В ближайшее время около 7 тыс. российских перевозчиков уйдут с рынка

Компании, занимающиеся грузоперевозками, фиксируют разрыв между себестоимостью перевозки и тарифами, а из-за высокой ключевой ставки они не могут обновлять парк техники.
Рентабельность доставки грузов снизилась, грузоперевозчики вынуждены отказываться от лизинговых автомобилей, многие планирует свернуть деятельность, пишут «Известия», ссылаясь на участников рынка.
В процессе банкротства или ликвидации сейчас находится 6,7 тыс. юрлиц, занимающихся перевозкой грузов автотранспортом. Всего таких компаний в России, по данным Rusprofile, 458,2 тыс. Еще 7% из этого числа могут начать процедуру ликвидации в 2026 г.
Проблемы у всех перевозчиков одни. Главная — снижение рентабельности бизнеса. По словам основателя компании «Лидер Транс» Михаила Устюжанина, в мае 2025 г. тарифы на перевозку упали почти на треть год к году, до 66 руб. за 1 км с НДС, а расходы достигли 82 руб. В целом себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 г. увеличилась на 15% из-за подорожания горючего, обслуживания техники и зарплат водителей.
Все это привело к массовым отказам от лизинговых машин.
Такой ситуации не было последние 17 лет. Объемы изымаемой техники бьют рекорды и с июня 2025 года ежемесячно увеличиваются на 20%, — утверждает Устюжанин.
Ухудшает положение логистов и понижение порога входа в патентную систему налогообложения, анонсированное российскими властями. Напомним, перевозка грузов входит в перечень отраслей, которые могут работать по патентам. Однако если раньше обязанность платить НДС для таких компаний возникала после превышения оборота 60 млн руб. в год, то с 2026 г. порог будет снижен до 10 млн руб. Таким образом, большая часть перевозчиков будет вынуждена перейти на общую систему налогообложения.
На этом фоне не менее 7% грузоперевозчиков могут покинуть рынок, прогнозирует финансовый директор транспортной компании «Орда» Руслан Сафин.
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель считает, что на рынке началось естественное обновление отрасли.
Повышение прозрачности, внедрение электронной транспортной накладной и переход на новые налоговые режимы станут не только вызовом, но и стимулом к повышению эффективности. Компании, которые сумеют адаптироваться к изменившимся условиям, получат более устойчивую модель бизнеса и смогут укрепить свои позиции, — считает Ирина Заседатель и отмечает, что у отрасли есть шансы восстановиться.
DK.RU уже рассказывал, что российские перевозчики массово возвращают взятые в лизинг большегрузы, а продажи новых крупнотоннажных машин за пять месяцев 2025 г. снизились на 55,9% год к году. Текущее положение дел на рынке новых грузовых автомобилей глава ПАО КАМАЗ Сергей Когогин охарактеризовал как коллапс.
По данным директора департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинг» Вячеслава Михайлова, на рынке лизинга ежемесячно изымается более 1200 грузовой техники, а стоки по состоянию на июнь текущего года составили около 42 тыс. единиц.
В «СберЛизинге» уточнили, что большая часть изъятой техники — грузовые автомобили и прицепы к ним (седельные тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы). Доля вышеуказанных категорий транспорта в 2024 г. составляла 69% от общего изъятия, в 2025 г. — 68%.
Ранее эксперты лизинговой сферы рассказывали нашему изданию, как компании справляются с критической ситуацией.



