Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает
Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

Нам бы научно-просветительский центр, четкие гастрономические маршруты и в Городке чекистов прибраться, но на все не хватает воли, считают эксперты. По их мнению, финансирование сейчас — не проблема.

DK.RU публикует вторую часть дискуссии «С чем Екатеринбург может выйти на туристические карты России и мира». В первой части наши эксперты обозначили самые значимые места притяжения для туристов, которые либо уже есть, либо запроектированы. Во второй — выступили визионерами: поделились идеями проектов, которые выведут туризм в Екатеринбурге на новый уровень. Конечно, не обошлось без обсуждения проблем отрасли.

Мы пригласили к дискуссии наших постоянных спикеров и авторов, среди них: 

Евгений Евстифеев, юрист, заместитель председателя Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие.

Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга.

Сергей Козлов, основатель ГК «Априори», депутат гордумы Екатеринбурга, эксперт СОСПП/член СОСПП.

Татьяна Мосунова, автор исторических текстов в журнале «Деловой квартал», журналист, гид-экскурсовод по Екатеринбургу.

Юлия Удалова, архитектор, руководитель «Мастерской архитектурно-строительных концепций».

Яков Можаев, ресторанный критик, автор гастрономического шоу «Можно! с Можаевым».

Перед Кремлем можно выпить чашечку кофе, а в Екатеринбурге на улице Пушкина — нет

По мнению некоторых экспертов, привести город в порядок не позволяет система, созданная для охраны памятников архитектуры. Обшарпанные фасады не дают прохожим увидеть их красоту, но проблемы далеко не только в финансировании. Интересно, что в Екатеринбурге, например, запрещено делать летние веранды перед ОКН. Такого практически нигде нет. 

Евгений Евстифеев:

— В Екатеринбурге готовятся к открытию несколько ресторанов в памятниках архитектуры: в усадьбе Башуровой на Хохрякова, 68 (здание реставрирует «УГМК-Застройщик»), в усадьбе Сапожникова на Горького, 49 (реставрировала компания «Брусника»), есть и другие.

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает 1

Таких примеров могло быть гораздо больше, но все это происходит медленно из-за бумажной волокиты. Мы по полгода согласовываем проекты в одном госоргане — это же ненормально! Больше всего вопросов здесь возникает к региональному органу охраны памятников (управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области — прим. ред.)

В Нижнем Новгороде большинство ОКН восстановили в течение четырех лет. Потому что там для этого создана специализированная автономная некоммерческая организация, объединяющая несколько рабочих групп, куда вошли региональное управление охраны ОКН, органы, отвечающие за туризм, и, соответственно, несколько представителей органов местного самоуправления.

Руководитель новгородского органа охраны памятников лично выезжает на место реставрации и проводит личные приемы инвесторов. В нашем регионе чаще всего на диалог с потенциальными инвесторами никто не общается, потому что думают, что все общение это — в интересах застройщика или бизнеса.

Почему? Это в первую очередь работа в интересах развития города и области.

Более того, зайдите на сайты арбитражного, областного или районного судов и вы увидите, что они забиты исками либо от госорганов к предпринимателям, либо наоборот. В последнее время появилась тенденция привлекать к ответственности проектировщиков, подрядчиков. Какие-то постоянные претензии, предостережения, а рабочего взаимодействия никакого нет.

У нас, например, перед ОКН запрещено ставить летние веранды. Везде разрешено, а у нас запрещено. Почему так? Я не понимаю. Почему напротив Кремля можно посидеть на летней веранде, а в Екатеринбурге на улице Пушкина — нельзя?

Сергей Козлов:

— Любой застройщик, сталкиваясь с памятником архитектуры, часто пытается от него дистанцироваться. Причина понятна: на его содержание тратятся значительные ресурсы, при этом ответственность за сохранность лежит на владельце.

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает 2

Мы переводим памятники из федеральной собственности в муниципальную и опасаемся чрезмерного давления со стороны государственных органов. Вопрос здесь скорее к системе и законодательству, чем к отдельным людям. Знаете, какой самый частый запрос к юристам по памятникам архитектуры? — «снятие статуса».

Юлия Удалова:

— Мы знаем эту историю: если статус сняли, то далее, как правило, следует снос… Можно ли вообще говорить о какой-либо туристической привлекательности здесь, у нас, если утрачивается уникальная городская среда?

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает 3

Я тоже приведу пример работы в другом регионе. Мы занимались восстановлением крохотного ОКН в крохотном городе Пермского края. У меня возник вопрос и мне организовали видеоконференцию с руководителем инспекции Пермского края, которая за пять минут объяснила, какими нормами руководствоваться в конкретной достаточно сложной ситуации. Более того, мне предложили подключить экспертную группу для дальнейшего согласования проекта.

В нашем регионе более закрытый государственный орган. У нас в общественном совете мы занимаемся тем, что отслеживаем коррупционную составляющую, совет не имеет полномочий работы с сообществом.

Сергей Козлов:

— Усадьбу Беленкова снесли очень быстро. Я ознакомился с заключением экспертов — там упоминались серьезные проблемы, но на месте усадьбы уже построили жилье. Получается, что препятствия мешали памятнику, но не новому дому.

Что касается усадьбы Харитоновых-Расторгуевых: Управление ОКН Свердловской области выдало акт на ремонт, по которому работы начнутся только с 2028 г. В усадьбе в нескольких местах течет вода с потолка, требуется срочная замена крыши. В таких условиях ждать шесть лет — это слишком долго.

Красивых памятников у нас не так много, поэтому крайне важно находить баланс и договариваться с предпринимателями, историками и экспертами.

Татьяна Мосунова:

— Группы на экскурсии по екатеринбургскому конструктивизму почти всегда заполнены. Это самая популярная экскурсия в Екатеринбурге. Но надо приложить очень много усилий, чтобы туристы, встав перед Большим Уралом, за обшарпанными стенами увидели его красоту.

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает 4

На всех туристических выставках мы показываем Городок чекистов как один из главных туристических объектов города. Но там не только фасады облетают, там даже на придомовой территории некому прибраться.

Сергей Козлов:

— В Европе за внешний вид и сохранность памятников архитектуры отвечают их собственники. У нас «Городок чекистов» — жилой. Хоть один из сособственников готов 1000 руб. выделить на фасад? Нет! Да, у нас сформирован Фонд капитального ремонта, но про памятники в нем нет ни слова.

Юлия Удалова:

— Давайте вспомним Венецию. Там же не все дома отреставрированы и находятся в идеальном состоянии. Многие на какой-то период законсервированы. Некорректно ставить вопрос — сколько памятников нужно сохранить для города. Сохранять нужно все памятники без исключения.

Чего не хватает екатеринбургскому туризму

В екатеринбургском туризме есть вопросы, которые непонятно кто должен решать, есть маршруты, но неизвестно, где брать путеводители, есть туристско-информационный центр, но его не могут найти туристы. 

Яков Можаев:

— Одной архитектуры для туризма мало. Туризм — это люди. Люди должны захотеть сюда приехать, понимать, что здесь что-то можно посмотреть. В связи с этим вспоминается гастрономическая выставка на ВДНХ. Это отдельной повод для боли, потому что там про Екатеринбург не было нигде ни слова. Казань была, Уфа была, нас — не было. 

Что мешает екатеринбургскому туризму и чего ему не хватает 5

В сентябре в Екатеринбурге проходил Евразийский ресторанный форум. Туда приехали ребята из многих городов России. Они спрашивают, куда сходить поесть местных специалитетов? Им хочется попробовать чего-то необычного, а вести-то их некуда.

Для меня городом, который можно в этом смысле брать в пример, является Вена. Здесь туризм работает как часы: вот центр, вот гостевые маршруты. Вне их можно продавать что угодно — хоть суши, хоть шаурму, но на гостевых маршрутах — будьте любезны — только шоколад, венские колбаски, шницель, жареные каштаны, только аутентичное. Для этого нужны не деньги, а государственная воля.  

Татьяна Мосунова:

— К слову о взаимодействии с властью: в последние годы чувствуется желание вести диалог с теми, кто работает с туристами так сказать лицом к лицу — с экскурсоводами, городскими сообществами, музеями. Имеется достаточно большое количество гостевых маршрутов, но где туристу найти о них информацию — большой вопрос.

Представьте себя туристом, который спонтанно хочет отправиться на обзорную экскурсию. Где вы ее будете искать? Городской туристско-информационный центр находится в креативном кластере «Домна», но, чтобы туда попасть, нужно быть очень информированным человеком. ТИЦ Екатеринбурга должен находится в месте, которое очевидно для туристов и подходит маломобильным.

Понятно, что турист — это не только про потребление информации. Турист — это про отдых, людям нужно расслабиться, вкусно поесть, получить эмоции. Но если вернуться к качеству транслируемой информации, меня всегда удивляло, что в нашем большом промышленном городе нет ни одного внятного научно-технического музея. Хотя мы позиционируем себя как город высоких технологий.

Я задумалась над этим, когда побывала в Центре науки «Коперник» в Варшаве. Замысел создания центра зародился еще в начале 2000-х годов с целью повысить научную грамотность и пробудить интерес к исследованиям у жителей Польши. В 2005 г. центр был открыт — огромное здание с интерактивными экспозициями. И почти сразу он стал центром туристического притяжения. Посетить его ехали туристы из соседних стран, в том числе и из России.

Да, создание такого центра — это далеко идущие планы, а нам сейчас нужно разработать систему маленьких шагов, чтобы достичь чего-то великого.

Лучше всего работает система частно-государственного партнерства. Это было в прошлом, когда в 1845 г. строили первый городской театр. Или еще пример из начала 2000-х, когда строили Храм-на-Крови. Проект, который лежал без движения с начала 1990-х, после обращения губернатора Эдуарда Росселя к промышленникам был закончен за три года. 

Сергей Козлов:

— Было бы хорошо, если бы средства туристического налога направлялись на развитие туризма, благоустройство города и реставрацию памятников.

Люди, которые давно не были в Екатеринбурге, отмечают, что город стал гораздо привлекательнее. Архитектурного единства у нас нет, но, возможно, разнообразие тоже играет на руку. Приезжие ценят наши рестораны — они высокого уровня по сравнению с близлежащими городами.

Государство сейчас поддерживает проекты, связанные с историей, туризмом и идентичностью. Нужно сформулировать 5–6 веских причин посетить город, чтобы претендовать на эти средства

Татьяна Мосунова:

— У нас есть некоторые практические вопросы, касающиеся приема туристов, которые непонятно кто должен решать. Например, организация питания для больших групп в пиковое время. Сейчас дни школьных каникул. Конечно, организаторы как могут справляются, но это очень острый вопрос. Обеденное время. Приезжает несколько десятков автобусов по 40 человек — куда их вести?

Если закладывать, что город будет ориентирован на большой поток туристов, то это вопрос нужно предусматривать. Хотя существующему бизнесу не слишком интересен бюджетный турист. 

Второй год мы обсуждаем, как нам нужны гастрономические экскурсии. Но мало кто из предпринимателей этой темой заинтересовался. Когда мы выходим на рестораторов с конкретным предложением, они ставят условие: сообщите за три недели заранее. Но с поточными туристами так нельзя. Турист не будет за три недели уведомлять гастрономический рынок города о том, что собирается сюда приехать.  

В других городах это уже поняли. В Архангельске есть «Дом пряника», и каждый день в 17 часов там проводится мастер-класс для всех желающих. И он пройдет — неважно, там будет один турист или десять. В Екатеринбурге такой истории нет.

Юлия Удалова:

— По большому счету, вся архитектура Екатеринбурга — это следы той самой горнозаводской цивилизации. Мы можем проследить, как отстраивался вокруг завода кирпично-деревянный Екатеринбург, как застраивались в эпоху конструктивизма Химмаш и Уралмаш. Эта концепция, наверное, правильная и на эту ниточку можно навязать все наши уникальные составляющие.

Евгений Евстифеев:

— У нас есть туризм, иначе у Татьяны и других экскурсоводов не было бы работы. Да, Самара, Нижний Новгород и Ярославль могут стать примером в этом смысле. Там туризм и современность гармонично переплелись, потому что в старом фонде открывается много туристических локаций, в том числе кафе и ресторанов. У нас, к сожалению, либо пока запроса такого нет, либо он есть, но инвесторы не знают, к кому обратиться. Люди боятся связываться с объектами культурного наследия из-за бюрократии.

Нужен диалог, создание рабочей группы, понимание, что где-то стоит пойти на послабление закона. Нужно найти баланс. Мне кажется, он может быть найден только если к вопросу подключится губернатор.

Фотографии: Ирина Смирнова

Читайте также на DK.RU: «Ситуация на букву «ж»: что делать с ОКН в Екатеринбурге? Мнения застройщиков и чиновников.

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.