что это парк культуры и отдыха, нанесем его на карту, дадим название, и это будет точка притяжения.
Соответственно, появилась станция метро, парк культуры, который довольно долгое время существовал исключительно в качестве места с аттракционами летом и катком зимой. Люди приезжали сюда пострелять в тире и пожрать шашлыков, и вообще ничего хорошего от этого места никто не ожидал. А потом случилась революция: парком решили заняться и переформатировать его. И так случайно вышло, что нас позвали сделать этому парку ребрендинг. Сергей Капков занимался этим процессом. Совершенно прогрессивный чувак, очень классный, который после этого Парк возглавил.

(За свою деятельность по изменению Парка Горького Сергей Капков был признан «Открытием 2011 года» по версии журнала GQ — прим. DK.RU).
И это было очень круто, так как никто не верил, что можно убрать колесо обозрения, убрать шашлыки, тиры и все традиционные развлечения и сделать из этого места что-то неслыханное.
Там открылась набережная с деревянными помостами, где можно заниматься йогой и медитацией. Там можно кормить уточек. Теперь это просто парк для души. Оказалось, потребность проводить время по-старому у людей ушла, а потом случилась полная трансформация: этот парк полюбили.
Важны детали. Например, в логотипе Парка Горького есть маленький секретик: если посмотреть поближе, там спрятана птичка, а если дальше изучать навигацию, то в написании каждого объекта найдется какая-то штучка, чтобы было интересно. Таким образом, ты можешь находить новые смыслы в старой локации. Процесс заключается в том, что мы выделяем территорию, наделяем ее смыслом, даем ей название. Это очень важный процесс. Он, в принципе, применим практически ко всем областям жизни, это называется брендинг.
Мы можем практически любой вещи, сущности дать какое-то название и придумать роль, что в итоге увеличит ее стоимость: у нас есть кликер для презентации, и если мы назовем его Валерией, то он будет стоить в два раза дороже. Это такой тайный прием дизайнеров и маркетологов, которым можно пользоваться.
Когда случилась эта история успеха, в Москве начали программу реновации всех парков, которая все еще идет: уже в разных районах есть такие места с водопадами и белочками, где можно хорошо провести время, просто погулять. Другие ребята приезжают в Москву и думают: а что бы нам так не сделать? Например, сейчас прямо в центре Перми создали совершенно потрясающие джунгли, где ты можешь отдохнуть от города и получить мегакайф.

Парки мог быть самыми разными, а значит нужно придумывать разный мерч, брендинг, всякие штуки-дрюки. Даже какой-нибудь пирожок или картошечку, которые продаются в парке, можно завернуть в айдентику этого самого парка.

Парк Эрмитаж больше похож на сад: такая небольшая камерная история, в которой очень много театра, высокой кухни и других активностей. Мы сделали набор разных логотипов — это нормально, вариативность приветствуется. Люди прекрасно к этому относятся, и этим можно всегда пользоваться. Так возникают дополнительные связи с объектом: не просто какой-то набор деревьев в городе, а пространство, у которого есть название и сущность, есть точка на карте, есть топоним, есть смыслы.
Для Сестрорецкого курорта была задача сделать новые фонари освещения. Непростой процесс, потому что ребята хотели, чтобы мы по старым фотографиям восстановили фонари, какие были раньше. А мы сказали, что поезд уехал, время прошло и надо начинать заново. Потому что те фонари, которые там когда-то стояли и производили впечатление на людей, не были имитацией чего-то предыдущего.

Мы предложили: давайте сделаем такой фонарик, который будет ни на что не похож, и его потом будут другие копировать и повторять. Смотрите, Пушкин гулял по Москве при газовых фонарях, которые были суперсовременными на тот момент. При этом, когда делали эти фонари, не пытались имитировать какой-нибудь там факел, который торчит из стены пещеры, как в фильме про Индиану Джонса. То есть люди всегда делали что-то новое, двигались вперед.
Сейчас, когда у нас есть возможность сделать вообще все что угодно, очень часто себя ограничивают имитацией.
Если приехать на Тверской бульвар, там будут стоять фонари типа как при Пушкине, что является абсолютной дуростью. Надо делать новый, современный, классный фонарь: если бы светодиоды были при Пушкине, можно не сомневаться, что ими бы воспользовались.
Пусть и мы будем основоположниками чего-то нового. Очень многие люди топчутся на месте. Им кажется, что стилизация — это сохранение культурного наследия, но это тупик.
Следующий проект — парк Зарядье в центре Москвы на месте гостиницы Россия. Он представляет разные климатические и природные зоны нашей страны: там есть болото, березовый и хвойный лес, разная трава и цветы. Для этого парка много чего было сделано, включая канализационные люки, а логотип создан из стилизованных элементов крыши концертного зала в Зарядье. Все, все важно, не бывает случайных элементов.
Навигация — это тоже важная вещь. Во многих парках существуют ментальные карты, благодаря которым мы себе представляем, как устроено пространство. Навигация может быть на носителях, на стационарных, в самом месте.
Парк Галицкого в Краснодаре — лучший в России, который просто сносит крышу и вообще производит впечатление на любого человека, который там оказывается. Мы делали навигацию для этого парка и подошли к вопросу нестандартно: сделали указатели с заливкой жидким стеклом, чтобы было ощущение, что все это парит в воздухе. Это максимально нестандартный парк и, соответственно, максимально нестандартное решение для навигации. И дорогое.

В Кировске мы сделали схему транспорта и навигацию в мотивах полярного сияния, и город, который обычно ассоциируется с чем-то промышленным, обрел черты симпатичности и уникальности. Точно так же в Териберке, где живет 300 человек, оказывается, можно сделать дизайн-код, придумать, как будут выглядеть уличные указатели, можно бороться с уличным хаосом, чтобы город обрел свою узнаваемость. Так проявляются цивилизационные очаги, и люди тоже начинают менять свое поведение. Поэтому мы везде ставим разные арт-объекты и мафы, и люди отзываются на это. Даешь качели — качаются, даешь укромные уголки — читают и отдыхают.

У людей есть потребность находиться на улице не только когда тепло, хотя в Москве есть приказ, что ты должен в октябре свернуть летние площадки до апреля. Улица принадлежит снегу, хотя там снега давно нет. А люди хотят сидеть зимой на улице тоже. В Швеции и Норвегии зимой на летние веранды кладут овечью шкуру, ставят инфракрасный обогреватель. И людям от этого хорошо.
Вместо эпилога: разница между парком и недопарком в том, появится ли у людей желание заняться там любовью.
В парке Зарядье в 50 метрах от Кремля люди занимались любовью, значит, мы сделали такое место, где люди себя ведут, как дома. Это идеал, к которому можно стремиться, такой KPI, который можно себе поставить. Пока у тебя в парке не начали заниматься любовью, у тебя недопарк.
Читайте также на DK.RU:
>>> Выступление Артемия Лебедева на прошлогоднем форуме форум 100+ TechnoBuild: «Наши малые города — «жопа». Но даже Среднеуральск можно превратить в маленькую Швейцарию».
>>> Выступление Артемия Лебедева на бизнес-конференции «Старт. От найма к бизнесу»: Артемий Лебедев: «Легкость — самая важная вещь на свете. Подорвался — и сразу делай».




